Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
проект по развитию речи на тему

Полежаева Юлия Александровна

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

·         целенаправленно обогащать словарь детей;

·         развитие активной речи;

·         формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и     произведения художественной литературы;

·         поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

·         побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

·         формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

·         Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (практико-ориентированный)

«Развитие речи посредством дидактической игры»

Участники проекта:

- Воспитатель

- Дети

- Специалисты

- Родители

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развитие активной речи;
  • формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и     произведения художественной литературы;

  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
  • формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
  • Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения

 Актуальность проблемы:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Этапы проекта:

Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

  • Выдвижение   гипотезы,

определение цели и задач проекта.

  • Изучение необходимой литературы ,

подбор методического материала.

  • Разработка тематического плана для реализации проекта.
  • Диагностирование детей.

совместно с педагогом-психологом Н.А.Долгополовой

целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

  • Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?

да – 75%; наверно – 14%; нет –1%

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

     У всех имеются 100%

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?

У одного родителя речевые нарушения.

Как часто занимаются ребенком дома?

Каждый день – 6 детей (43%) По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %)

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

  • Работа с детьми.
  • Совместная работа со специалистами ДОУ.

 

 

—  Родительское собрание

   тема : «Влияние

   пальчиковой гимнастики

   на умственное развитие           малыша».

—  Анкетирование «Развитие речи детей».

—  Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

—  Посещение семьи.

—  Индивидуальные беседы.

—  Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»;

буклетов, памяток.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

 

Виды деятельности

1. Дидактические игры:

  • «На игрушку посмотри и картину подбери»
  • «Куда прыгнула собачка»
  • «Поставь возле»
  • «Собери картинку»
  • «Кто где?»
  • «Найди маму»
  • «Лото» «Вкладыши»
  • «Большой – маленький»
  • «Кто с кем живет?»

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • «Жеребенок ушиб ногу»
  • «Мама кормит кошку»
  • «Покатаем собачку на машине»
  • «Готовим обед для собачки»
  • «Котик хочет кушать»
  • «Постройка загончика для лошадки»
  • «Полечим собачке лапу»
  • «Завяжем котику бантик»
  • «На паровозе покатаем зверей»
  • «Угощение для собачки»

3. Подвижные игры:

  • «Пес Барбос»
  • «Кот и мыши»
  • «Лошадки»
  • «Курочка хохлатка»
  • «Птички в гнездышках»
  • «Найди кота»
  • «Догони собачку»
  • «Зайка беленький сидит»
  • «Зайцы и лисичка»
  • Игра «Заинька походи»

 

 

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказок:

  • «Репка»
  • «Колобок»

Театрализованное представление сказок:

  • «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Курочка ряба»

 

Художественная литература

 

Чтение потешек:

  • «Тили – бом»
  • «Пошел котик на торжок»
  • «Киска»

     В.Берестова «Котенок»

         «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

  • «Лошадка»
  • «Кто как кричит?»
  • «Бычок»
  • «Мишка»
  • «Зайка»

Чтение р.н.сказки:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»,
  • «Репка»
  • «Волк и козлята»

 

Третий этап заключительный 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
  • Анализ результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.

 

  • Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

 

Совместная работа с педагогом-психологом.

—  Совместно с педагогом - психологом Н.А. Долгополовой мы проводим комплексные профилактические игровые упражнения в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником. 
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

—Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание – 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.

—Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.

—Создаю условия для проведения дидактических игр

—В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

—  В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.

—В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

—Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.)

—Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Приложение:

1. Плакат «играя – развиваем речь детей».

2. Памятки родителям.

3. Консультации.

4. Создание буклетов.

5. Беседа.

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

 

Список литературы:

1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.       Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с

2. Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

4. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

5. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

6. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.

7. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:

8. Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984.-240с.

9. Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

10. Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».

11. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".

Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленной на развитие речи посредством дидактической игры

1. продолжать формировать умения делить слова на слоги;2. закреплять навыки определения   звука [С]  в начале, середине, конце  слова;3.автоматизировать словарь, звуки в слогах, сл...

Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме      навыкам использования слов (активизации словарного багажа...

Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"

Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры...

Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...