НОД по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по речевому развитию.
Тема «Ваши права, дети»
Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.
Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Дидактическая игра «Копилка имен». Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку». |
Введение в тему | На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы. - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются) |
Обучающий этап |
- Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена. - Как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке. - Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя». - Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает. Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен. Богдан – богом данный Владлен – сокращение от Владимир Ленин Давид – любимый Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный Иван – милость Божья Илья – сила Бога Ярослав – сильный и славный Вероника – несущая правду Виктория – победительница Дарья – сильная, побеждающая Карина – впередсмотрящая - Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково. Дети называют ласково по имени своего соседа.
- Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб. - Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России. Ребенок имеет право на гражданство. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство». - В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. |
Динамическая пауза | Выполнение движений по тексту. «Дом имен» Эй, ребята! Встаньте в круг! Вот как стало много рук! Чьи же руки, подскажите И ладошки покажите. А теперь за руки взялись И по кругу пробежались. Сделали поуже круг Крышу сделали из рук. Получился дом имен. В этом доме мы живем. |
Этап закрепления |
- Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».) - Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье. Вместе – мама, папа, я – Называется семья. По фамилии одной Мама, я и папа мой. Я спросил у муравья: - Для чего нужна семья? - Просто вместе легче жить И работать и дружить. Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.
Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка? - Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…) - Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье». |
Итог занятия | - Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право? Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы. - Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка). - О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях. |
Текущие изменения и дополнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...