Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Зимние опасности для птиц."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Закрепить знания детей  о зимующих  птицах,  об  опасностях зимовья, формировать экологическое сознание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы Школа №1516

Конспект

НОД по развитию речи  детей старшего дошкольного возраста

 « Зимние опасности для птиц ».

        Конспект составила

                                Воспитатель ГБОУ Школа №1516

 Кирюшина О. А.

2019 год

 «Зимние опасности для птиц».

Цели занятия

Образовательные.

Закрепить     знания детей  о зимующих  птицах,  об  опасностях
зимовья, формировать экологическое сознание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Упражнять        в        употреблении        родительного        падежа
множественного числа существительных.

Упражнять      в      образовании      слов      с      уменьшительно
ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании сложных слов.

Закрепить умение определять место звука «С» ь слове.

Упражнять в оставлении слов из двух слогов, чтении слов.

Упражнять в составлении предложений по схемам.

Расширять   активный   словарь   детей   глаголами,   упражнять   в образовании слов приставочным способом.

Развивающие.

Развивать мелкую моторику рук, общую моторику.

Развивать внимание.

Развивать мышление.
Воспитательные.

Воспитывать умение сопереживать трудностям.

Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам.

Воспитывать навыки ухода, помощи птицам зимой.
Материал и оборудование:

 Плакат «Зимующие птицы». Запись голосов птиц.

 Схема «Зимние опасности птиц».

 Раздаточные магнитные картинки с изображением птиц.         Раздаточные листы для определения места звука «С» в слове. Мисочки с фасолью и пшеницей. Модель дерева и игрушка- птичка.  Разрезные картинки с изображением птиц. Слоги - перья.

 Схемы предложений.

Ход НОД:

1.  Организационный момент,

  Дети стоят на ковре полукругом. Беседа.

Воспитатель Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Как вы догадались? (Ответы детей)

Растения   спят   под   снегом,   животные   переоделись   в   тёплые шубки, некоторые легли в спячку.  Ребята, а если  посмотрим на деревья, кого мы там можем увидим? (Птиц) 

Как же птицы приготовились к зиме? (Ответы детей)

Как мы назовём птиц, которые остались зимовать в наших краях? (Ответы детей)

Мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие, где узнаем, какие птицы и как зимуют в городе и в лесу в нашем климате.

        Звучит   музыка   с    голосами    птиц,   дети   садятся   за   столы,   воспитатель выставляет на доске плакат «Птицы зимой».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на кормушку, какие они все разные, красивые. Кто знает названия этих птиц, назовите.

 Дети. К нам прилетело много синиц. (Снегирей, ворон, клестов, воробьев, дятлов, сорок, свиристелей)

Воспитатель Но посмотрите, не все птицы прилетели, не все птицы поют, они чем-то обеспокоены, какая опасность может подстерегать птиц зимой?(Ответы детей). Воспитатель выставляет схему «Зимние опасности для птиц». Смотрите, сколько препятствий должны преодолеть птицы, чтобы выжить. Давайте поможем им! Тогда будем выполнять задания.

2.   Основная часть. Первая опасность.

        Воспитатель.  Подул  ветер,  замела  метель,  птицам  очень  холодно, давайте согреем их тёплыми ласковыми словами. Ласковые слова, как солнышко.

Дети. Синица-синичка Воробей - воробушек-Галка - галочка

Воспитатель А как мы назовём сороку, если мы знаем, что у неё белые бока. Какая она?

Дети. Белобокая.

Воспитатель А как мы назовём синицу, если мы знаем, что у неё жёлтая грудка. Какая она?

Дети. Желтогрудая.

Воспитатель  А как  мы  назовём снегиря, если мы знаем,  что у него красная грудка. Какой он?

Дети. Красногрудый.

Воспитатель А как мы назовём дятла, если мы знаем, что у него длинный клюв. Какой он?

Дети. Длинноклювый.

Воспитатель  А как мы  назовём  воробья, если мы знаем, что у него пёстрые крылья. Какой он?

Дети. Пестрокрылый.

Воспитатель Смотрите, опасность миновала, птички немного согрелись и хотят прилететь к кормушке. У вас на столах картинки с изображением птиц, которые летят к кормушке. Ваша задача, определить в названии какой птицы сколько слогов и выставить её на доску. Полетели птички, в названии которых 2 слога на верхнюю часть плаката, 1 слог на правую часть плаката и в конце 3 слога на левую часть плаката.

Дети выставляют по очереди картинки, называя птиц по слогам.

Вторая опасность.

Воспитатель Молодцы, птицы прилетели, но чего не хватает в кормушке?(Ответы детей) Что же они будут кушать? Чем питаются птицы зимой?

Голод - основная опасность для птиц зимой. Есть поговорка: «Не страшен птицам холод, а страшен только голод». Если птица сыта, то она вряд ли замёрзнет. Давайте покормим наших птах.

Дети выходят на ковёр, разбирают мисочки с фасолью и пшеницей. Молодцы, ребята, помогли птицам.

Воспитатель Пока наши птички клюют пшеницу, мы с вами поиграем в игру.

Кто  мне  подскажет,  какой  звук  мы  проходили   на  прошлом занятии? (Ответы детей)

Что мы знаем об этом звуке? (Ответы детей) В названии какой птицы встречается звук «С»? (Ответы детей) Я   предлагаю   вам   взять   большие   листы   и   определить,   где находится звук «С» в словах. (Работа с картинками на определение места звука в слове).   Физкультминутка. Птички прыгают, летают, Птички прыгают, поют, Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют. Перышки почистили, Перышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили Дальше полетели И на место сели.

Третья опасность.

Воспитатель. Ребята, сорока - белобока громко затрещала, принесла   птичкам новость о новой опасности. Что же ещё может подстерегать птиц в лесу?
(Охотники)

Правильно, это охотники. Но есть и необычные охотники, вместо ружей у них фотоаппарат и называются они фотоохотники. Они фотографируют птиц в необычных местах, когда птицы этого не видят или не замечают. Но наша ворона заметила такого охотника и, испугавшись, взлетела на дерево.

Работа с моделью дерева, вороной  и приставочными глаголами. (Взлетела, прилетела, отлетела, перелетела, облетела, залетела, подлетела, улетела).

Воспитатель В то время, когда мы наблюдали за Каркушей, охотник успел сделать фотографии, давайте их посмотрим.

Составление изображений из разрезных картинок.

Воспитатель И   при   полёте   птицы   уронили   несколько   перышек, давайте найдём одинаковые перышки и прочитаем слова, которые нам оставили зимующие пташки.

Сначала выходят те ребята, у которых на перьях начало слов, выставляю на доску, а затем найдём окончания слов.

Четвёртая опасность.

Воспитатель Ребята, а какая у нас ещё опасность может подстерегать наших птиц, кто притаился на земле, и  смотрит хищными  глазами? (Ответы  детей)

Хищники представляют угрозу для жизни птиц, они на них охотятся, ими питаются.

Составление предложений по схемам.

4. Итог занятия

Воспитатель Ребята, вот и все препятствия позади. Заканчивается наше путешествие в мир зимующих птиц. Каждый из нас стал мудрее, умнее, добрее. И каждый из вас знает, что зимой птицам нужна помощь. Самое главное, чем мы можем помочь им холодной зимой? (Птиц надо подкармливать) 

Конечно, мы должны их подкармливать, и изготавливать для этого кормушки, которые смастерим вместе с  родителям и  воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  Пересказ рассказа  Я. Тайца «Поезд»Цель : познакомить детей с произведением Я. Тайца «Поезд». Развивать р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. "Опасная прогулка"

Тема: «Опасная  прогулка ».Цель:   формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге....