«Семейные традиции донских казаков».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Средняя группа. Конспект занятия по ООМ.
Тема: «Семейные традиции донских казаков».
Цель: привитие детям казачьих семейных ценностей, бережного отношения к культуре и бытовым традициям своей малой Родины.
Звучит казачья народная музыка, воспитатель с детьми входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Воспитанники: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитанники: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?
Воспитанники: предметы, игрушки.
Воспитатель: А посмотрите в окошко, что мы видим?
Воспитанники: деревья, птицы, растения.
Воспитатель: Все что вы перечислили, как это называется, что это?
Воспитанники: Это окружающий нас мир!
Воспитатель: Правильно ребята, это окружающий мир.
Главное в этом мире это мир и гармония в наших семьях.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно вокруг, может вы видите что-то новое?
Дети находят новую книгу.
Воспитатель: Посмотрите скорее, у нас новая книга, она не только красивая, она же волшебная.
Открыв ее, мы окажемся в далеком прошлом казаков.
Ребята, вы хотите отправить в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого мы должны взяться за ручки, двигаться против часовой стрелки и произнести такие слова:
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
Мы по кругу пойдем в прошлое мы попадем.
Книга открывается, волшебство начинается.
Мы с вами оказались в прошлом, где живут донские казаки.
Ребята, а вы хотите узнать, о чем эта книга.
Дети: Да.
Воспитатель: Вам нужно отгадать загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно семья
Ребята, что такое семья?
Дети: Семья - это мир, где царит любовь и дружба.
Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга,
Семья - это, люди, которые ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нём, отдыхать, чтобы в нем играть, кушать, каждый из нас любит свой дом, за то, что в нем тепло и уютно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, вы знаете, что это за дом?
Дети: это казачий курень.
Воспитатель: А кто в них жил?
Дети: Донские казаки.
Воспитатель: А кто такие, Донские казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди; Это настоящие защитники; Они умели делать все сами: строить жилище, обустраивать хозяйство, кормить и одевать семью.
Воспитатель: Ребята, пойдемте присядем на свои места. Мы с вами поговорим о семейных традициях донских казаков.
Семья для казака это святое. Казачьи семьи большие, в семьях много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в семье соблюдались традиции.
Рождение девочки в семье казака это тихая домашняя радость.
О периодах взросления девочки в казачьей семье, я предлагаю рассказать девочкам.
Рассказ девочек по картинкам.
Воспитанники:
1.Когда появлялась девочка на свет, женщины мыли девочку, а папа должен был, есть горькую кашу, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось.
2. Когда девочка сделала первый шаг, ей дарили ленточки, для бантиков и платочек, ходить в церковь.
3.Когда девочка взрослела, дедушка дарил внучке серебряное колечко и говорил, что она теперь «не дитё», а «барышня».
Воспитатель: Девочки должны были уметь практически все. С раннего возраста их приучали к труду: они стирали, мыли полы, осваивали шитье, вязание, вышивание. Девочка должна быть умелой, ловкой.
Я предлагаю вам сейчас проверить, какие вы ловкие, поиграть в казачью игру. А вы мальчишки внимательно смотрите.
Казачья игра.
Девочки становятся в круг, каждая берет палочку, на которую привязана лента, они связаны в центре. Побеждает та, которая первая намотает ленту на палочку.
Воспитатель: Вот какие ловкие наши девочки, они обязательно вырастут настоящими хозяйками.
А сейчас, я предлагаю мальчикам рассказать о периодах взросления мальчика.
Рассказы мальчиков по картинкам.
Воспитанники:
1.После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили оружие: шашку или кинжал. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню.
2.Когда у мальчика появлялся первый зуб, отец вёз сына на коне в церковь. В церкви ставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
В нашем селе Кулешовка, на нашей малой есть храм Святого Великомученика Георгия Победоносца.
3.Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз, несли к церкви и сажая верхом на коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли домой. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!».
4.Когда мальчику исполнялось три года, отец на большой поляне возле лесного озера строил казаков на молитву. Мальчика сажали на коня, одевали ему шашку и отец вел три круга лошадь перед казаками. Молодому казайчонку говорили: Любо!. Затем с мальчика мама снимала шашку, отдавала ее атаману и говорила: Возьми атаман, послужи, а казаку подрасти нужно! Мальчик слезал с коня и с этой минуты он считался казаком.
Воспитатель: Любимыми занятиями казаков была рыбная ловля.
Донской казак не представлял себе жизни без рыбалки, рыбного промысла, которым кормилась его семья. Маленькие казачатам с ранних лет учились ловить рыбу.
Я предлагаю нашим мальчикам отправиться на рыбалку, а мы посмотрим, какие вы у нас рыбаки.
Игра рыбалка.
Воспитатель:
Одной из главных семейных традиций большой казачьей семьи, было сплочение детей. Отец обвязывал лентой всех своих деток. Дети должны жить дружно, всегда помогая друг другу.
Мы с вами частички своих семей, но живем мы с вами в одной большой и дружной семье в Детском саду «Матрешка». Обвязывая вас одной лентой, я предлагаю так же дружно жить в нашей группе, помогая друг другу, никогда не ссориться.
Ребята, давайте с вами, возьмемся за руки, встанем в круг, пойдем по часовой стрелке, скажем слова и закроем нашу волшебную книгу.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
И по кругу мы пойдем в детский сад мы попадем!
Но вот и оказались мы в нашем детском саду.
Ребята, расскажите где мы с вами были, что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я вам хочу подарить небольшие подарки, посмотрите, вы знаете, что это?
Дети: это подковки.
Воспитатель: Подкова - символ счастья.
Пусть в доме каждой из ваших семей всегда будет счастья.
Давайте скажем нашим гостям до свидание.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"
Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Консультация для родителей "Традиции семейного воспитания у казаков"
В консультации расскрывается вопрос об особенностях воспитания детей у казаков....
Сообщение на педсовет о сохранении традиций донских казаков
Сообщение на педсовет по теме " Сохранение казачих традиций"...
План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...
Проект "Быт и традиции донских казаков"
Проект "Быт и традиции донских казаков"...
"Традиции донских казаков"
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ....