Синквейн - методический приём, используемый учителем-логопедом в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержание, учит детей коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и активизации словарного запаса, помогает выяснить отношение к изучаемой теме, проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
синквейн-методическая разработка | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Синквейн - методический приём, используемый учителем-логопедом в работе с детьми с ОВЗ»
учитель-логопед:
Коваленко Е. В.
МАДОУ «Детский сад
«Колокольчик»
г. Малая Вишера
2019 год
Ребёнок с ОВЗ испытывает трудности при составлении рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому воздействие учителя-логопеда при развитии речи воспитанников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Одним из эффективных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихостворения.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Учитель-логопед использует данный метод при работе над развитием лексико-грамматического строя речи, при этом составляется синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывается образец. Синквейн – это не только способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Использование синквейна оказывает не только положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому я начинаю с уточнения, расширения и активизации словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинить синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом данный метод понравился ребятам, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.
Также в данном направлении я использую следующие варианты работы:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
- составление синквейна по прослушанному рассказу;
-коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо её определить);
- можно использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
- при составлении синквейнов можно использовать соревнование «кто назовёт больше нужных слов?»;
- синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их);
- на основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.
Пример составления рассказа по синквейну ребёнка 5 лет:
Ложка
Большая и маленькая
Кушать, черпать, сыпать
Сделана из металла
Столовый прибор
Банан
Жёлтый, овальный, сладкий
Едят, готовят, сушат
Готовят сок, банановый торт, пирог, коктейль
фрукт
6 лет:
Заяц
Белый, пушистый
Боится, пугается, убегает
Я жалею зайца
Дикое животное
Рассказ: «Заяц, белый, пушистый. Живёт в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».
Использование синквейна позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное мнение по отношению к чему-либо;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
Основные правила составления синквейна
Первая строка – заголовок, тема синквейна. Она состоит из одного слова – имени существительного, определяющего содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему (описывающие признаки предмета или его свойства); слова можно соединять союзами и предлогами.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – одно слово-слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первичной строчке, обычно существительное. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно.
Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейеы. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии. В своей группе я даю эту работу на дом для совместной деятельности родителей и ребёнка – нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, а в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка – интеллектуальные, творческие, образные. Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведётся поэтапно.
I этап – подготовительный.
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение этих символов.
Формы организации: словесные игры и упражнения «Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи какой? Какая? Какие?» и др., дидактические игры, игры малой подвижности «Живые слова», «Что мы делаем – не скажем» и др., пальчиковые игры.
Условные обозначения слов для составления синквейна.
Слово - живой предмет (кто?).
Слово – неживой предмет (что?).
Слово-определение (Какая? Какой? Какое? Какие?).
Слово – действие (что делает? что делают?). Предложение.
Слово - ассоциации.
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап – практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка оставления дидактического синквейна на разные темы – о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многом другом.
В чём же эффективность и значимость синквейна?
Во-первых, его простота: синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приёмом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Заключение.
«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык». Это высказывание И. П. Волкова позволяет подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.
Составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержание, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и активизации словарного запаса, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год
Настоящий план составлен в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
Аннотацияк Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...
Методические рекомендации по использованию Су-Джока учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с ДЦП
Су-Джок терапия – простая и безопасная в применении нетрадиционная терапия (здоровьесберегающая технология)...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»
Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...
Методический материал: "Домашнее задание учителя-логопеда родителям для работы с детьми с ТНР среднего возраста по лексической теме "Осень".
Данное задание будет полезно для учителей -логопедов при составлении домашнего задания по теме "Осень". Возраст детей - 4-5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития....