Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир).
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир).
Тема: квест – игра «Мы будущие первоклассники»
в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №10 «Улыбка»
Конаныхина Ю.В. - воспитатель.
г. Советский, май 2023 г.
Цель: выявление и обобщение уровня знаний, умений и навыков у детей на конец учебного года по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир).
Образовательные:
- Формировать умение: употреблять сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью, составлять предложения по заданной схеме;
- Развивать умение употреблять слова, относящиеся к миру природы, о родном крае;
- Упражнять в умении составлять сложные предложения, предложения по заданной схеме;
- Активизировать в речи слова: рассказ, названия птиц, названия животных, полевые и садовые цветы, гласные – согласные;
Развивающие:
1. Совершенствовать умение обобщать, подбирая изображения по заданному признаку, развивать и активизировать активный и пассивный словарь действий и признаков, развивать логическое мышление;
2. Упражнять детей делать самостоятельно умозаключения и отражать их в речи, развивать мыслительные способности, зрительную и слуховую память;
3. Развивать мышление, внимание, интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, дополнять ответы.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» (окружающий мир);
- «Речевое развитие» (развитие речи, художественная литература);
- «Социально – коммуникативное развитие».
В Виды детской деятельности | Методы и приемы |
И Игровая |
Игра «Грамотейка» Игра «Ты мне – я тебе» |
Продуктивная |
|
К Коммуникативная | Загадывание загадок П Пересказ
|
Д Двигательная | Физкультминутка «Пяточка – носочек» |
Форма организации детей: подгрупповая
Количество детей: 10
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Картинка «Школа», разрезанная на 7 частей; конверт с письмом от учителя; свёрток, мяч, дорожка, мольберт с домиками, разрезная картинка школа, мнемотаблица к рассказу, аудиозапись, коробка.
Раздаточный: фишки для з/б анализа, картинки цветов, медали «Будущие первоклассники».
Ход:
«Приветствие»
(Дети заходят в группу и встают в круг)
В.:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся.
II. Основная часть занятия.
В.: Ребята вы все хотите пойти в школу?
Д.: Да хотим идти в школу!
В.: А зачем детям учится?
Д.: В школе нужно учиться, чтобы всё знать, чтобы умными стать, чтобы научиться писать, читать.
В.: Сегодня ребята на адрес нашего детского сада пришло в письмо от учительницы начальных классов.
(Воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро вы пойдёте в школу. Вас ждёт интересная и непростая школьная жизнь. Вы готовы к ней? Давайте проверим! Предлагаю вам задания.
Скажу вам прямо, вас ждут трудные испытания. Но если вы будете внимательными, чётко и быстро отвечать; не подсказывать и не выкрикивать; если готовы ответить - поднимите руку.
Выполнить задания вам помогут подсказки. За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать частички приза, в конце игры вас ждёт награда - главный приз и звание «Будущий первоклассник». Желаю удачи!
В.: Для того, чтобы нам с справится со всеми заданиями мы начнём с разминки для ума.
Разминка «Вопросы о родном городе»
В.: В каком округе мы живём?
Д.: Мы живём в Ханты – Мансийском автономном округе.
В.: Кто коренные жители нашего округа?
Д.: Коренные жители нашего округа ханты и манси.
В.: Чем богат наш край?
Д.: Наш край богат нефтью, газом, животным и растительным миром.
В.: Кто добывает газ?
Д.: Газ добывают газовики.
В.: Кто качает нефть?
Д.: Нефть качают нефтяники.
В.: Кто охраняет лес?
Д.: Лес охраняет лесничий.
В.: Кому помогает лесничий?
Д.: Лесничий помогает животным.
В.: За разминку ребята мы получаем первую часть приза и подсказу, где находится следующие задание:
Найдите в группе предмет красного цвета. Под этим предметом находится записка с заданием.
В.: Ребята следующие задание у нас будет игра «Скажи одни словом».
Игра «Скажи одним словом)
В.: Длинный хвост – длиннохвостый;
Длинные уши – длинноухий;
Острые зубы – острозубый;
Короткая шерсть – короткошерстный;
Короткий хвост – короткохвостый;
Длинные лапы – длиннолапый.
В.: Задание выполнили и вторая часть приза у нас. Следующая подсказка: «Вы под коврик загляните и задание найдите». (Находим конверт с заданием).
Игра «Грамотейка»
В.: Чтобы в школу пойти нужно грамоту всем знать. На вопросы отвечать и следующую часть приза получать.
В.: Чтобы нас понимали друзья, знакомые, что нужно говорить?
Д.: Нужно говорить предложения.
В.: Из чего же состоят предложения?
Д.: Предложения состоят из слов.
В.: А из чего состоят слова? (из слогов).
В.: А слоги? (из звуков)
В.: На какие две группы делятся все звуки?
Д.: На гласные и согласные
В.: Как произносятся гласные звуки?
Д.: Легко, свободно, поются, тянутся).
В.: А согласные?
Д.: Не тянутся, не поются.
В.: За этот задание вы получаете третью часть приза и подсказку, где находится следующие задание.
В: Проведём игру “Ты мне – я тебе” и получим дополнительно четвёртую часть приза.
Игра «Ты мне – я тебе»
В.: Послушайте правила: Я “кидаю” вам мяч, произношу твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.)
В.: Молодцы с заданием справились. Ну, что ребята идем дальше! По дорожке мы пойдем все цветы с собою
соберём и к заданию придем. Посмотрите, а вот и следующее задание (конверт).
Упражнение «Найди домик»
В.: Послушайте задание: необходимо определить количество слогов в названии цветов и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселяются цветы, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – цветы с 2 слогами, а цветы с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами.
Дети определяют и называют количество слогов в словах!
В.: Задание мы с вами выполнили, 5 часть приза у нас. Послушайте внимательно следующую подсказку:
Проверь то, что всегда по 4. Каждую из четырёх внимательно осмотри и подсказку привязанную найди.
Звуковой анализ слова РОЗА
В.: А теперь сделаем звуковой анализ слова РОЗА.
В.: Проходите, садите за столы. (Сядьте правильно, спина прямая)
В.: Как называется этот цветок? (Роза) К какой группе цветов он относится? (садовые)
В.: Возьмите фишки, выложите на столе перед собой звуковую схему слова «роза».
( напомнить, что выкладываем слева направо. 1 ребёнок работает у мольберта).
В.: Давайте проверим, как выполнил задание Егор.
В.: Сколько звуков в слове «роза»? Назовите согласные звуки.3. Звуки *о*, *а* какие? Почему их называют «гласными»?
Проверьте задание друг у друга.
В.: Посмотрите и скажите, что это? (Схема предложения). Придумает предложение по этой схеме со словом «роза». Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, самое короткое слово.
В.: А теперь мы с вами встанем и немного отдохнём!
Физминутка (аудиозапись)
В.: На подсказке вы сидели и её не разглядели. (Под стулом одного из детей подсказка.)
Подсказка в ответе на загадку:
«Я всё знаю, всех учу,
а сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться»
Пересказ рассказа
В.: Ребята вы догадались, где наше следующие задание?
Д.: Да! В книжном уголке.
В.: Ребята, следующие наше с вами задание пересказ. Сейчас я буду читать пересказ и по ходу выставлять схемы, а вы запоминайте, что они обозначают.
«Утро. Борис был на озере. Он смастерил кораблик с белыми парусами. Кораблик быстро поплыл по озеру. Плыви кораблик! – крикнул Борис». (При чтении выставляю последовательно картинки).
В.: Ребята, кто хочет рассказать, глядя на эти схемы рассказ, который я прочитала.
В.: Молодцы, вы успешно выполнили все задания. Давай сложим все части нашего приза и посмотрим, что у н В.: Вот для чего мы с вами выполняли задания, чтобы пойти куда? ( в школу)
В.: Ребята, все задания вы выполнили и заслужили ПРИЗ.
Появляется коробка. (Дети и воспитатель открывают коробку - там медальки «Будущие первоклассники», сладкие призы и письмо от учителя).
ПИСЬМО УЧИТЕЛЯ: 2-я часть
Дорогие ребята! Если вы получили эти призы, значит, выполнили все мои задания! Вы большие молодцы! Только умные, дружные, активные, самостоятельные дети готовы идти в школу. Вы это доказали! До новых встреч в школе.
В.: Понравилась вам наша игра - квест с заданиями?
- Что больше всего запомнилось?
- Тебе Оля? - А ты что запомнил, Снежана?
- Чему новому научились?
- Кому расскажете?
- Как думаете, что помогло вам справится с заданиями?
- Как думаете, готовы ли вы идти в школу? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи: Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя; Ø Побуждать к непроизвольному з...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности Образовательная область речевое развитие Развитие речи на тему: «Зимние виды спорта» для детей старшей группы. с использованием игровой, информационной технологий
Представляю конспект НОД. Развитие речи на тему: "Зимние виды спорта"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние животные» возрастная группа: 2 группа раннего возраста
Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с домашними животными и их детенышами (корова – теленок, коза – козленок, лошадь – жеребенок). Помочь увидеть ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область речевое развитие (развитие речи) в младшей группе Тема: «Перелетные птицы»
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: 1. Образовательные. Закрепить обобщающее понятие «перелетные п...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".
Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...