"Развитие речи посредством дидактической игры"
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.Вязьмы Смоленской области
Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры» Младший дошкольный возраст |
Разработала
Леонова Елена Александровна,
воспитатель высшей категории
2016
Участники проекта:
-воспитатель
-дети-специалисты
-родители
Цель: развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры
Задачи:
-целенаправленно обогащать словарь воспитанников;
-развивать активную речь;
-формировать потребности в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
-формировать понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;
-формировать способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведений художественной литературы;
-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности ;
-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребенка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей с самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителям, пронизывать все режимные моменты.
Этапы проекта:
Этапы | Формы работы | Работа с родителями |
Первый (организационный) | Выдвижение гипотезы -изучение литературы -подбор методической литературы -разработка тематического плана для реализации проекта -диагностирование детей совместно с педагогом- психологом, целью которого является выявление знаний ив развитии речи с последующей индивидуальной работой | -Анкетирование родителей Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях . -Считают ли родители, что их дети хорошо разговаривают, соответственно возрасту. Да-85%.Неверно- 14%. Нет-1 %. -Имеются ли дидактические игрушки по возрасту? -Данные о речевых нарушениях у родителей и их родственников. У 2-х родителей речевые нарушения. -Как часто занимаются с ребенком дома? Каждый деть- 8 родителей; по возможности- 7 человек; по выходным- 9 человек. |
Второй этап Практический (реализация намеченных планов) | -работа с детьми -совместная работа со специалистами ДОУ | -Родительские собрания «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей». -Анкетирование родителей «Развитие речи детей». -Проведение просветительской работы: консультации, реклама, рекомендации. -Посещение семей -Фотовыставка «Играя-развиваем речь детей» |
Практическая работа с детьми по реализации плана | Виды деятельности: -дидактические игры: -На игрушку посмотри и картинку подбери -Куда собачка пропала Поставь возле: -Кто где -Найди маму -Лото «Вкладыш» -Кто с кем живет | |
2.Сюжетно-ролевые игры: -Жеребенок ушиб ногу -Мама кормит Катю -Покатаем собачку на машине -Готовим обед для собачки -Построим забор для лошадки -Полечим собачке лапку -Покатаем на паровозе зверей | ||
3.Подвижные игры --Пес Барбос -Кот и мыши -Лошадки -Курочка-хохлатка -Птички в гнездышках -Найди кота -Догони собачку -Зайка беленький сидит -Заинька, походи | ||
Театрализованная деятельность | -Настольный театр -Пальчиковый театр -Инсценировка русских народных сказок: Репка, Колобок, Заюшкина избушка, Курочка ряба | |
Художественная литература | Чтение потешек: -Тили-бом. -Пошел котик на торжок -Киса -В.Берестов «Котенок» , «Ты, собачка , не лай» Рассказывание стихов А.Барто -Лошадка -Бычок -Зайка Чтение русских народных сказок -Заюшкина избушка -Теремок -Репка -Волк и семеро козлят | |
3 этап заключительный | Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта | Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта. Совместная работа с педагогом –логопедом Проведение комплексных профилактических игровых упражнений в группе (зона отдыха). Цель: создание психологического комфорта оздоровления через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи детей. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики . |
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов по данной теме. Отмечается норма в развитии активной речи детей: 18 детей ( 75%; отставание – 6 детей
( 25%).
Большое внимание уделяю организации предметно- пространственной развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр. В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики , воображения, активной речи. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка. В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается в непосредственно организованной образовательной деятельности ; в инсценировках с помощью игрушек; рассматривании картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей добилась положительных результатов в работе по данной теме: дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с педагогами и близкими людьми. Дети играют вместе, разыгрывают небольшие сюжеты , активно включаются в игру; начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно; у большинства детей появился интерес к чтению книг. В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю детей высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу обращенную к сверстникам. Помогаю детям договариваться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу . В результате интенсивно развивается смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности детей является ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы- заместители (например, вместо мыла- кирпичик, вместо градусника- палочка и т.д.)
Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных предметов (одежда, мебель, транспорт).
В условиях современности главной задачей образования является подготовка детей к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эти задачи начиная работу с детьми младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336923-1383834592.jpg)
Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".
Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:· целенаправленно обогащать словарь детей;·...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленной на развитие речи посредством дидактической игры
1. продолжать формировать умения делить слова на слоги;2. закреплять навыки определения звука [С] в начале, середине, конце слова;3.автоматизировать словарь, звуки в слогах, сл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935442-1499840530.jpg)
Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/07/picture-450805-1402104818.jpg)
Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"
Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры...
Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...
- Мне нравится (1)