«Роль предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике
Данный материал представляет интерес для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_stepanovoy_l.g.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Составила:
Степанова Любовь Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №21
«Аленький цветочек»
«В пустых стенах ребенок не заговорит»
Елена Ивановна Тихеева
Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.
На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.
Для решения данного вопроса в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя материальные объекты деятельности ребенка и возможность функционально моделировать содержание его всестороннего развития.
С целью создания условий для стимулирования речевой деятельности и речевого общения в нашей группе оформлен центр речевого развития. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Это: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики и многое другое. В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы.
Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и зависит от темы недели, месяца, лексической темы, традиций и праздников, что соответствует принципу трансформируемости и вариативности предметно-пространственной среды
Большое влияние на развитие речи оказывают правильно подобранные книги. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и незнакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям, развивает и обогащает речь. Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы чтецов. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
С детьми старшей и подготовительной группы мы посещаем детскую библиотеку. После таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.
Для развития речевого творчества организован уголок театрализованных игр, где находятся различные виды театра. Здесь ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Так же мы используем театр на фланелеграфе, театр на магните, которые предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Юный мастер» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому в группе созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
«Центр природы». Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В центре природы можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук: рисование песком; перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.); различные игры с природным материалом;
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...
Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
Статья будет интересна начинающим педагогам....
Тема «Влияние развивающей предметно –пространственной среды на речевое развития детей дошкольного возраста»Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
Провокация в виде приглашения в игру заключается том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребёнке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Она создает ребенку ...