Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Косаченко Элеонора Константиновна

Конспект занятия ориентирован для детей с общим недоразвитием речи, на обобщение и систематизацию знаний о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnyaya_skazka.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 детский сад №73 комбинированного вида

Приморского района Санкт – Петербурга.

Конспект

непрерывной образовательной совместной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

по образовательной области «речевое развитие»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

на тему: «Зимняя сказка»

(с использованием  ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий)

Автор:

Косаченко Элеонора Константиновна

воспитатель речевой группы  ГБДОУ детский сад № 73

(высшая квалификационная категория)

Санкт-Петербург

2019

Конспект НОД «Зимняя сказка»

(с использованием  ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий)

Автор-разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна, воспитатель речевой группы ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности.

Длительность мероприятия: 30 минут.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Педагогический замысел:

  • Расширять и уточнять представления детей о зиме, месяцах сезона;
  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Зима»;                                                                                                                               совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных разного рода, глаголов разной формы);
  • развивать фонематический анализ и синтез, оптико – пространственные представления, связную речь;
  • развивать слуховую, зрительную память, внимание, логическое мышление;
  • совершенствовать умение составлять предложение из заданных слов;
  • развивать умение составлять схемы предложений;
  • развивать тонкую и общую моторику;
  • совершенствовать умение координировать речь с движением;
  • формировать понятие причинно – следственных связей и закономерностей явления природы;
  • продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательного отношения, самостоятельности, ответственности.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года; чтение художественной литературы о зиме; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы во двор пошли гулять»; разучивание самомассажа «Вот на улице мороз»; отгадывание загадок, ребусов; индивидуальная работа по составлению схем к предложению.

Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, экран, презентация на тему «Зима», игрушка «Снежный ком», разрезные карточки со слогами, схемы предложений, письмо от «Зимы».

Примерный ход совместной деятельности:

  1. Вводная часть

«К нам пришло письмо одно,

  Было странное оно.

  Вместо марок - три снежинки,

  А конверт – из чистой льдинки,

  А письмо не на листке,

  А на беленьком снежке.

 Там была ещё загадка,

 Отгадать я не смогла.

 Может вместе мы, ребята,

 Угадаем, от кого оно?»

  Вот эта загадка:

«Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я ...» (Ответы детей)

  1. Основная часть

Воспитатель: «Правильно, ребята, письмо к нам пришло от Зимы! И сегодня мы свами поговорим о самом удивительном времени года «Зима». Обратите внимание на наш волшебный экран (Слайд №1)».

Воспитатель: «Какое время года изображено на экране?, а какие признаки зимы вы знаете?» ( Ответы детей).

Воспитатель:  «А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы, отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете подбирать к нему прилагательные. В этом нам поможет – снежный ком (дети при ответе передают снежный ком другому ребенку)». 

Игра «Подбери признак».

Зима (какая?) - …(холодная, снежная, морозная…).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый…).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная…).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный…).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная…). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая…). 

Воспитатель: « Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, а теперь помогите мне вспомнить названия зимних месяцев».

Игровое упражнение «Угадай месяц»

Воспитатель: «Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц». (Дети выполняют упражнение).

Воспитатель: «Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Ребята, какой из зимних  месяцев приходит к нам первым?» (Ответы детей).

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

На поля и на луга  до весны легли снега.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год. (Ответы детей). (Слайд №2)

Воспитатель:  «Ребята, раньше на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: «Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Давайте посмотрим на экран. Обратите внимание, какие в декабре деревья, что характерно для этого месяца?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на наш экран и отгадайте загадку о следующем зимнем месяце». (Слайд №3)

 Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

 Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

 Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.

 Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?  (Ответы детей).

Воспитатель: «Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а еще лютый, лютовей. Кто ответит почему?» (Ответы детей).  

Воспитатель: «Давайте снова посмотрим на наш экран и отгадайте загадку об еще одном зимнем месяце». (Слайд№ 4)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

По ночам мороз силён,  днём капели слышен звон.

То бураны и метели на деревню налетели.

День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (Ответы детей).

Воспитатель: «Февраль называли лютый, снеговей, бокогрей. Потому что в феврале стоят лютые морозы, вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели. Чтоб нам с вами не замерзнуть, давайте  немного поиграем».

Самомассаж «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз!  (Руки на поясе)

Ну-ка, все потрите нос!  (Трут кончик носа)

Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем)

 Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!  (Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем назад)

 По коленкам постучали,  (Стучат ладонями по коленям.)

 По плечам похлопали,  (Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)  

Ножками затопали!  (Топают ногами)

Воспитатель: «Вот мы с вами и согрелись. Оказывается, зимой иногда случаются оттепели (Слайд №5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»»? (Ответы детей).

Воспитатель: «Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.

 А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд №6) . Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья».

Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова». Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить, что же оно делает».

Дидактическая игра «Подбери слова»  

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает  …                                                           Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет  …                                                                Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится  …

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются  …

Воспитатель: «Молодцы ребята, все действия, вы назвали правильно, а теперь немножко отдохнем и пальчики мы с вами разомнем!»

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,        (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.          (Идут по столу указат. и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,               («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,      («Крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,     (Ведут указ. пальцем по ладони)

А еще в снегу валялись.     (Ладошки кладут на стол одной и другой  стороной)

Все в снегу домой пришли.      (Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.        («Едят ложкой» суп, ладони вместе кладут                     под щеку.)

Воспитатель: «Пальчики мы свами размяли, отдохнули, теперь пройдите и сядьте за столы. Молодцы ребята, посмотрите на экран, Зима приготовила для нас ребусы (Слайд №7), за каждый отгаданный ребус на экране будет появляться  картинка – отгадка. Напоминаю вам, что изображение рассматриваем не торопясь , внимательно, ребус отгадываем слева  направо». ( Воспитатель подсказывает, исправляет при затруднении. Дети выполняют задание). Ребусы: Снежинка, мороз, зима, снегирь, снеговик, сосулька.

Воспитатель: «Отлично ребята, вы молодцы! Посмотрите, какие же картинки у нас появились (Снежинка, мороз, зима, снегирь, снеговик, сосулька). (Слайд№8). Ой, ребята посмотрите, закружила сильная вьюга, и названия наших картинок разлетелись, давайте вы мне поможете их собрать».

Дидактическая игра «Путаница»

На столах у каждого ребенка выложены карточки со слогами.  Дети собирают слово из заданных слогов в правильном порядке. Каждый ребенок собирает по два слова. После выполнения задания, воспитатель совместно с детьми проверяет правильность  собранных слов.

Воспитатель: « Молодцы ребята, а сейчас составьте  предложения из слов,  которые у вас получились».

Упражнение «Составь предложение» (Дети составляют по одному предложению).

Воспитатель: «Хорошие предложения у вас получились,  а теперь, я буду составлять предложения из ваших слов, а вы будете  выкладывать схему к моему предложению (Наступила снежная и холодная зима. Красногрудый снегирь сидит на ветви ели. Мороз морозит детям нос)».

Дидактическое задание «Схема предложения».  (Дети выкладывают  схемы).

  1. Заключительная часть

Воспитатель: «Молодца ребята, вы отлично справились с этим заданием. На этом наше занятие подошло к концу, давайте с вами по очереди выскажемся, кому, что больше понравилось в нашем занятии, что нового вы узнали сегодня?» (Ответы детей).

Воспитатель: «А мне сегодня понравилось, что вы все были активными, хорошо справлялись  с заданиями, отвечали полными ответами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Посылка из цирка"

Конспект ориентирован на обобщение  и систематизацию знаний по формированию элементарных математических представлений....

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста  на тему: &l...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Весенний переполох"

Конспект занятия ориентирован для детей с общим недоразвитием речи, на обобщение и систематизацию знаний о весне. На развитие лексико-грамматческого строя речи....