«Грибы: съедобные — не съедобные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
в старшей группе
Тема: «Грибы: съедобные — не съедобные»
Образовательные задачи:
- развивать навыки составления короткого описательного рассказа;
- развивать навыки пересказа текста.
Развивающие задачи:
- учить образовывать однокоренные слова: береза — подберезовик; осина — подосиновик;
- упражнять в подборе определений к данному слову;
- учить понимать образный смысл загадки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать понимание взаимосвязи целесообразности всего в природе;
- формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Методы и приемы:
Наблюдения, наглядный, игровой, словесный.
Оборудование:
Муляжи и иллюстрации грибов, демонстрационная картина «Осенний лес». Лукошко.
Материалы:
Раздаточные картинки «Съедобные — несъедобные грибы»
Ход занятия:
1часть.
В: Ребята, я знаю, как вы любите отгадывать загадки. Поэтому сегодня мы будем отгадывать непростые загадки.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. Собирай, не мешка, это …
(сыроежки)
Глубоко был спрятан он. Раз, два, три — и вышел вон, и стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
(боровик)
И изящна, и стройна, белокожа и модна. Но ужасно ядовита. Никогда ее не рви ты!
(бледная поганка)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые …
(лисички)
В: Молодцы ребята!
2 часть. Основная.
Дети сидят полукругом.
В: Ну что же, получается, что на нашем занятие главными действующими лицами будут грибы. У меня приготовлено целое лукошко с грибами. Разбирайте их, но пока не показывайте друг другу.
Дети разбирают грибы из лукошка
В: Сейчас, я Вам расскажу, какой мне достался гриб, а вы попробуйте отгадать его название. Это очень красивый гриб. У него ровная прямая ножка с небольшой «юбочкой» в верхней части. Шляпка красная с белыми горошинками. Такой гриб в лесу видно издалека. Для человека он ядовит, поэтому не стоит его срезать, срывать, пусть он украшает лес. Что это за гриб?
Д: Мухомор
В: Правильно. Это мухомор — вот он.
Воспитатель показывает «свой» муляж.
В: У этого гриба интересное название. От каких слов оно образовано?
Ответ детей
В: Правильно. Этот гриб опасен для насекомых, в частности, для мух, они погибают, отведав сока мухомора, он «мух морит».
В: А теперь попробуйте вы так рассказать о своем грибочке, чтобы мы догадались о его названии.
Дети составляют описательные рассказы.
В процессе составления описательных рассказов и отгадывания воспитатель обращает внимание детей на названия некоторых грибов.
В: Ребята, а вы задумывались над тем, почему вот этот гриб назвали подберезовиком? Как вы объясните его название?
Д: Растет под березой.
В: А от какого слова произошло название подосиновика?
Д: Подосиновик, растет под осиной.
В: Как вы думаете, а почему гриб назвали свинушкой?
Ответы детей.
В: Оказывается, его шляпка похожа на свиное ухо.
Физкультминутка:
Топ-топ — пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор красный — Гриб опасный. А второй — лисичка, Рыжая косичка Третий гриб — волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его смело. | Дети «шагают» пальчиками по столу сгибают и разгибаю кулачки на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого |
В: А теперь послушайте, какая история произошла с моей знакомой девочкой Надей, которая ходила в лес за грибами.
Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «По грибы».
По грибы
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну-ка, кто больше наберет?
Вот шли да шли, собирали, собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади — половинка.
Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрал!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко... это вовсе бабушкино.
В: Вот такая история. Давайте попробуем ее пересказать. С чего начинается рассказ? (ответы детей)
В: Что предложила Надя бабушке? (ответы детей)
В: Как вы думаете, а почему Надя предложила бабушке поменяться лукошками? (ответы детей)
В: Что сказал дедушка, когда увидел лукошки с грибами? (ответы детей)
В: Что ответила Надя? (ответы детей)
В: Каким голосом она это сказала?(ответы детей)
В: Почему? (ответы детей)
Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать рассказ, при необходимости помогая им вопросами.
3 часть. Рефлексия.
В: Ребята, скажите Вам понравилось занятие?
В: Ребята, скажите, а что понравилось Вам больше?
В: Скажите, как точно Вы смогли пересказать рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Материал для познавательного развития детей старшего возраста....
Съедобные – не съедобные грибы и опасные растения
Занятие посвящено знакомству воспитанников со съедобными и несъедобными грибами и опасными растениями....
Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.
Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.Цель:1. Познакомить детей с грибами.2. Учить воспитанников выделять съедобные от несъедобных грибов (белые грибы, сыроежки, лисички, подбере...
Беседа по ОБЖ "Грибы - съедобные и не съедобные"
Закреплять знания детей о грибах, познакомить детей с ядовитыми грибами, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающихВоспитывать бережное отношение к при...
Конспект занятия "Съедобные не съедобные грибы" в средней группе
Воспитатель: Слушайте загадку.Летом он в лесу растет,Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть - нет головы.Дети: Гриб.Воспитатель:-Правильно, это...
Дидактическая игра для дошкольников на тему: "Грибы съедобные и не съедобные: правила безопасности на прогулке"
Игра способствует совершенствованию умения детей группы классифицировать грибы по признаку : съедобные-несъедобные.; воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые им плохо известны....