Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"
проект по развитию речи (младшая группа)
Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_didakticheskie.docx | 62.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
Развитие речи посредством дидактической игры
П/н | Раздел | Содержание |
Направленность проекта | практический, познавательно-исследовательский | |
Тема | Развитие речи посредством дидактической игры | |
Автор | Шевелева Ю. Ю. | |
Руководитель | - | |
База проекта | МАДОУ №23 «Детский сад комбинированного вида» «Петрушка», младшая группа (1,5-3 лет) (22 человек), г. Кемерово | |
Сроки | Долгосрочный: 5 месяцев | |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный, интегративный, коммуникационный. | |
Аннотация | Организация и осуществление проектной деятельности с целью развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Проект включает в себя четыре этапа: предварительный, диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 5 месяцев | |
Ресурсы |
- ООП ДО МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработанная на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ФГОС ДО
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка; - СанПин; - «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Устав ОО; - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014); - Локальные нормативные акты ОО.
- Наличие необходимых информационно-технических средств, методических пособий, игрового оборудования.
- Уровень квалификации педагогов для реализации заявленного проекта достаточен.
- Партнерами в реализации данного проекта являются родители воспитанников, учитель-логопед, музыкальный руководитель. | |
Цель | Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры. | |
Задачи | 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь. 2. Развивать познавательную активность, творческие способности. 3. Создать условия для развития речи детей при помощи дидактических игр. 4. Обогатить предметно-развивающую среду группы 5. Укрепить связи между детским садом и семьёй. | |
Проблема | Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Работа по развитию речи детей будет эффективна через применение дидактических игр. | |
Принципы реализации проекта: | ∙ Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; ∙ Доступность предлагаемого материала; ∙ Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий; ∙ Систематичность – если не соблюдать системы, то процесс развития воспитанников замедляется. | |
Формы реализации проекта: | Развитие речевого дыхания: 1. Игра «Когда это бывает?» 2. Игра «Чей пароход лучше гудит?» 3. Игра «Пускание корабликов» 4. Игра «Чья птичка дальше улетит?» Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха: 1. Рассказ «Песня-песенка» 2. Игра «Кто внимательный?» 3. Сказка «Поспешили-насмешили» 4. Игра «Угадай, кто сказал» Дидактические игры: 1. «Назови одним словом» 2. «Четвёртый лишний» 3. «Отгадай предмет по названию его частей» 4. «Угадай игрушку» Дидактические игры: 1. «Кто больше увидит и назовёт» 2. «Олины помощники» 3. «Что изменилось?» Дидактические игры: 1. «Скажи какой?» 2. «Картинки-загадки» 3. «Прятки» 4. «Разбуди кота» Дидактические игры: 1. «Садовник и цветы» 2. «Кто больше действий назовёт» 3. «Назови три слова» 4. «Почтальон принёс открытку» март Дидактические игры: 1. «Закончи предложение» 2. «Буратино-путешественник» 3. «Сорока» 4. «Козлята и волк» Дидактические игры: 1. «Доскажи словечко» 2. «Угадай игрушку» | |
Продукты проекта | 1. Речевой уголок «Речевичок» 2. Презентация «Развитие речи посредством дидактической игры» | |
Методы проекта: | ∙ наглядные; ∙ практические; ∙ исследовательские | |
Принципы | - научности (учет современных достижений науки и практики); - целостности (гармоничное взаимодействие всех участников); - целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов); - интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач; - динамичности (изменение и развитие педагогической деятельности); - преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. | |
Предполагаемый результат | Для детей: 1. Повышение уровня развития речи у детей. 2. Умение обратиться за помощью к взрослым. 3.Развитие мелкой моторики. 4.Развитиепознавательной активности, творческих способностей. 5. Умение самостоятельно играть в игры. Для воспитателей: 1. Новые знания о развитии речи детей. 2. Желание работать в этом направлении. 3. Повышение самообразования. 4. Укрепление отношений с родителями. Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду. | |
Оригинальность | Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по развитию речи детей средствами дидактической игры | |
Результаты взаимодействия с педагогами и родителями в рамках проекта: | ∙ Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность педагогов и специалистов ДОУ с целью оптимизации педагогического процесса. ∙ Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей. ∙ Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка. ∙ Формирование конструктивных детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности. |
Пояснительная записка
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Проблема исследования: каков уровень развития речи детей дошкольного возраста?
Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Подготовительный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи |
2 этап | Диагностический Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. |
3 этап | Основной Цель: проведение занятий с дидактическими играми, влияющими на повышение уровня развития речи. |
4 этап | Контрольно-оценочный Цель: Определение результатов проекта. Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, повторная диагностика определения уровня развития речи; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта. |
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Подготовительный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи 1. Самостоятельная деятельность педагога. 2. Составить перспективный план работы по развитию речи в средней группе посредством дидактической игры. 3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр 4. Пополнять и обновлять речевой уголок дидактическими играми в группе |
2 этап | Диагностический Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. «Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста», разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Серия заданий по обследованию связной речи Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений Задание №1. «Описание по картинке». Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке). Цель: составление описания, в котором присутствует три структурные единицы: начало, середина, конец. Задание №2. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Взрослый предлагает серию сюжетных картинок (4), объединенных сюжетом, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ. Цель: раскладывание картинок в правильной последовательности и составление рассказа Задание №3. «Составление рассказа (сказки)». Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. Цель: придумывание рассказа (сказки) с названием. Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. |
3 этап | Основной 1. Проведение занятий по развитию речи: «Кто живет рядом с нами», «Дикие животные зимой», «В гостях у сказки», «Наши любимые игрушки», «В мире звуков», «Путешествие в ИГРАЙ – ГОРОДОК». 2. Разработка дидактических игр. «Наоборот», «Так ли это звучит?», «Помоги ёжику собрать иголки», «Расскажи сказку», «Найди лепесток для бабочки», «Прикрепи гусенице ноги», «Волшебные пуговицы», «Развиваем речь», «Найди свой домик», «Умные кубики» и т. д. 3. Повышать знания по развитию речи у детей среднего возраста 4. Создание картотеки дидактических игр. 5. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. Работа с детьми. 1. Рассматривание иллюстраций 2. Слушание потешек 3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи 4. Игры с разработанными дидактическими пособиями. Работа с родителями. Консультации: 1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка». 2. «В какие игры играет ваш ребёнок?» 3. «Как развивать речь ребёнка?» 4. «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Игровые ситуации ИОС с игрушками-аналогами Цель использования такого рода игрушек – сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников. Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения. При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно: – узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним); – привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции); – эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной). Следует особо отметить, что использование игрушек-аналогов не всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу. ИОС с литературными персонажами Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Л.П. Бочкарева, A.M. Виноградова, O.K. Зинченко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая и др.). Цель использования кукол сказочных персонажей – активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок. Куклы из сказок – не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят. Задача педагога в этом случае – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников. ИОС-путешествия Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь могут оказать дополнительные материалы: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые пригодятся в «путешествии» или на «экскурсии» для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (на основе полученных впечатлений дети делают рисунки). |
4 этап | Контрольно-оценочный ДИАГНОСТИКА «Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста», разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Серия заданий по обследованию связной речи Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений Задание №1. «Описание по картинке». Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке). Цель: составление описания, в котором присутствует три структурные единицы: начало, середина, конец. Задание №2. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Взрослый предлагает серию сюжетных картинок (4), объединенных сюжетом, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ. Цель: раскладывание картинок в правильной последовательности и составление рассказа Задание №3. «Составление рассказа (сказки)». Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. Цель: придумывание рассказа (сказки) с названием. Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Показатели результативности: – повышение уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста; – составлены рекомендации для дальнейшего развития речи у детей младшего дошкольного возраста; – составлен отчет о проделанной работе. |
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизация |
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. | Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы. |
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. | Индивидуальная работа с детьми и родителями. |
Риск 3: недостаточная разработанность проекта | Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь. |
Уровни и показатели результативности
Критерии | Показатели |
1) умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; 2) умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?»; 3) умение называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?» |
|
Продукт проекта
- Презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
- Организация предметно-развивающей среды.. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
- Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
Прогноз и перспектива
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.
Проект «Развитие речи посредством дидактической игры» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях. Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.
Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала и может проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Специфическими структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и игровая задача, содержание игры, роль, правила, игровые действия и результат.
Литература
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...
Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...
Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".
Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...
Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:· целенаправленно обогащать словарь детей;·...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...
«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»
laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...