Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Статья будет интересна начинающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpps.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. «Это - человеческое творчество, это культура». Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.  Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Содержательная- насыщенность:

-Должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

-Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

-Оснащено соответствующим материалом, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, разнообразным инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства:

       -Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

      Полифункциональность: 

     -Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие предметов  пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей.

Вариативность:

 -Предполагает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек  и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей                                                    

-Предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность:

-Предполагает доступность для воспитанников всего помещения, где осуществляется образовательная деятельность к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность:

-Соответствие требованиям надёжности  и безопасности.

Образовательные области по ФГОС:

-Социально – коммуникативное развитие ; 

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно – эстетическое развитие;

-Физическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие:

 -направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д.

ОО социализация (познание, чтение художественной литературы,  труд, коммуникация, безопасность)

ОО труд (познание, чтение художественной литературы, социализация, физ.культура, худ. творчество)

Примерные центры (уголки) активности:

-Центр сюжетно-ролевых игр ;

-Центр труда;

-Уголок дежурств;

-Уголок безопасности;

-Центр ПДД;

-Центр пожарной безопасности.

Познавательное развитие:

    -предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    -развитие воображения и творческой активности;

    -формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.).

 Включает ОО «Познание»: чтение художественной  литературы, коммуникация, социализация, безопасность, музыка.

Примерные центры (уголки) активности:

     -Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения;

    -Центр сенсорного развития;

    -Центр конструктивной деятельности;

    -Центр математического развития ;

    -Центр экспериментирования. 

Речевое развитие:

 -включает владение речью как средством общения и культуры;

-развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.

Включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы»

Примерные центры(уголки) активности

 -Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

-Центр «Будем говорить правильно» ;

-Центр «Здравствуй, книжка»;

- Логопедический уголок

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

-музыкальное, изобразительное, словесное искусство

  Включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»;

Примерные центры(уголки) активности:

 -Центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки»;

- Центр музыкально-театрализованной деятельности .

Физическое развитие:

  Включает ОО области «Физическая   культура», «Здоровье»;

Примерные центры(уголки) активности

          -Центр физического развития;

          -Центр сохранения здоровья ;

          -Спортивный уголок «Будь здоров!»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В центре предметно пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение(педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении—обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным. 

Педагогами должны использоваться следующие дидактические принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета, игрового материала, места и времени деятельности;
принцип универсальности позволяет детям и воспитателям строить и, менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами
детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития;
принцип системности представлен взаимообратной связью отдельных
элементов среды между собой, составляющими целостное развивающее поле;

- принцип гуманности, который позволяет выстраивать отношения в
системе «воспитатель - воспитанник» на взаимоуважении, бережном
отношении к личности;

- культурологический принцип, позволяющий каждому ребенку освоить основы культуры: культуры поведения, общения, мышления, деятельности и др.

При организации эстетической развивающей среды, должны учитываться четыре аспекта, составляющих окружающую среду: предметный, природный мир, архитектурно-пространственная среда, социальный аспект.

Интерьер помещений должен нести определенную информацию, способствовать развитию детей и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. В оформлении можно использовать потолочную плитку, самоклеющуюся пленку, поролон. Интерьер группы должен радовать, восхищать и удивлять.

Предметно - развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, не содержать пестроты, перегрузки предметами и иллюстративным материалом и организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. (У педагога же зачастую «нет времени», она не обращает внимания на просьбы детей или не разрешает брать требуемый предмет, чтобы потом не убирать его. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на желании детей заниматься любимым видом деятельности, так как, получив один-два раза отказ от воспитателя, ребенку уже не хочется просить его о чем-то еще раз).

Так же важно приучать детей все материалы убирать на место т.к. порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку.

Вывод: 

     Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....