ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Халявкина Елена Владимировна

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_sr.gr_.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

п\п №

Тема

Программное содержание

Оборудование, литература

сентябрь

1

«Путешествие в страну игрушек»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игрушки( мячик, машинка, кубик, мишка, кукла, пирамидка); «чудесный сундучок»; картинки (кукла без руки, зайчик без уха; предметные картинки.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.126-129

2

«Ходит осень по дорожке»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; обогащать и активизировать словарь по теме «Осень», развивать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Мольберт, картина «Осень», осенние листочки, компьютер, экран, проектор, гуашь, бумага.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.129-133

3

«Путешествие зайчонка и бельчонка в сад и огород»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; закреплять в активном словаре детей названия овощей и фруктов; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Игрушки Зайчонок и Бельчонок; плакат с изображениями огорода и сада; иллюстрации и муляжи овощей и фруктов; корзинки.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.133-138.

4

«В гостях у ёжика в осеннем лесу»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами лесных объектов; воспитывать интерес к литературе; помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья.

Письмо. Аудиозапись «Шум леса», скакалки, проектор. Макеты деревьев (3-4), ёж (игрушка), набор картинок (грибы, ягоды, деревья), корзинка.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.138-143.

Октябрь

5

«Помогите петушку научить мышат беречь хлеб»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством ознакомления детей с хлебом и хлебобулочными изделиями; воспитывать интерес к литературе; воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.

Зёрна пшеницы, ржи. Овса; контейнеры с мукой; картинки с изображением процесса от сбора пшеницы до выпечки хлеба; каравай.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.143-148

6

«Лесное путешествие»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать диалогическую форму речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; формировать навыки нравственного поведения (забота о животных); учить замечать изменения в природе и воспитывать любовь ко всему живому; учить работать с пластилином; вызывать у детей радостное настроение, удовлетворение от проделанной работы.

Экран, проектор; кукла «Лесная фея»; берёзки (2-3 шт.), ели- 2 шт., сосны- 2 шт., осенние листья (на полу); белочка ; корзинка с грибами (съедобные и несъедобные); медведь и ёжик ( игрушки); яблоки и грибы (муляжи); листок из картона большой; пластилин, стеки, бисер в тарелочках, доски; аудиозапись «Звуки леса».

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.148-152.

7

«Поможем бабушке Федоре»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; уточнить и расширить активный словарь по теме «Посуда»; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; развивать умение составлять загадки- описания по образцу со зрительной опорой; совершенствовать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте.

Картинка- загадка; стрелки; конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним;чудо-дерево с посудой; костюм бабушки Федоры.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.152-158.

8

«В гости к старичку - лесовичку»

Поддерживать инициативность и самостоятель ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством ознакомления детей с лесом и лесными жителями; развивать умение чистого произношения звуков родного языка; воспитывать интерес к литературе; упражнять в ходьбе и беге парами. По одному врассыпную.

Экран, проектор, ноутбук; иллюстрации по теме; опорные картинки; воздушный шарик и конверт с письмом; большой лист бумаги, на котором изображён лес; цветные карандаши.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.158-163.

Ноябрь

9

«Сказочное путешествие»

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей; поощрять стремление говорить грамматически правильно, чётко проговаривая слова; учить пользоваться разнообразными средствами общения- словесными, мимическими, пантомимическими; учить передавать словесно содержание сказки.

Сундучок с сюрпризом; Кот в сапогах, Емеля, Петрушка, Буратино, Красная Шапочка (куклы); силуэты персонажей из разных сказок; геометрические фигуры; картинки с изображением зверей и их жилища; атрибуты к сказке «Репка»; театральные куклы к сказке «теремок»; строительный материал; пять лепестков; мольберт.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.163-168.

10

«В гости к леснику»

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей; обогащать словарь детей (лесник, лес, лесные жители, лесовичок); формировать целостную картину окружающего мира; способствовать овладению детьми речевыми нормами в конкретных речевых ситуациях.

Воздушный шарик; письмо; «сторожка»; игрушки (ёжик, зайка, лесник); картинки (домашние и дикие животные); природный материал (шишки, веточки, листья); пластилин, бисер.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.168-170.

11

«Белочка- красавица в гости к нам пришла»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей отгадывать загадки- забавлялки; упражнять в подборе слов, обозначающих признаки и действия белки.

Разрезные картинки; картинки с изображениями диких животных; игрушка- белка; морфологическая таблица.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.170-175

12

«Помогите Гадкому утёнку»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь детей посредством ознакомления детей с живой природой; упражнять в подборе определений; расширять знания о перелётных птицах.

Мягкая игрушка утёнок; карта- схема; мягкие модули; гимнастическая скамейка; фланелеграф; картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.175-180.

13

«Заботливые помощники»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; учить детей замечать неполадки в костюме; закреплять знания о пользе предметов гигиены, правилах поведения за столом.

Игрушка Буратино; мешочек; полотенце и мыло; зубная щётка; расчёска; одежда и щётка для одежды; посуда.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.180-184.

декабрь

14

«В гостях у Золотой рыбки»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь; формировать навыки сотрудничества.

Аквариум с рыбками; сосуд с водой и рыбкой; салфетка; панно «Аквариум»; модели- заготовки рыбок (туловище, хвост, плавники).

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.184-187

15

«Спасём лесных зверей от проделок вьюги злой»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством ознакомления детей с признаками зимы; воспитывать интерес к литературе; закрепить у детей знания о сезонных изменениях в природе с приходом зимы.

Картины с изображением зимнего леса; птичка на палочке; конверт с письмом; макет «Зимний лес»; фонарик; игрушки: заяц, лиса, волк.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.187-193.

16

«Жить без ссоры лучше нам!»

Формировать опыт социального взаимодействия- умение находить выход из конфликтных ситуаций; развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника; способствовать сплочению детей в группе; Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы.

Телеграмма; крупный напольный конструктор; наборы мягкого модуля; игрушки (медвежонок, волчонок, мяч); коробка с мелкими игрушками «Дикие животные».

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.194-196.

17

«Нет друга- ищи, а нашёл- береги»

Выяснить представления детей о дружбе. о том, с кем они дружат и почему; Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством использования в беседе коротких пословиц и поговорок; воспитывать интерес к литературе; учить устанавливать причинные связи в тексте и в жизненной ситуации.

Корзина с маленькими мячиками; клубок ниток.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.196-199.

январь

18

«Сила волшебных слов»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания; воспитывать интерес к литературе.

Мягкие игрушки медведи, у одного перевязана лапа; цветные обручи по количеству детей.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.199-202

19

«Прогулка в лес»

Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; обогащать словарь посредством ознакомления детей с лесом и его обитателями.

Картина с изображением зимнего леса; магнитная доска; карточки с изображениями животных, их следов, их жилищ; пластилин, стеки, дощечки; семечки, мелкие бусины.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.202-206

20

«Путешествие в страну игрушек»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игрушки( мячик, машинка, кубик, мишка, кукла, пирамидка); «чудесный сундучок»; картинки (кукла без руки, зайчик без уха; предметные картинки.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.126-129

21

«Ходит зима по дорожке»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; обогащать и активизировать словарь по теме «Зима», развивать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Мольберт, картина «Зима», снежинки, компьютер, экран, проектор, гуашь, бумага.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.129-133

февраль

22

«Путешествие зайчонка и бельчонка в зимний лес»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Игрушки Зайчонок и Бельчонок; плакат с изображениями зимнего леса; иллюстрации и муляжи овощей и фруктов; корзинки.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.133-138.

23

«Лесное путешествие»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; развивать диалогическую форму речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; формировать навыки нравственного поведения (забота о животных); учить замечать изменения в природе и воспитывать любовь ко всему живому; учить работать с пластилином; вызывать у детей радостное настроение, удовлетворение от проделанной работы.

Экран, проектор; кукла «Лесная фея»; берёзки (2-3 шт.), ели- 2 шт., сосны- 2 шт., белочка ; медведь и ёжик ( игрушки); листок из картона большой; пластилин, стеки, бисер в тарелочках, доски; аудиозапись «Звуки леса».

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.148-152.

24

«Праздник пап»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; формировать представление о празднике День защитника Отечества; развивать внимание, мелкую и общую моторику.

Картины с изображениями праздников; фотографии пап; молоток; книга; футбольный мяч.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.206-210

25

«Поможем бабушке Федоре»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; уточнить и расширить активный словарь по теме «Посуда»; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; развивать умение составлять загадки- описания по образцу со зрительной опорой; совершенствовать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте.

Картинка- загадка; стрелки; конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним; чудо-дерево с посудой; костюм бабушки Федоры.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.152-158.

март

26

«Праздник мам»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; формировать представление о празднике 8 марта; развивать внимание, мелкую и общую моторику.

Картины с изображениями праздников; фотографии мам; молоток; книга; футбольный мяч.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.206-210

27

«Помоги красавице Весне»

поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; развивать чистое произношение звуков родного языка; активизировать словарь по теме «Ранняя весна»; развивать умение подбирать антонимы; воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Объёмная модель подснежника; аудиозапись (П.Чайковский «Времена года.Апрель»); мяч; конверт с письмом; картинки с изображениями явлений природы.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.210-215

28

«Сказочное путешествие»

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей; поощрять стремление говорить грамматически правильно, чётко проговаривая слова; учить пользоваться разнообразными средствами общения- словесными, мимическими, пантомимическими; учить передавать словесно содержание сказки.

Сундучок с сюрпризом; Кот в сапогах, Емеля, Петрушка, Буратино, Красная Шапочка (куклы); силуэты персонажей из разных сказок; геометрические фигуры; картинки с изображением зверей и их жилища; атрибуты к сказке «Репка»; театральные куклы к сказке «теремок»; строительный материал; пять лепестков; мольберт.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.163-168.

29

«В гости к леснику»

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей; обогащать словарь детей (лесник, лес, лесные жители, лесовичок); формировать целостную картину окружающего мира; способствовать овладению детьми речевыми нормами в конкретных речевых ситуациях.

Воздушный шарик; письмо; «сторожка»; игрушки (ёжик, зайка, лесник); картинки (домашние и дикие животные); природный материал (шишки, веточки, листья); пластилин, бисер.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.168-170.

апрель

30

«Белочка- красавица в гости к нам пришла»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей отгадывать загадки- забавлялки; упражнять в подборе слов, обозначающих признаки и действия белки.

Разрезные картинки; картинки с изображениями диких животных; игрушка- белка; морфологическая таблица.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.170-175

31

«Помогите Гадкому утёнку»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь детей посредством ознакомления детей с живой природой; упражнять в подборе определений; расширять знания о перелётных птицах.

Мягкая игрушка утёнок; карта- схема; мягкие модули; гимнастическая скамейка; фланелеграф; картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.175-180.

32

«Заботливые помощники»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; учить детей замечать неполадки в костюме; закреплять знания о пользе предметов гигиены, правилах поведения за столом.

Игрушка Буратино; мешочек; полотенце и мыло; зубная щётка; расчёска; одежда и щётка для одежды; посуда.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.180-184.

33

«В гостях у Золотой рыбки»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь; формировать навыки сотрудничества.

Аквариум с рыбками; сосуд с водой и рыбкой; салфетка; панно «Аквариум»; модели- заготовки рыбок (туловище, хвост, плавники).

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.184-187

май

34

«В деревню к бабушке Варварушке»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством ознакомления детей с жизнью в деревне и домашними  животными; воспитывать любовь к домашним животным и бережное отношение к  ним.

Воздушные шары; домик (макет); картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей; бабушка Варварушка (кукла для театра); игрушка- кролик; альбомные листы, цветные карандаши.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.215-220

35

«Жить без ссоры лучше нам!»

Формировать опыт социального взаимодействия- умение находить выход из конфликтных ситуаций; развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника; способствовать сплочению детей в группе; Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы.

Телеграмма; крупный напольный конструктор; наборы мягкого модуля; игрушки (медвежонок, волчонок, мяч); коробка с мелкими игрушками «Дикие животные».

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.194-196.

36

«Нет друга- ищи, а нашёл- береги»

Выяснить представления детей о дружбе. о том, с кем они дружат и почему; Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; обогащать словарь посредством использования в беседе коротких пословиц и поговорок; воспитывать интерес к литературе; учить устанавливать причинные связи в тексте и в жизненной ситуации.

Корзина с маленькими мячиками; клубок ниток.

Лит-ра: О.М.Ельцова, стр.196-199.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

        

тт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план. Образовательная область: речевое развитие. (Нищева Н.В.) Старшая группа

Перспективный план .Образовательная область: речевое развитие (Нищева Н. В.; Скоролупова О.А.)...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)

Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»подготовительная группа...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОС...

перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы

Задачи образовательной деятельности:1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основ...

Перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа

Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа Содержание образовательной работы по речевому развитию предполагает:развитие речи (развивающая речевая среда, формирование сл...