НОД по развитию речи для детей 2 младшей группы через русские народные подвижные игры
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Холодова Нина Александровна

конспект непосредственной  образовательной  деятельности  по развитию речи детей 2 младшей группы через русские народные подвижные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми 2 младшей группы

по развитию речи через русские народные

подвижные  игры

на тему: «В гостях  у куклы Кати»

                 

                                                                        Составила: воспитатель группы№4

                                   Холодова Н.А.

                                                                         Дата проведения: 22.11.2019г.

                                           г.Владимир- 2019г.

Цель: Воспитание этнокультурной толерантности у детей 3-4 лет  через  русские народные сказки и  русские народные подвижные игры.

Программное содержание:

Образовательная задача:

Знакомить детей с бытом и традициями русского народа, их народным творчеством: сказками, народными играми, считалками, поговорками, музыкальными народными инструментами. Познакомить и закрепить с русскими народными играми (с их названием, содержанием). Продолжать разучивать с детьми считалки. Обогащение словаря: кокошник, русский народный сарафан, блузка, сарафан, сапожки.

Развивающая задача:

Формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родному краю, Родине.

Воспитательная задача:

Воспитывать ценностное отношение к Родине, к родному краю, уважение к своему народу и доброжелательное отношение друг к другу.

                                           Предварительная работа:

  1. Разучивание с детьми считалок для выбора водящего в  подвижных играх.
  2. Разучивание с детьми подвижных игр: «Ёжик тупу-туп»», «Лягушка», «Барашеньки - крутороженьки».

                                                 Работа с родителями:

  1. Изготовление родителями масок для подвижных игр.
  2. Разучивание, закрепление с детьми считалок для игр.

Материал:

  1. Дети в чешках.
  2. аудиозапись русской народной песни: «Во поле берёзка стояла»
  3. Книга с русскими народными сказками и играми.
  4. Бубен
  5. Кукла Катя в русском народном сарафане
  6. Игрушки: ёжик, лягушка
  7. Маски: Лягушка, ёж, лиса, заяц, волк, медведь, шапка для Вани-простоты.

Ход НОД:

I Под русскую народную музыку «Во поле берёзка стояла», дети проходят друг за другом и встают в круг.

В: «Утром встали  малыши

       В детский садик свой пришли

       Гости здесь у нас с утра

       Поздоровайтесь друзья!»

Д: Здороваются

В.: «Собрались все дети в круг

        Я твой друг и ты мой друг

        Будем вместе мы играть,

        Новое всё изучать»

В: Ребята, давайте пройдём и сядем на стульчики.

В.: Ребята, посмотрите, у нас сегодня в гостях ещё одна необычная гостья. Кто же это? Поздоровайтесь с ней.

Д: здравствуй кукла

В.: «Здравствуйте ребята, меня зовут кукла Катя»

В.: «Ребята, посмотрите кукла Катя какая красивая, во что она одета?

Д.: ответы детей

В.:- на ней белая  кофта, такая кофта называется блузкой  

- русский народный сарафан

- на ногах у куклы  красные сапожки

 - на голове у куклы кокошник

В.: Ребята, наша гостья одета в русский народный костюм. Давным – давно, русский народ ходил в такой одежде.

Давайте все вместе  повторим, как называется головной убор у куклы Кати?- кокошник (Денис повтори, Вика повтори)

Красивая кофта у  Кати  называется - блузка (Денис повтори, Маша повтори)

У куклы красивый сарафан, повтори  Маша,что на кукле. На ногах у Кати красные сапожки, вместе повторим.

В.: Ребята, Катя пришла к нам не с пустыми руками, она нам принесла книгу с русскими народными сказками и играми.

Спасибо Катя, мы с ребятами очень любим любим слушать русские- народные сказки и играть в игры. А ты посиди и посмотри, как наши ребята играют.

Я открываю первую страницу книги и читаю:

«Есть у каждого барашка

Симпатичная рубашка,

Шерстяная есть рубашка.

Без единого кармашка!

А куда кладут барашки

Карамель в цветной бумажке,

Телефон, свисток, платочек,

Сладкий сахара кусочек,

Интересную находку, а ещё густую щётку,

Чтоб расчёсывать колечки

И подарок для овечки»

Итак, игра №1. Я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Барашеньки-крутороженьки ».

В.: Встаём в круг, с помощью считалочки выберем водящего–Ваню-простоту.

( Вика Степина считает - «Шёл баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку, кто травку найдёт, тот водить пойдёт.» Одеваю водящему-Ване на голову шапку.

Водящий встаёт в центр, дети водят хоровод со словами: Барашеньки-крутороженьки, по лесам ходили, по полям бродили, в скрипочку играли, Ваню потешали. Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста, сел задом наперёд и поехал в огород» (Дети разбегаются, водящий ловит, кого поймал, тот садится на скамейку).

В.: Ребята,как называлась игра, в которую мы с вами играли?

Д.:«Барашеньки-крутороженьки»

В.: Сейчас посмотрю, какая идёт  следующая игра? (показываю игрушку ёжика)

«Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки

В остальном на ёлку

Совершенно не похож.

- Что ты ёж такой колючий?

- Это я на всякий случай

- Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Ты ежа не трогай лучше,

Потому, что он колючий»

В.: Ребята, давайте покажем,как ёжик бежит по дорожке и нюхает, что-то ему не понравилось-зафырчал, зашипел и побежал дальше. ( дыхательная, артикуляционная гимнастика-звук ж-ш)

Следующая русская народная игра называется: «Ёжик-тупу-туп».

Выходите в круг. С помощью считалочки выберем водящего. Юля Л. Считает: «Шла лиса по мостику и виляла хвостиком, зацепилась за перила, прямо в речку угодила,кто не верит это он , выходи из круга вон!»

Одеваю маску ежа водящему.

Дети ходят по кругу со словами и выполняют действия, которые идут по тексту: «Бежит ёжик Тупу-Туп, весь колючий остер зуб.

Ёжик-ёжик ты куда? Что с тобою за беда?

Ёжик ножками топ-топ (топает ножками)

Ёжик глазками луп-луп (моргает глазками)

Слышит ёжик всюду тишь, чу скребётся в листьях мышь.

Ёжик-ёжик ты куда. Что с тобою за беда?

Беги-беги ёжик, не жалей ты ножек, ты лови своих мышей. Не лови наших детей!»

Дети разбегаются, ёж ловит детей, кого поймает, садятся на скамейку.

В.: Хлопаем нашему ежу, какой он быстрый! А как называлась эта игра?

Д.: «Ёжик-тупу-туп»

В.; А для следующей игры, мы должны с вами выучить новую считалку

( показываю игрушку лягушку)

Послушайте: Как у нас на сеновале две лягушки ночевали,

две лягушки ночевали, на подушке задремали.

Утром встали, щей поели и тебе водить велели.

Давайте повторим, читаю строку, дети повторяют. Вика, Маша, Денис повтори. Следующая строка.

А теперь, встаём в круг и посчитаем этой считалкой, кто запомнил. Выбираем водящего, одеваю маску.

Дети ходят по кругу, лягушка спит сидя на стуле.

Слова: «Тишина у пруда, не колышется трава, не шумите камыши, засыпают малыши».

Лягушка громко квакает, дети разбегаются, она ловит, кого поймала, садятся на стульчики.

Как называлась эта игра?

В.: Хлопаем лягушке, всех ребят переловила, лапы у неё быстрые! Как называлась эта игра?

Д.: «Лягушка»

Листаю книгу.

В.: Ребята,вот ещё одна игра-вам понравится она. А называется эта русская народная игра «Теремок»

(надеваю маски героям).

Дети по очереди подходят к домику-теремку и спрашивают: «Кто, кто в домику живёт, кто в невысоком живёт?» Приходит медведь и ловит всех зверей. Кого поймали, садятся на стульчики.  

В.: Хлопаем быстрому мишке-ловишке, всех зверей переловил!

Ребята, в какие русские-народные игры мы сегодня с вами играли?

Д.: перечисляют

В.: Вам понравились они?

Похлопайте в ладоши, кому понравилась игра «Ёжик тупа-туп»?

Поднимите руку, кому понравилась игра: «Барашеньки - крутороженьки»?  

Потопайте ножками, кому понравилась игра: «Лягушка»?

Улыбнитесь, кому понравилась русская народная игра «Теремок»?

В.: Ребята, а давайте куклу Катю поблагодарим за такую интересную книгу и пригласим её к нам в группу, я думаю, ей будет интересно у нас побывать.

В.: Кукла Катя, наши ребята приглашают тебя погостить у нас в группе. Ребята, встаём друг за другом паровозиком и идём в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Русская народная сказка "Маша и медведь".

Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе (1.5-4 г.) На занятии осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество ...

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»      Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе«Чтение...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Колобок". Дидактическое упражнение "Играем в слова".

Цель:  Создать условия для знакомства детей с русской народной сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского).  Задачи:Образовательные:·...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»...

Публикация разработки "Воспитание нравственных качеств у детей младшей группы через русские народные сказки"

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Сущность нра...