Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Старовойтова Анна Сергеевна

Проект (практико-ориентированный)

«Развитие речи посредством дидактической игры»

Участники проекта:

- Воспитатель

- Дети

- Специалисты

- Родители

 

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

-развитие активной речи;

-формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Сроки выполнения:

Долгосрочный (октябрь2013 - март 2014 г.)

Этапы проекта:

Первый этап с 01.10.2013г по 20.10.2013г

организационный

(подготовительный)

Деятельность педагога

Работа с детьми

Выдвижение гипотезы,

определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы ,

подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Диагностирование детей.

совместно с педагогом-психологом Ю. П. Крюк

целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители, что их ребенок хорошо разговаривает соответственно возрастным возможностям?

да – 75%; наверно – 14%; нет –1%

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

У всех имеются 100%

Как часто занимаются ребенком дома?

Каждый день – 43%. По возможности – 36%. По выходным – 21 %.

Второй этап с 20.10.2013г по 10.02.2014г

практический

(реализация намеченных планов)

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с детьми.

Совместная работа со специалистами ДОУ.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке

Тема : «Влияние

пальчиковой гимнастики

на умственное развитие малыша».

Анкетирование «Развитие речи детей».

Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

Индивидуальные беседы.("Все о развитии детской речи", "Здоровье ребенка в наших руках", "Развитие творческих способностей ребенка."

Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»

буклетов, памяток.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта

Виды деятельности

1. Дидактические игры:

«На игрушку посмотри и картину подбери»

«Куда прыгнула собачка»

«Поставь возле»

«Собери картинку»

«Кто где?»

«Большой – маленький»

«Кто с кем живет?»

2. Сюжетно – ролевые игры:

«Мама кормит кошку»

«Покатаем собачку на машине»

«Готовим обед для собачки»

«Полечим собачке лапу»

«Завяжем котику бантик»

«На паровозе покатаем зверей»

«Угощение для собачки»

3. Подвижные игры:

«Кот и мыши»

«Лошадки»

«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках»

«Найди кота»

«Догони собачку»

«Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка»

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки:

«Репка»

Театрализованное представление сказок:

«Колобок»

«Курочка ряба»

Художественная литература

Чтение потешек:

«Тили – бом»

«Пошел котик на торжок»

«Киска»

В.Берестова «Котенок»

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Кто как кричит?»

«Бычок»

«Мишка»

«Зайка»

Чтение р.н.сказки:

«Заюшкина избушка»

«Теремок»,

«Репка»

«Волк и козлята»

Третий этап заключительный с 11.02.2014г по 10.03.2014г

Работа с детьми:

Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

Отмечается норма в развитии активной речи 75%; отставание – 25%;

Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.

Создаю условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Список литературы

1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с

2. Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

5.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006г.

6.Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006г.

7.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

8.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.

 

 

 

 

Приложения:

1. Плакат «играя – развиваем речь детей».

2. Памятки родителям.

3. Консультации.

4. Создание буклетов.

5. Беседа.

6. Дидактические игры.

7. Сюжетно-ролевые игры.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:·         целенаправленно обогащать словарь детей;·...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

  Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме      навыкам использования слов (активизации словарного багажа...