Конспект НОД с детьми 4-5 лет Речевое развитие. Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Блищ Анна Владимировна

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.

Тема: Составление рассказа-описания «Зимняя одежда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_sostavlenie_rasskaza-opisaniya_zimnyaya_odezhda.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.

Тема: Составление рассказа-описания «Зимняя одежда»

Интеграция ОО: речевое, социально - коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.

Форма организации: игровая деятельность.

Задачи:

связная речь: учить давать описания зимней одежды;

словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;                 звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.            

Материал: кукла; зимняя кукольная одежда; картинки — жук, ежик, медвежонок.

Ход   НОД

I Мотивационный этап.

1 Мотивация детей к деятельности:

В гости приходит кукла Таня.

II Основной этап

Совместная и самостоятельная деятельность:

Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.  

Почему вы думаете, что это зима?

Дети. Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.

Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети. Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах. Воспитатель. Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.

Дети задают вопрос, воспитатель отвечает.

Зимой на улице тепло или холодно?

Дети. Холодно.

Воспитатель. А как люди одеваются зимой?

Дети. Тепло.

Воспитатель. Наша кукла собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть?

Дети отвечают.

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.

Какое это пальто (куртка)?

Дети. Зимнее, теплое, меховое.

Воспитатель. Какого цвета?

Дети отвечают.

Что есть у пальто (куртки)?

Дети. Воротник, карманы, рукава, пуговицы.

Воспитатель. Зачем нужен шарф?

Дети. Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.

Воспитатель. Про что мы скажем — пушистый, меховой, мягкий?..

Дети. Про воротничок. Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная... шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки — это одежда, зимняя одежда. Какая зимняя одежда есть у вас?

Отвечают 2—3 ребенка.

Физкультминутка

Воспитатель. Сейчас мы как будто пойдем гулять.

Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.

Дети имитируют одевание.

Попросите друг друга помочь завязать шарф.

Дети завязывают друг другу шарф.

Наденем варежки.

Надевают варежки.

Скажите правильно, что вы надели?

Дети перечисляют одежду.

Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки.

Дети «лепят» и бросают снежки.

Пошел снежок! Подуем на снежинки.

Дуют на снежинки.

Дуть надо долго-долго. Теперь вернемся в группу.

Возвращаются на свои места.

Сейчас будем отгадывать загадки.

Летит — воет,

А сядет — землю роет.

(Жук.)

Как жук жужжит?

Дети отвечают.

Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как.

Дети показывают.

А большие жужжат громко. Покажите как.

Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове?

Дети отвечают.

А эта загадка о ком?

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.)

Дети отвечают.

Какие иглы вы знаете?

Дети. Швейные, сосновые, еловые, медицинские. Воспитатель. Чем похожи все иголки?

Дети. Они острые, тонкие, колючие.

Воспитатель. Какой иглой мы шьем и вышиваем?

Дети. Швейной.

Воспитатель. Что шьют швейной иглой?

Дети. Одежду.

Воспитатель. Что делают медицинской иглой?

Дети. Укол.

Воспитатель

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки,

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

Где живет еж?

Дети отвечают.

Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа.

  • Что ты, еж, такой колючий?
  • Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Дети отвечают.

Закончите предложения:

Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он ... (колючий).

Лиса потрогала ежа и ... (укололась).

У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат ... (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне ... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

Дети отвечают.

Придумайте дома рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. Расскажите его родителям.

Кто детеныш у ежа? Есть в слове ежонок звук [ж]?

А вот еще одна загадка:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)

А это кто?

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)

Кто детеныши у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове?

Дети отвечают.

А в слове медведь есть звук [ж]?

Дети отвечают.

Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько.

Дети отвечают.

Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

III Подведение итога.

Рефлексия: Все молодцы. Очень хорошо отгадывали загадки и отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...