Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
проект по развитию речи на тему
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
· целенаправленно обогащать словарь детей;
· развитие активной речи;
· формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
· поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
· побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
· формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
· Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект (практико-ориентированный)
«Развитие речи посредством дидактической игры»
Участники проекта:
- Воспитатель
- Дети
- Специалисты
- Родители
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Этапы проекта:
Этапы | Формы работы | |
Деятельность педагога Работа с детьми | Работа с родителями | |
Первый этап организационный (подготовительный) |
определение цели и задач проекта.
подбор методического материала.
совместно с педагогом-психологом Н.А.Долгополовой целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой. |
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям? да – 75%; наверно – 14%; нет –1% Имеются ли дидактические игрушки по возрасту? У всех имеются 100% Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников? У одного родителя речевые нарушения. Как часто занимаются ребенком дома? Каждый день – 6 детей (43%) По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %) |
Второй этап практический (реализация намеченных планов) |
| Родительское собрание тема : «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша». Анкетирование «Развитие речи детей». Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации). Посещение семьи. Индивидуальные беседы. Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»; буклетов, памяток. |
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
| Виды деятельности 1. Дидактические игры:
2. Сюжетно – ролевые игры:
3. Подвижные игры:
|
|
Театрализованная деятельность | Настольный театр, пальчиковый театр. Инсценировка русских народных сказок:
Театрализованное представление сказок:
|
|
Художественная литература
| Чтение потешек:
В.Берестова «Котенок» «Ты, собачка не лай» Рассказывание стихотворения А.Барто:
Чтение р.н.сказки:
|
|
Третий этап заключительный
|
|
|
Совместная работа с педагогом-психологом.
Совместно с педагогом - психологом Н.А. Долгополовой мы проводим комплексные профилактические игровые упражнения в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,
Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание – 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.
Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.
Создаю условия для проведения дидактических игр
В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.
В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.)
Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Приложение:
1. Плакат «играя – развиваем речь детей».
2. Памятки родителям.
3. Консультации.
4. Создание буклетов.
5. Беседа.
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
Список литературы:
1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
2. Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
4. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
5. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.
6. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.
7. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:
8. Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984.-240с.
9. Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
10. Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».
11. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".
Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленной на развитие речи посредством дидактической игры
1. продолжать формировать умения делить слова на слоги;2. закреплять навыки определения звука [С] в начале, середине, конце слова;3.автоматизировать словарь, звуки в слогах, сл...
Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа...
Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"
Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры...
Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"
Материал для детей младшей группы...
Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...