«Грибы: съедобные — не съедобные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Ивановна Солдатова

Развитие речи в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_sedobnye_ne_sedobnye.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

в старшей группе

Тема: «Грибы: съедобные — не съедобные»

        Образовательные задачи: 

  • развивать навыки составления короткого описательного рассказа;
  • развивать навыки пересказа текста.

        Развивающие задачи:

  • учить образовывать однокоренные слова: береза — подберезовик; осина — подосиновик;
  • упражнять в подборе определений к данному слову;
  • учить понимать образный смысл загадки.

        Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать понимание взаимосвязи целесообразности всего в природе;
  • формировать умение грамотно излагать свое мнение.

        Методы и приемы:

        Наблюдения, наглядный, игровой, словесный.

        Оборудование:

        Муляжи и иллюстрации грибов, демонстрационная картина «Осенний лес». Лукошко.

        Материалы:

        Раздаточные картинки «Съедобные — несъедобные грибы»

        Ход занятия:

1часть.

        В: Ребята, я знаю, как вы любите отгадывать загадки. Поэтому сегодня мы будем отгадывать непростые загадки.

        

Вдоль лесных дорожек много белых ножек. Собирай, не мешка, это …

(сыроежки)

Глубоко был спрятан он. Раз, два, три — и вышел вон, и стоит он на виду. Белый, я тебя найду.

(боровик)

И изящна, и стройна, белокожа и модна. Но ужасно ядовита. Никогда ее не рви ты!

(бледная поганка)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые …

(лисички)

        В: Молодцы ребята!

2 часть. Основная.

        Дети сидят полукругом.

        В: Ну что же, получается, что на нашем занятие главными действующими лицами будут грибы. У меня приготовлено целое лукошко с грибами. Разбирайте их, но пока не показывайте друг другу.

        Дети разбирают грибы из лукошка

        В: Сейчас, я Вам расскажу, какой мне достался гриб, а вы попробуйте отгадать его название. Это очень красивый гриб. У него ровная прямая ножка с небольшой «юбочкой» в верхней части. Шляпка красная с белыми горошинками. Такой гриб в лесу видно издалека. Для человека он ядовит, поэтому не стоит его срезать, срывать, пусть он украшает лес. Что это за гриб?

        Д: Мухомор

        В: Правильно. Это мухомор — вот он.

Воспитатель показывает «свой» муляж.

        В: У этого гриба интересное название. От каких слов оно образовано?

        Ответ детей

        В: Правильно. Этот гриб опасен для насекомых, в частности, для мух, они погибают, отведав сока мухомора, он «мух морит».

        В: А теперь попробуйте вы так рассказать о своем грибочке, чтобы мы догадались о его названии.

        Дети составляют описательные рассказы.

        В процессе составления описательных рассказов и отгадывания воспитатель обращает внимание детей на названия некоторых грибов.

        В: Ребята, а вы задумывались над тем, почему вот этот гриб назвали подберезовиком? Как вы объясните его название?

        Д: Растет под березой.

        В: А от какого слова произошло название подосиновика?

        Д: Подосиновик, растет под осиной.

        В: Как вы думаете, а почему гриб назвали свинушкой?

        Ответы детей.

        В: Оказывается, его шляпка похожа на свиное ухо.

        Физкультминутка:

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело.

Дети «шагают» пальчиками по столу

сгибают и разгибаю кулачки

на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого

        В: А теперь послушайте, какая история произошла с моей знакомой девочкой Надей, которая ходила в лес за грибами.

        Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «По грибы».

По грибы

        Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

  • Ну-ка, кто больше наберет?

        Вот шли да шли, собирали, собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади — половинка.

        Надя сказала:

  • Бабушка, давай меняться лукошками!
  • Давай!

        Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

  • Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрал!

        Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

  • Это вовсе не мое лукошко... это вовсе бабушкино.

        В: Вот такая история. Давайте попробуем ее пересказать. С чего начинается рассказ? (ответы детей)

        В: Что предложила Надя бабушке? (ответы детей)

        В: Как вы думаете, а почему Надя предложила бабушке поменяться лукошками? (ответы детей)

        В: Что сказал дедушка, когда увидел лукошки с грибами? (ответы детей)

        В: Что ответила Надя? (ответы детей)

        В: Каким голосом она это сказала?(ответы детей)

        В: Почему? (ответы детей)

        Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать рассказ, при необходимости помогая им вопросами.

3 часть. Рефлексия.        

        В: Ребята, скажите Вам понравилось занятие?

        В: Ребята, скажите, а что понравилось Вам больше?

        В: Скажите, как точно Вы смогли пересказать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

Материал для познавательного развития детей старшего возраста....

Съедобные – не съедобные грибы и опасные растения

Занятие посвящено знакомству воспитанников со съедобными и несъедобными грибами и опасными растениями....

Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.

Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.Цель:1. Познакомить детей с грибами.2. Учить воспитанников выделять съедобные от несъедобных грибов (белые грибы, сыроежки, лисички, подбере...

Беседа по ОБЖ "Грибы - съедобные и не съедобные"

Закреплять знания детей о грибах, познакомить детей с ядовитыми грибами, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающихВоспитывать бережное отношение к при...

Конспект занятия "Съедобные не съедобные грибы" в средней группе

Воспитатель: Слушайте загадку.Летом он в лесу растет,Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть - нет головы.Дети: Гриб.Воспитатель:-Правильно, это...

Дидактическая игра для дошкольников на тему: "Грибы съедобные и не съедобные: правила безопасности на прогулке"

Игра способствует совершенствованию умения детей группы классифицировать грибы по признаку : съедобные-несъедобные.; воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые им плохо известны....