Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Аннотация
к Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Данная рабочая программа разработана учителем-логопедом Фёдоровой Е.С.
Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и современными коррекционно - развивающими программами Министерства Образования РФ, научно—методическими рекомендациями, инструктивными письмами.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим речевые нарушения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в речевом развитии воспитанников. В программе представлены методологические основы коррекционной работы, подходы и пути реализации при коррекции фонетического недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми правильной речью и навыками речевого общения. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционного, развивающего и других).
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 108.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»
Рассмотрено на педагогическом совете МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" Протокол № 1 от 28.08.2015 | Согласовано Старший воспитатель МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" ___________ Л.И. Луценко | Утверждаю Заведующий МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" ___________ Л.А. Ткаченко Приказ № 48 от 01.09.2015 |
Рабочая программа
учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста,
имеющими нарушения речи
для групп общеразвивающей направленности
в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
.
Составила: учитель-логопед
Федорова Е.С.
п. Борисовка
2015год
Содержание.
I Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………….….……………3
- Цели и задачи реализации программы………………………...…….5
- Принципы формирования программы………………………………..6
- Характеристика детей с нарушениями речи……………….………7
II Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционной работы…………………………..……..10
III Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи……………………………………………….13
3.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы……….16
3.3. Мониторинг и итоговый контроль…………………………….…….17
3.4.Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (1 год обучения) ……………...18
3.5. Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (2 год обучения)………………22
3.6. Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей 5 -6 лет старшая группа (1 год обучения) ………28
3.7. Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению…………………………..31
3.8. Взаимодействие с педагогами ДОУ……………………….…………34
IV. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
4.1. Организация предметно – пространственной развивающей среды..38
4.2.Методическая литература учителя – логопеда………………………38
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 №431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы»;
- Уставом МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" ;
- Положением о логопедическом пункте МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка".
Данная программа разработана на период 2015-2016 учебного года (с 01.09.2015 по 31.05.2016 года) и составлена на базе основной образовательной программы МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка", а при наличии детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка", а так же основана на использовании следующих программ и пособий:
- “Программа воспитания и обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под ред. Н.В.Нищевой;
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина ”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей”;
-«Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
- «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;
-Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию
фонетико-фонематической стороны речи у детей ) О.С. Гомзяк;
- «Индивидуально-логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие ) Е.А.Борисова.
Однако данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
- Цели и задачи реализации программы
Цель программы – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать навыки учебной деятельности.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
Образовательные:
-формировать навыков учебной деятельности;
-подготовить детей к обучению грамоте;
-расширять представления детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира;
Коррекционно – развивающие:
-раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Воспитательные:
-воспитание коммуникативности, успешности в общении;
-воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
1.3.Принципы формирования программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих общедидактических принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выгодского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Логопедических принципов:
- Принцип системности. Структурные компоненты речи находятся в тесном взаимодействии.
- Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий. (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)
- Принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий. (Л.С.Выготский)
- Принцип учета ведущей деятельности.
- Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
1.4. Характеристика детей с нарушениями речи
Структура дефектов у дошкольников, посещающих логопункт, неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами: фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), некоторые из этих диагнозов осложнены дизартрией, нарушением темпа и ритма.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не корригировано фонематическое восприятие.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя, связной речи.
3-й уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточнаясформированность некоторых грамматических категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, нарушением причинно-следственных отношений.
В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2-й уровень речевого развитияопределяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. Однако, по-прежнему, часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста со сроком обучения 3 года.
II Содержательный раздел
2. 1. Содержание коррекционной работы
Так как на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - Коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
Общее недоразвитие речи | -Пополнение словаря -Совершенствование грамматического строя -Совершенствование связной речи -Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 4-12 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
- Для всех звуков: «Лягушка», «Бегемот», «Слоник»;
- Для свистящих: «Блинчик», «Сдуй снежинку», «Фокус»;
- Для шипящих: «Парус», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;
- Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Заведи мотор», «Комарик», «Дятел»;
- Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Парус», «Самолет летит», «Индюк», «Лошадка»;
- Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим)ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
- Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]
- Шипящий [Ш]
- Соноры[Л][Л’]
- Шипящий [Ж]
- Соноры[Р][Р’]
- Шипящие [Ч][Щ]
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:
- Развитие слухового восприятия, внимания(осуществляется одновременно с подготовительным этапом) ;
- Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно
с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
- Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности : «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух : «Хлопни как я»
Этап развития фонематического слуха включает:
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и
вычисление его из слова в различных позициях : «Хлопни когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по
артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мной повтори».
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
- последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
- последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры : «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
- обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
- составление условно-графических схем «Телеграфист».
При общем недоразвитие речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- номинальный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков ):
- пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине.
III Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В «Положении об организации работы учителя-логопеда в детском саду , не имеющем в своей структуре специализированных групп» от 24.02.2000г, сказано, что на логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Но учитывая то, что структура нарушения речи у обследованных детей неоднородна (ОНР 2,3уровня Дизартрия, ФФНР, ФНР),на логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми нарушениями:
- ФНР;
- ФФНР
- ОНР 2,3 уровня Дизартрия.
При выявлении у воспитанников сложного речевого нарушения (ОНР, ЗПР, заикание), логопед обязан рекомендовать родителям (законным представителям) посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога, с последующим выполнением рекомендаций специалистов, а так же перевод ребенка в специализированные группы и учреждения. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей, воспитателей.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопункта детского сада общеобразовательного вида, то есть, в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено время для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся как в часы свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения (согласно сетке занятий логопункта).
Так как в условиях дошкольного логопункта не всегда имеется возможность для индивидуальных занятий (логопункт посещают одновременно 20-25 детей) занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека), но основной формой логопедической работы на логопункте ДОУ, являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого развития. Подгрупповые занятия проводятся для коррекции фонетико - фонематических нарушений, развития связной речи.
Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, по мере формирования у детей произносительных навыков, учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуальных занятий, в условиях логопункта, составляет 15 минут, продолжительность подгрупповой работы составляет 20-25 минут (5 минут дается логопеду для того, чтобы привести и отвести ребенка в группу).
Срок реализации программы 2 года для ФФНР, 2года для ОНР, выпуск детей проводится по мере устранения у них дефекта.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные- основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.д).
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционной моторики;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- автоматизация и дифференциация звуков.
Структура индивидуального логопедического занятия.
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Формирование лексико-грамматических представлений.
10. Обучение элементам грамоты.
11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Микрогрупповые - для логопедической работы во время занятий, 2-3 ребенка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав подгрупп является открытой системой , меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения .
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
подгрупповые – основная цель- воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменения модуляции (хором,выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различии сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.
Задачи и содержание групповых занятий:
- воспринимать изучаемую фонему;
- определять место изучаемого звука в слове;
- интонировать звук в собственной речи;
- определять ударный слог и интонировать его в речи;
- удерживать ритмический рисунок слова;
- определять на слух слог с изучаемым звуком;
- исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
- дифференцировать слова с оппозиционными (по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами.
Преобладающей формой коррекционной работы на логопункте ДОУ, всё же являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется перспективное планирование групповой работы с детьми, но желательно приближать основные направления, по которым планируется работать на занятиях, дидактические игры, упражнения на развитие речевого дыхания и т.д. к тематическому планированию основной образовательной программы.
3.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают целевые ориентиры (п.4.1. ФГОС ДО), на этапе завершения дошкольного воспитания.
При успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития целевых ориентиров:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
3.3. Мониторинг и итоговый контроль
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
1 направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ;
2 направление – работа с детьми логопункта.
1 направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
2 направление:
С целью выявления динамики речевого обследования. Обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.
Цели мониторинга :
- Выявить детей с нарушениями речи;
- Зачисление детей на логопункт, с учетом выявленных
нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
Мониторинг речевого развития детей зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Мониторинг воспитанников детского сада не посещающих логопункт проводится в течении года (по запросу; по мере возникновения потребности).
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемые методики:
- «Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста» Иншаковой О.Б.;
- «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
- «Тестовая диагностика: обследование общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта, заполняются речевые карты воспитанников и применяются следующие приёмы диагностического мониторинга:
- Сбор анамнестических данных;
- Беседы с родителями;
- Наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах; в игре;
- Беседа с детьми;
- Беседа с воспитателями
Результаты мониторинга заносятся в диагностическую карту (речевую карту).
3.4.Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (1 год обучения)
Направления работы | I период (сентябрь, октябрь, первая половина ноября) | II период (вторая половина ноября – первая половина февраля) | III период (вторая половина февраля – май) |
Произношение | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные - [у], [а], [ау], [и], [о], [ауио], [э], [ы], согласные - [м] - [м'], [н]-[н'],[п]-[п'],[т]-[т'], [к] - [к'], [ф]- [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'],[б] - [б'], [г] - [г'], [х] – [х'] Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: | Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Уточнение правильного произношения поставленных звуков –[л'], [йот], [ы – и], [с]–[с'], [з]–[з'], [с] – [з], [с']–[з'], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [з] –[ш] – [ж] | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков:[л], [р], [л] –[л'], [р]–[р'], [л'] – [л] – [р]–[р'], [ч], [щ], [ч]–[щ] • в прямых и обрат- ныхслогах; • в слогах со стече-нием трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. |
Произношение | |||
• изолированно; • в слогах | • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного | Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка | |
(воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. | чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости - мягкости ([м]-[м'], [н]- [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г']); • по глухости - звонкости: [п] - [б], [к] - [г], [т] - [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | слов из заданной последовательности звуков. | |
Фонематическое восприятие | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. |
Фонематическое восприятие | выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный» - «согласный» звук. | звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями « твердый -мягкий звук» и «глухой -звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в | следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление |
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений | Закрепление в самостоятельной речи навыка: •согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относи- тельных прилагательных; • согласования порядковых числительных | Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении | |
Развитие речи | мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. | с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворе-ния, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. | предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.
В итоге логопедической работы дети должны:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
3.5. Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (2 год обучения)
Первый период обучения (сентябрь-ноябрь)
Неделя Обучения | Подготовка к звуко-слоговому анализу слова. | Развитие речи | |||||||||||
Произношение | Колич. занятий | Буквы | |||||||||||
1 неделя | У А | 1 1 | У А | Выделение начального гласного | 1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, письма);различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа Р.п. (много кусков, оленей, стульев, лент, окон).Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных окончаний глаголов наст.времени в единственном и множественном числе ( поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов ( мой стакан, моя сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов ( мех- меховой- меховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения( пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно- ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к составу простого распространённого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текста наизусть. | ||||||||
2 неделя | У,А И | 1 1 | И | Анализ ряда типа АУ Выделение начального гласного | |||||||||
3неделя | А, У, И П, Пь | 1 1 | И П | Анализ ряда типа ИУ Анализ ряда типа ИАУ Анализ слога типа АП | |||||||||
4 неделя | Э Т | 1 1 | Э Т | Выделение начального и конечного согласного | |||||||||
5 неделя | П, Т А, У, И, Э | 1 | Т | Выделение начального и конечного согласного | |||||||||
6 неделя | К, Кь | 2 | К | Выделение начального и конечного согласного | |||||||||
7 неделя | М, Мь | 2 | М | Выделение начального и конечного согласного | |||||||||
8 неделя | Ль О | 1 1 | О | Выделение гласного из положения после согласного | |||||||||
9 неделя | Х, Хь К, Х | 1 1 | Выделение гласного из положения после согласного | ||||||||||
10 неделя | J Ль, J | 1 1 | Ы | Анализ прямого слога типа МА | |||||||||
11неделя | Ы Ы.И | 1 1 | Анализ слов типа бык | ||||||||||
12неделя | Ы-И Мягкие звуки И | 1 1 1 | И | Анализ слога типа МИ | |||||||||
13неделя | С Закрепление правильного произношения звуков Л, J,С, Сь и других по усмотрению логопеда. Закрепление всех усвоенных навыков | 2 | Н | Деление слов на слоги. Схемы слов | |||||||||
Второй период обучения. Декабрь – февраль | |||||||||||||
Неделя обуч-ия | Произношение | Колич. занятий | Буквы | Подготовка к звуко- слоговому анализу слова | Развитие речи | ||||||||
14 неделя | С, Сь | 2 | Я | Слоговой и звуко-слоговой анализ слов типа суп ,косы, Сима | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья) Усвоение форм множественного числа Р.п. существительных (много яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе ( большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе ( ой.. голубой платок, ая..голубая лента; ое.. голубое платье;ые.. голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах. ( В зале много светлых ламп.Дети кормили моркрвкой белого кролика, Дети давали корм белым кроликам). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек.). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю - катал- буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида ( красит, выкрасил). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов ( на новом лексическом материале) способом присоединения приставки ( прибыл, приклеил, прибежал, приполз; уехал, приехал, заехал); способом присоединения суффиксов- образование относительных прилагательных ( деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые), за счет словосложения ( трёхколёсный, первоклассник). Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы.Я катался на трёхколёсном велосипеде). Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет). Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных и прилагательных ( У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3.Предложение Привлечение внимания к порядку слов и изменению )форм слов в составе простого распространённого предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с, из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака. Под скамейкой спит собака) Составление предложений из «живых слов», ( которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу- Миша вешает в шкаф меховую шубу). Составление предложений с использованием заданных словосочетаний («серенькую белочку» - «Дети видели в лесу серенькую белочку».«Дети дали орешков серенькой белочке»). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили (перед, за) домом; елочка росла (у, около, возле) дома. Закрепление навыков полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции ( надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу и т.д. Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | ||||||||
15неделя | З З, Зь | 1 1 | З | Выкладывание звуко-слоговых схем | |||||||||
16 неделя | С, Сь З, Зь | 1 1 | Х | ||||||||||
17 неделя | Б, Бь | 1 1 | Б | Практическое усвоение слогообразующей роли | |||||||||
18 неделя | ТЬ Дь | 1 1 | В | Анализ двусложных слов с закрытым слогом без стечения согласных | |||||||||
19 неделя | Д, Т | 2 | Д | Выделение ударного гласного в слове | |||||||||
20неделя | Дь Д Т, Ть Г | 1 1 | Э | Анализ слов типа бумага | |||||||||
21неделя | Г, Гь | 2 | Г | ||||||||||
22 неделя | Ш К. Кь | 1 1 | Ш | Анализ слов типа кошка, мишка | |||||||||
23 неделя | С, Ш Л Л, Ль | 1 1 | Е Л | Анализ слов типа стул, волк, плита | |||||||||
24 неделя | Ж Ж,Ш Ж, З Р | 1 1 | Ж Ё | Анализ слов типа красный, страна | |||||||||
Третий период. Март - май | |||||||||||||
Неделя обучения | Звуки | Колич. занятий | Буквы | Подготовка к звуко-слоговому анализу | Развитие речи | ||||||||
25 неделя | Закрепление С, З, Ш, Ж Л, Ль ,Р, Рь | 2 | Ь | Анализ слов разного звуко- слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный…). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначительности слов (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения. Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез … (из-под) стола. Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог…); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).
Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связанно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | ||||||||
26 неделя | Ч | 2 | Ч | ||||||||||
27 неделя | Ч, Ть | 2 | Ю | ||||||||||
28 неделя | Ц Ц, С | 1 1 | Ц | ||||||||||
29 неделя | Ч, Сь, Ть Ц,С Щ | 1 1 | Ф | ||||||||||
30 неделя | Щ Щ-Ч | 1 1 | Щ | ||||||||||
31 неделя | Щ, Ч, ТьСь, Ть Ц, С, Сь | 2 | Ь | ||||||||||
32 неделя | Повторение пройденного | 2 | Ъ | ||||||||||
33 34 | Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда |
Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании
3.6. Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей 5 -6 лет старшая группа (1 год обучения)
Направления работы | I период ( октябрь, ноябрь, декабрь) | II период (январь, февраль, март) | III период (апрель, май, июнь) |
1. Общие речевые навыки | 1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху(не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху(не надувая щек) 3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи 2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
2. Звукопроизношение | 1. Уточнение произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков [ м б д н в г п т a к х ] 2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа) | 1. Продолжить работу по постановке звуков. 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | 1.Продолжить работу по постановке звуков. 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. |
3. Работа над слоговой структурой слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова 2. Работа над двусложными словами без стечения согласных 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных. | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине слова и в конце слова 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова. | 1. Закрепление слоговой структуры двусложных слов со стечением согласных 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных. |
4. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений | 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков 2. Знакомство со звуками [м б д г в н ] 3. Выделение ударного гласного в словах 4. Подбор слов на гласные звуки 5. Анализ звукосочетаний АУ УА ИА 6. Звуковой анализ слов: АМ УМ МУ МЫ ДА ОН НА НО НУ 7. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков | 1.Выделение гласных звуков в конце слова под ударением 2. Выделение гласных звуков в трёхзвуковых словах 3. Знакомство со звуками [п т к ф х с з ц ш ж] 4. Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах 5. Выделение твёрдых и мягких согласных звуков в начале и конце слова. | 1. Знакомство со звуками [ щ ч л р ] 2. Анализ трёхзвуковых слов с гласными А О У Ы И, составление схемы слова. 3. Дифференциация на слух парных согласных Б-П В-Ф Д-Т Г-К Ж-Ш З-C в словах. |
5. Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: «Помещения детского сада», «Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Продукты питания», «Мебель», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные, «Зима», «Новогодний праздник» | Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Домашние, дикие животные» «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт». | Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Праздник 9 Мая», «Лето», «Насекомые». Повторение ранее изученных тем. |
6. Грамматический строй речи | 1. Отработка падежных окончаний имён существительных ед.ч. 2. Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во мн.ч. 3.Согласование глаголов с существительными ед.ч. и мн.ч. 4. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже 5 Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моё, моя, мои 6. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме: «Овощи, фрукты» и т.д. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. | 1.Закрепить употребление падежных окончаний сущ. ед.ч. 2. Закрепить употребление окончаний сущ в И.п. мн.ч. 3. Согласование прилагательных с сущ в роде, числе и падеже 4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по) 5. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам 6. Образование глаголов движения с приставками 7. Образование сущ. ед.ч. и мн.ч. по теме «Дикие и домашние животные и их детёныши» 8. Согласование числительных два и пять с сущ. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний имён сущ. ед и мн.ч. 2. Согласование числительных два и пять с сущ. 3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и тд. 4. Образование сравнительной степени прилагательных 5. Образование наречий от прилагательных 6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов. |
7. Развитие связной речи | 1. Составление простых распространённых предложений 2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом 3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам I периода 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений) 5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок. | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы 2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта 2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
8. Развитие мелкой моторики | 1. Обводка, раскрашивание и штриховка по трафаретам 2. Составление фигур, узоров из элементов 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики 2. Работа по развитию конструктивногопраксиса 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур 4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики 2. Усложнение работы с карандашом 3. Усложнение работы над конструктивнымпраксисом. |
Примечание:
- при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ.
- при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- соотносить предметы с их качественными признаками функциональным назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы по отдельным наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформлять согласные (не требующие постановки) и гласные первого ряда (а, у, о, ы) и гласного и;
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух и трех сложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
3.7. Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению.
№ п/п | Содержание | Развитие артикуляции, речевого дыхания | Развитие мелкой моторики | Развитие ВПФ, Использование ИКТ. | ||
I | Исправление сигматизмов свистящих звуков ( межзубные, боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы) | |||||
1. | Постановка звука «С» | Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) | Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж пальчиков.
| Развитие мышления. Игры : «Четвёртый лишний». Работа с логопедическим тренажёром. «Продолжи предложения». | ||
2. | Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Автоматизация зв. «Сь». | Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Дыхательное упр-е «Осень». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов. | Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка». | Развитие зрительной памяти. Исправь предложения:«Что не так?», «Один-много». Работа с логопедическим тренажёром. | ||
3. | Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упр-е «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик». | П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины». | Развитие математических способностей. »Счёт предметов от 1 до 5 и обратно»,игра «1-2-3..» (на материале отрабатываемых звуков). Работа с логопедическим тренажёром. | ||
II | Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые , призубные, межзубные, парасигматизмы) | |||||
4. | Постановка звука «Ш». Автоматизация звука «Ш». Дифференциа- ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь». | Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ ( вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: | П.г «Ёлочка», «Зима». | Развитие внимания. «Чего не стало». Работа с логопедическим тренажёром. | ||
5. | Постановка и автоматизация звука «Ж». | Учить включать голос при произнесении звука «Ш». Комплекс упражнений для шипящих: Дыхат. упр-е «Вьюга». | П.г.: «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка».. | Развитие слуховой памяти: «Назови слова тройками». Работа с логопедическим тренажёром. | ||
III | Исправление ламбдацизмов (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы). | |||||
Постановка звука «Л». | Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) Дыхат. упр.: «Ветерок | Повторение. | Работа с логопедическим тренажёром. | |||
6. | Автоматизация звука «Л». Постановка и автоматизация звука «Ль». Звуки «Л-Ль». Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш». Подготови- тельные упражнения к постановке звука «Р». | Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». | Повторение. | Развитие памяти. Работа с логопедическим тренажёром. | ||
IV | Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы). | |||||
7. | Постановка звука «Р». | Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): | П.Г. «Весна», «Мамин день». | Развитие мышления. «Назови ласково». Работа с логопедическим тренажёром. | ||
8. | Автоматизация звука «Р». Постановка и автоматизация звука «рь». Постановка и автоматизация звука «Ч». Постановка и автоматизация звука «Щ». Дифференци-ация звуков «Р-РЬ, Р-Л, ть-ч». | Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Весенние цветы». | Развитие внимания: «Найди лишнее слово»,«закончи предложение», «один-много». | ||
9. | Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи | Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Насекомые», «Птицы». | Развитие логического мышления «Закончи предложение». |
3.8. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ
Данная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (лиц их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог- психолог). Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и навыки у ребенка.
План работы учителя-логопеда
по взаимодействию с родителями (или лицами их заменяющими).
№ п/п | Форма работы | Тема | Срок выполнения |
1. | Индивидуальные консультации, беседы. | Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка. | Сентябрь В течение года |
2. | Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей. | ОНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы. | Октябрь |
3. | Индивидуальные консультации. | Анкетирование родителей. | В течение года |
4. | Стендовые консультации. | «Развитие ВФП, ЛГСР, Пальчиковая гимнастика, Артикуляционная гимнастика» | В течение года. |
5. | Индивидуальные беседы. | Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. | В течение года. |
6. | Родительское собрание. | Взаимодействие всех участников процесса в коррекционной деятельности. Динамика речевого развития детей за I полугодие учебного года. | Январь |
7. | Индивидуальные беседы, рекомендации | Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дисграфии, проведение пальчиковой гимнастики. | Февраль |
9 | Открытые занятия. | Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий | Март. Апрель. Май. |
10. | Консультации. Логопедический уголок. | Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи. | Март. |
11. | Консультация | Как заниматься с детьми в летний период. | Май |
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе специалистов ДОУ:
Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия.
Воспитатель :
- расширение словаря;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре:
- развитие общей и мелкой моторики;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие координации движений.
Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
4.1. Организация предметно – пространственной развивающей среды
- Зеркало с лампой дополнительного освещения;
- Стол над зеркалом , 2-3 стульчика для занятий у зеркала;
- Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;
- Спирт;
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,словосочетания, предложения ,потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
- Логопедический альбом для обследования речи;
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
- Предметные картинки по лексическим темам;
- Игры для совершенствования грамматического строя речи;
- Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.
- Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
4.2.Методическая литература учителя - логопеда
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. -СПб.:Издательский Дом «Литера»,2011.
- Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.
- Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах.- М.:ООО «Издательство Астель»,2003.
- Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: Обследование речи и общей моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М.; Издательство ГНОМ и Д,2008.
- Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- СПб.: Издательский Дом «Литера»,2006.
- Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб.: Издательский Дом «Дельта»,1997.
- Миронова Н.В. развиваем фонематическое восприятие. Планы –конспекты с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.
- Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. –М.:МГОПИ,1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и отвечает требован...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-6 летнего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи для групп компенсирующей направленности
С О Д Е Р Ж А Н И Е I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с ТНР1.3. Цели и задачи программы1.4.Подходы и принципы и к формир...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2018-2019 учебный год
Моя рабочая программа!!!...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...
Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.
Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи....
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год
laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2024-2025 учебный год
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2024-2025 учебный год...