Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия ориентирован для детей с общим недоразвитием речи, на обобщение и систематизацию знаний о зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimnyaya_skazka.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Приморского района Санкт – Петербурга.
Конспект
непрерывной образовательной совместной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
по образовательной области «речевое развитие»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
на тему: «Зимняя сказка»
(с использованием ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий)
Автор:
Косаченко Элеонора Константиновна
воспитатель речевой группы ГБДОУ детский сад № 73
(высшая квалификационная категория)
Санкт-Петербург
2019
Конспект НОД «Зимняя сказка»
(с использованием ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий)
Автор-разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна, воспитатель речевой группы ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности.
Длительность мероприятия: 30 минут.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Педагогический замысел:
- Расширять и уточнять представления детей о зиме, месяцах сезона;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных разного рода, глаголов разной формы);
- развивать фонематический анализ и синтез, оптико – пространственные представления, связную речь;
- развивать слуховую, зрительную память, внимание, логическое мышление;
- совершенствовать умение составлять предложение из заданных слов;
- развивать умение составлять схемы предложений;
- развивать тонкую и общую моторику;
- совершенствовать умение координировать речь с движением;
- формировать понятие причинно – следственных связей и закономерностей явления природы;
- продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательного отношения, самостоятельности, ответственности.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года; чтение художественной литературы о зиме; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы во двор пошли гулять»; разучивание самомассажа «Вот на улице мороз»; отгадывание загадок, ребусов; индивидуальная работа по составлению схем к предложению.
Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, экран, презентация на тему «Зима», игрушка «Снежный ком», разрезные карточки со слогами, схемы предложений, письмо от «Зимы».
Примерный ход совместной деятельности:
- Вводная часть
«К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок - три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Там была ещё загадка,
Отгадать я не смогла.
Может вместе мы, ребята,
Угадаем, от кого оно?»
Вот эта загадка:
«Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...» (Ответы детей)
- Основная часть
Воспитатель: «Правильно, ребята, письмо к нам пришло от Зимы! И сегодня мы свами поговорим о самом удивительном времени года «Зима». Обратите внимание на наш волшебный экран (Слайд №1)».
Воспитатель: «Какое время года изображено на экране?, а какие признаки зимы вы знаете?» ( Ответы детей).
Воспитатель: «А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы, отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете подбирать к нему прилагательные. В этом нам поможет – снежный ком (дети при ответе передают снежный ком другому ребенку)».
Игра «Подбери признак».
Зима (какая?) - …(холодная, снежная, морозная…).
Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый…).
Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная…).
Мороз (какой?) - …(холодный, сильный…).
Горка (какая?) - …(снежная, ледяная…).
Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая…).
Воспитатель: « Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, а теперь помогите мне вспомнить названия зимних месяцев».
Игровое упражнение «Угадай месяц»
Воспитатель: «Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц». (Дети выполняют упражнение).
Воспитатель: «Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым?» (Ответы детей).
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
На поля и на луга до весны легли снега.
Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год. (Ответы детей). (Слайд №2)
Воспитатель: «Ребята, раньше на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: «Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Давайте посмотрим на экран. Обратите внимание, какие в декабре деревья, что характерно для этого месяца?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на наш экран и отгадайте загадку о следующем зимнем месяце». (Слайд №3)
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Ответы детей).
Воспитатель: «Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а еще лютый, лютовей. Кто ответит почему?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Давайте снова посмотрим на наш экран и отгадайте загадку об еще одном зимнем месяце». (Слайд№ 4)
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.
То бураны и метели на деревню налетели.
День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (Ответы детей).
Воспитатель: «Февраль называли лютый, снеговей, бокогрей. Потому что в феврале стоят лютые морозы, вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели. Чтоб нам с вами не замерзнуть, давайте немного поиграем».
Самомассаж «Вот на улице мороз»
Вот на улице мороз! (Руки на поясе)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем)
Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! (Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем назад)
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)
Ножками затопали! (Топают ногами)
Воспитатель: «Вот мы с вами и согрелись. Оказывается, зимой иногда случаются оттепели (Слайд №5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»»? (Ответы детей).
Воспитатель: «Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.
А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд №6) . Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья».
Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова». Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить, что же оно делает».
Дидактическая игра «Подбери слова»
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает … Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет … Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится …
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются …
Воспитатель: «Молодцы ребята, все действия, вы назвали правильно, а теперь немножко отдохнем и пальчики мы с вами разомнем!»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указат. и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. («Едят ложкой» суп, ладони вместе кладут под щеку.)
Воспитатель: «Пальчики мы свами размяли, отдохнули, теперь пройдите и сядьте за столы. Молодцы ребята, посмотрите на экран, Зима приготовила для нас ребусы (Слайд №7), за каждый отгаданный ребус на экране будет появляться картинка – отгадка. Напоминаю вам, что изображение рассматриваем не торопясь , внимательно, ребус отгадываем слева направо». ( Воспитатель подсказывает, исправляет при затруднении. Дети выполняют задание). Ребусы: Снежинка, мороз, зима, снегирь, снеговик, сосулька.
Воспитатель: «Отлично ребята, вы молодцы! Посмотрите, какие же картинки у нас появились (Снежинка, мороз, зима, снегирь, снеговик, сосулька). (Слайд№8). Ой, ребята посмотрите, закружила сильная вьюга, и названия наших картинок разлетелись, давайте вы мне поможете их собрать».
Дидактическая игра «Путаница»
На столах у каждого ребенка выложены карточки со слогами. Дети собирают слово из заданных слогов в правильном порядке. Каждый ребенок собирает по два слова. После выполнения задания, воспитатель совместно с детьми проверяет правильность собранных слов.
Воспитатель: « Молодцы ребята, а сейчас составьте предложения из слов, которые у вас получились».
Упражнение «Составь предложение» (Дети составляют по одному предложению).
Воспитатель: «Хорошие предложения у вас получились, а теперь, я буду составлять предложения из ваших слов, а вы будете выкладывать схему к моему предложению (Наступила снежная и холодная зима. Красногрудый снегирь сидит на ветви ели. Мороз морозит детям нос)».
Дидактическое задание «Схема предложения». (Дети выкладывают схемы).
- Заключительная часть
Воспитатель: «Молодца ребята, вы отлично справились с этим заданием. На этом наше занятие подошло к концу, давайте с вами по очереди выскажемся, кому, что больше понравилось в нашем занятии, что нового вы узнали сегодня?» (Ответы детей).
Воспитатель: «А мне сегодня понравилось, что вы все были активными, хорошо справлялись с заданиями, отвечали полными ответами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе на тему: Поделки из бросового материала
обучение навыкам работы с бросовым материалом...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Посылка из цирка"
Конспект ориентирован на обобщение и систематизацию знаний по формированию элементарных математических представлений....
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Знакомство с конструктором» (с использованием познавательной технологии, технол
Знакомство детей со строительным конструктором...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: &l...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствие с ФГОС "Весенний переполох"
Конспект занятия ориентирован для детей с общим недоразвитием речи, на обобщение и систематизацию знаний о весне. На развитие лексико-грамматческого строя речи....