Статья "Развивающая предметно – пространственная среда и ее роль в речевом развитии детей дошкольного возраста".
статья по развитию речи

Кочнева Татьяна Владимировна

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования  к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.  
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».
            Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.  

Задачи построения речевой развивающей среды

  • Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
  • Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
  • Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе
  • Отражение тематики образовательной работы
  • Отражение специфики интересов детей разных  подгрупп (пример: мальчики и девочки)

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста

Первая младшая группа

  1. Учет логики познавательного и речевого развития (особенности мышления: наглядно – действенное, наглядно образное).
  2. Демонстрация предметов, наблюдения и действия с ними, восприятие их образов, отраженных сначала в игрушке, затем на картинке, далее  - к речи без наглядной основы, к восприятию текстов.

Рекомендации к организации активной речевой практики

Особое внимание уделяется становлению у малышей инициативной связной разговорной речи как средства общения и познания окружающего мира. Взрослым должны быть созданы условия:

 - для перехода от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов;

 - для развития инициативной разговорной речи.

Взрослому необходимо усилить коммуникативную функцию речи ребенка, переводя акцент его внимания от предмета к общению со взрослым по поводу предмета.

Речевая развивающая среда  первой младшей группы.

  • Создание игровых и практических ситуаций, стимулирующих разнообразные действия с предметами, игрушками, элементарное экспериментирование.
  • Создание условий для самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).
  • Создание образовательных ситуаций, ситуаций общения.
    • методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения
    • методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
    • поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.
    • грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Особенности речевого развития детей второй младшей группы

В младшем дошкольном возрасте появляются самостоятельные попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потреб­ность передать свои эмоции, впечатления, желания. Это свидетельствует о становлении нового мотива речевой де­ятельности — экспрессивного. На этом возрастном этапе задачей педагога является:

- создание условий для стимулирования самостоятельных попыток ребенка выступить инициатором общения, появления и развития экспрессивного мотива речевой деятельности;

- создание условий для появления и развития экспрессивного мотива путем использования ярких звучащих игрушек, специальных приемов (сюрприз­ные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа и т.д.). Наличие сильного, яркого экспрессив­ного мотива способствует принятию ребенком трех лет цели речевой деятельности и активному вступлению в нее.

Речевая развивающая среда второй младшей группы.

  • Организация в разных уголках ситуаций для стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов, способствующих развитию инициативной речи, обогащению и уточнению представлений детей об окружающем.
  • Организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем

 

  • грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
  • методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

Речевая развивающая среда в средней группе.

Освоение связной монологической речи. В это время происходят изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества, происходит взрыв словесного творчества;

Овладение основами самостоятельного монолога (описательного и повествовательного рассказов), сочинение описательной загадки, самостоятельный пересказ литературного текста. В средней группе основное внимание воспитатель уделяет проявлению речевой инициативы и самостоятельности ребенка, как в процессе разговорного общения, так и в монологической речи. Это предполагает знакомство детей с основами речевого этикета.

Главная  речевая задача – развитие обследовательских действий и накопление словарного запаса, включающего названия свойств и качеств предметов, объектов, их пространственного расположения, строения, назначения, а также способов их выявления. Обучение этим речевым умениям требует использования проблемных методов, включения элементов поиска и проблемности в организацию развивающего пространства группы

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно меняется  и отражает содержание  всех видов деятельности.
Ведущие направления в средней группе:

  • создание условий для развития обследовательских действий и накопления словарного запаса, а также способов их выявления
  • создание реально – практических и игровых ситуаций с опорой на условия развивающей среды ;
  • в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, чтение книги, рассказы воспитателя с использованием картинок, моделирование рассказов, составление коллажей и книжек с детскими текстами и т.п.,
  • в уголке природы наблюдение за растениями, рассказывание о способах ухода за ними, описание обитателей, придумывание историй о них и т.п.,
  • в игровых уголках  материалы для организации игр – драматизаций, показа спектаклей с использованием разных видов театра и т.п.
  • организация «Уголка интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
  • организация ситуаций общения, которые могут быть разными в зависимости от поставленной задачи.
  • Использование методов и приемов, направленных на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации;

       формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета)

Важнейшие приобретения этого возраста: овладение основами самостоятельного монолога (описательного и повествовательного рассказов), сочинение описательной загадки, самостоятельный пересказ литературного текста.

В этом возрасте у детей наблюдается всплеск творческого воображения, фантазии, что становится благоприятным условием для развития речевого творчества. Предлагается представлять результаты речевого творчества детей.

 

Старшая и подготовительная к школе группы

Основные направления развития речи детей:

- развитие содержательности и связности речи;

- развитие речевого творчества и выразительности;

- развитие способностей в речевой деятельности;

- подготовка к обучению грамоте.

Для развития речи старших дошкольников могут быть организованы

  два центра, стимулирующих речевую активность и позволяющих воспитателю решать задачи: литературный центр (книжный уголок) и центр художественно – речевой деятельности.

 

 

Особенности организации литературного центра

  • Книги, способные удовлетворить  разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, энциклопедические издания, сборники стихов, стихотворных авторских сказок.
  • Учет интересов девочек  и мальчиков.
  • Детские журналы.
  • Тематические выставки.
  • Создание библиотеки в группе. В данной библиотеке могут быть представлены книги, составленные самими детьми

 

Особенности организации центра   речевого творчества

Задачи: Развитие речевого творчества, развитие индивидуальных литературных способностей детей, упражнения в освоенных творческих речевых формах.

Рекомендуемые средства: театры разных видов, атрибуты для игр – драматизаций.

Результаты творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, детские диафильмы, портреты литературных героев, сделанные детьми, и т.д.

Специальные дидактические пособия, предназначенные для развития творческого воображения детей, творческих речевых проявлений. Это могут быть: модели рассказов, сказок, загадок, карты Проппа, серии сюжетных картин, игровые поля для игры – фантазирования, дидактические игры на ассоциации, классификации, сравнения, пособия для литературных викторин, ребусы, рисуночные загадки и т.п.

 

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной к школе групп.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды  регулярно пополняются.
 Среда подготовительной к школе группы близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий,  а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
 

  • методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
  • организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
  • создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
  • грамотная речь педагога;
  • методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

 

 

 

Пример

Речевой центр может быть представлен следующими рубриками
      Рубрика «Словарные слова» - это предметные картинки с изображением трудных слов, которые ребёнок не может запомнить с одного раза. Дошкольник может подойти рассмотреть изображение на картинке, прочитать название предмета, а на обороте – значение этого слова, взятое из словаря С.И.Ожегова и напечатанное по слогам.
      Рубрика – «Это интересно» содержит действительно очень интересный материал, в котором представлены темы «Чудеса света», «Вода-источник жизни», «История образования книги». Материал подобран таким образом, что интересен не только детям, но и взрослым.
     Рубрика «Знаете ли вы, что…» знакомит ребят с различными интересными моментами жизни флоры и фауны.
     В рубрике «Головоломки» представлены различные словесно-логические игры, ребусы, зашифрованные слова.
    «Пословицы и поговорки» выполнены графическим способом для наилучшего запоминания детьми народной мудрости.
Очень эффективно ребята используют коврограф на котором из геометрических фигур выкладывают различные сюжеты и составляют по ним различные истории и сказки.

Дидактическая стенка с элементами сказочных сюжетов помогает ребятам придумать свои сказки, рассказы, сказочные сюжеты и дополнять или изменять окончание уже известных народных и авторских сказок
Рубрика «Библиотека» и игротека «Поиграй-ка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kursy_rech.zip1.15 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

Значение развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Первое, что сюда относится это уголок безопасности...

«Роль предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Данный материал представляет интерес для воспитателей и родителей...

Игры-драматизации и их роль в речевом развитии детей дошкольного возраста

Овладение родным языком - главное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период является самым сензитивным к усвоению речи....