Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему
Конспект занятия по экологии
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Перелетные птицы»
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.
Ход занятия:
Педагог : Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?
В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).
Педагог : как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».
Педагог : Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Игра «Справочное бюро». Педагог объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»
Примерные вопросы для игры:
- Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
- Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
- Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
- Как надо охранять птиц?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"
Для воспитателей ДОУ...
Конспект КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «На цветочной полянке».
Конспект КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «На цветочной полянке». С использованием образовательных те...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"
Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....
Конспект занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с божьей коровкой»
Конспект занятия по экологии для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с божьей коровкой»...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лягушки-путешественницы»
Программное содержание:Образовательные:- расширять и закреплять представления дошкольников о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек;- об...
Конспект занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"
Конспект занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"Цель: вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:- расширять и закреплять знания детей о мурав...