перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Бережнова Наталья Анатольевна

Задачи образовательной деятельности:

1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.

5. Привлекать к исполнению стихов, пересказу знакомых сказок и рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы

Задачи образовательной деятельности:

1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.

5. Привлекать к исполнению стихов, пересказу знакомых сказок и рассказов.

Дата

Тема недели

Тема НОД, цели, литература

Интеграция ОО

Сентябрь 2019 год

2.09 – 6.09

До свиданья, лето. Диагностика

9.09 – 13.09

Мой город

Тема: «Чтение стихотворений о городе Россошь россошанских поэтов»

Цели: Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к поэзии о родном городе

Литература: https://infourok.ru/literaturnomuzikalnaya-kompoziciya-rossosh-rodina-moya-svetlaya-399856.html

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

16.09 – 20.09  

Детский сад. Игрушки

23.09 – 27.09

Овощи

Тема: «Осенний концерт»

Цели: побуждать выразительно читать знакомые стихи, активизировать представления об осенних явлениях, упражнять в использовании образных выражений в рассказах о природе, способствовать эмоциональному восприятию музыкальных произведений

Литература: Голицына, 178

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Октябрь 2019 год

30.09 – 4.10

Фрукты

7.10 – 11.10

Осенний вернисаж

Тема: «Чтение В. Шкулев «Царица Осень»

Цели: закреплять знания об изменениях в осенней природе, побуждать участвовать в описании пейзажных картин, закреплять представление о пользе прогулок на свежем воздухе

Литература: Голицына, 13

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

14.10 – 18.10

Если хочешь быть здоров

21.10 – 25.10

Хлеб всему голова

Тема: «Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Цели: обобщить представление о лесе и луге, упражнять в подборе определений к словам «лесной» тематики, закреплять умение видеть отличие прозаических и поэтических произведений

Литература: Голицына, 41

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Ноябрь 2019 год

28.10 – 1.11

Моя Россия – моя страна

5.11 – 8.11

Птицы (домашние)

Тема: «Чтение сказки «Хроменькая уточка»

Цели: познакомить с украинской народной сказкой; подвести детей к осознанию художественных образов сказки

Литература: Ушакова, 147, 262

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

11.11 – 15.11

Домашние животные и их детеныши

18.11 – 22.11

Дикие животные и их детеныши

Тема: «Чтение Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – косые глаза…»

Цели: формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению

Литература: Ушакова, 144, 260

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

25.11 – 29.11

Папа, мама, я – спортивная семья

Декабрь 2019 год

2.12 – 6.12

Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает

Тема: «Чтение Сурикова «Зима»

Цели: закреплять представление о зимних явлениях, упражнять в подборе определений для описания зимней природы, учить выразительно читать стихотворение, передавая интонации любования зимней природой

Литература: Голицына, 333

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

9.12 – 13.12

Зимующие птицы

16.12 – 20.12

Творческая мастерская. Декоративно-прикладное искусство

Тема: «Чтение русской народной сказки «Мороз Иваныч»

Цели: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показать связь идеи сказки со значением пословицы

Литература: Ушакова, 156, 267

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

23.12 – 27.12

Новый год

Январь 2020 год

30.12 – 10.01

Зимние забавы

Тема: «Чтение В. Даль «Старик – годовик»

Цели: способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений, помочь понять смысл сказки, учить аргументированно отвечать на вопросы, закрепить представление о жанровых особенностях сказки, побуждать выбирать репродукции картин в соответствии с текстом сказки и составлять по ним описательный рассказ

Литература: Голицына, 247

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

13.01 – 17.01

Одежда, обувь, головные уборы

20.01 – 24.01

Человек. Части тела

Тема: «Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик – с – пальчик»

Цели: способствовать осознанию значения нравственных качеств – смелость, находчивость, закрепить представления об особенностях жанра сказки, познакомить с различием народных и авторских  сказок, показать их общие корни

Литература: Голицына, 395

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

27.01 – 31.01

Будь осторожен. Электроприборы

Февраль 2020 год

3.02 – 7.02

Животные севера и животные жарких стран

Тема: «Чтение С. Маршак «Где обедал воробей?»

Цели: познакомить детей с писателем, его стихотворением «Где обедал воробей?»; учить читать выразительно  (паузы на знаках препинания,  предложения по интонации); развивать навык беглого чтения, речевой аппарат; формировать интерес к чтению книг.

Литература: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/21/s-ya-marshak-gde-obedal-vorobey

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

10.02 – 14.02

Все работы хороши

17.02 – 21.02

Защитники Отечества

Тема: «Чтение Е. Воробьев «Обрыв провода»

Цели: продолжать знакомить с героизмом солдат в годы ВОВ, воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу, побуждать давать оценку героев произведения

Литература: Голицына, 348

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

24.02 – 28.02

Народная культура и традиции

Март 2020 год

2.03 – 6.03

Самые красивые, самые любимые

Тема: «Чтение нанайской сказки «Айога»

Цели: воспитывать отрицательное отношение к грубости и лени, помочь понять сказку, оценить характер главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений, побуждать вспоминать пословицы о трудолюбии и лени

Литература: Голицына, 381

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

9.03 – 13.03

В окно повеяло весною

16.03 – 20.03

Транспорт

Тема: «Как папа бросил мяч под автомобиль»

Цели: закрепить знания правил безопасного поведения на улице, жать понятие о нравственных качествах, закрепить умение составлять рассказ по сюжетной картине,  упражнять в подборе синонимов, способствовать правильному восприятию рассказа

Литература: Голицына, 444

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

23.03 – 27.03

Перелетные птицы

Апрель 2020 год

30.03 – 3.04

В гостях у сказки

Тема: «Сказки разных народов»

Цели: воспитывать толерантность, познакомить с устным народным творчеством разных народов, показать их сходство и различие

Литература: Голицына, 285

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

6.04 – 10.04

Космические просторы

13.04 – 17.04

Обитатели рек, морей и океанов

Тема: «Чтение С. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Цели: учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях сказки; формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли

Литература: Ушакова, 174, 282

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

20.04 – 24.04

Улица полна неожиданностей

Май 2020 год

27.04 – 1.05

Цветочный хоровод

Тема: «Чтение В. Катаев «Цветик – семицветик»

Цели: способствовать осознанию нравственного смысла сказки, продолжать учить оценивать поступки героев, их характер, аргументировать свою оценку, закреплять представление о жанровых особенностях авторской сказки, сравнить её с народной

Литература: Голицына, 317

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

4.05 – 8.05

День Победы!

11.05 – 15.05

Семья

Тема: «Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»

Цели: учить замечать сходство и различие в построение сюжета, идее, характерах героев сказки; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

Литература: Ушакова, 142, 256

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

18.05 – 22.05

В мире спортивных соревнований

25.05 – 29.05

Здравствуй, лето!

Тема: «Литературная викторина»

Цели: способствовать воспроизведению отрывков литературных произведений, побуждать выразительно передавать речь персонажей, побуждать драматизировать отрывки знакомых произведений

Литература: Голицына, 555

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Литература:

1.Голицына Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход.  – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.

2.Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области "Речевое развитие" Чтение художественной литературы. 2 младшая группа

Список литературы на учебный год для чтения  во второй младшей группе с целями и задачами....

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие/ чтение художественной литературы» в младшей группе №6 «Ягодки» Тема: «Чудо-дерево» К.И. Чуковского

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие/ приобщение к художественной литературе»  Тема:  «Чудо-дерево» К.И....