Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".
проект по развитию речи (младшая группа) по теме
Проект (практико-ориентированный)
«Развитие речи посредством дидактической игры»
Участники проекта:
- Воспитатель
- Дети
- Специалисты
- Родители
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
-целенаправленно обогащать словарь детей;
-развитие активной речи;
-формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Сроки выполнения:
Долгосрочный (октябрь2013 - март 2014 г.)
Этапы проекта:
Первый этап с 01.10.2013г по 20.10.2013г
организационный
(подготовительный)
Деятельность педагога
Работа с детьми
Выдвижение гипотезы,
определение цели и задач проекта.
Изучение необходимой литературы ,
подбор методического материала.
Разработка тематического плана для реализации проекта.
Диагностирование детей.
совместно с педагогом-психологом Ю. П. Крюк
целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях
Считают ли родители, что их ребенок хорошо разговаривает соответственно возрастным возможностям?
да – 75%; наверно – 14%; нет –1%
Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?
У всех имеются 100%
Как часто занимаются ребенком дома?
Каждый день – 43%. По возможности – 36%. По выходным – 21 %.
Второй этап с 20.10.2013г по 10.02.2014г
практический
(реализация намеченных планов)
Деятельность педагога
Работа с детьми
Работа с детьми.
Совместная работа со специалистами ДОУ.
Работа с родителями
Информация в родительском уголке
— Тема : «Влияние
пальчиковой гимнастики
на умственное развитие малыша».
— Анкетирование «Развитие речи детей».
— Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
— Индивидуальные беседы.("Все о развитии детской речи", "Здоровье ребенка в наших руках", "Развитие творческих способностей ребенка."
— Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»
буклетов, памяток.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта
Виды деятельности
1. Дидактические игры:
«На игрушку посмотри и картину подбери»
«Куда прыгнула собачка»
«Поставь возле»
«Собери картинку»
«Кто где?»
«Большой – маленький»
«Кто с кем живет?»
2. Сюжетно – ролевые игры:
«Мама кормит кошку»
«Покатаем собачку на машине»
«Готовим обед для собачки»
«Полечим собачке лапу»
«Завяжем котику бантик»
«На паровозе покатаем зверей»
«Угощение для собачки»
3. Подвижные игры:
«Кот и мыши»
«Лошадки»
«Курочка хохлатка»
«Птички в гнездышках»
«Найди кота»
«Догони собачку»
«Зайка беленький сидит»
«Зайцы и лисичка»
Театрализованная деятельность
Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказки:
«Репка»
Театрализованное представление сказок:
«Колобок»
«Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
«Тили – бом»
«Пошел котик на торжок»
«Киска»
В.Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Кто как кричит?»
«Бычок»
«Мишка»
«Зайка»
Чтение р.н.сказки:
«Заюшкина избушка»
«Теремок»,
«Репка»
«Волк и козлята»
Третий этап заключительный с 11.02.2014г по 10.03.2014г
Работа с детьми:
Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
Анализ результатов реализации проекта.
Работа с родителями:
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,
—Отмечается норма в развитии активной речи 75%; отставание – 25%;
—Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.
—Создаю условия для проведения дидактических игр
—В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
— В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
—В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.
—В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Список литературы
1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
2. Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
3. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.
5.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006г.
6.Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006г.
7.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
8.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
Приложения:
1. Плакат «играя – развиваем речь детей».
2. Памятки родителям.
3. Консультации.
4. Создание буклетов.
5. Беседа.
6. Дидактические игры.
7. Сюжетно-ролевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...
Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...
Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:· целенаправленно обогащать словарь детей;·...
Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...
«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»
laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...
Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа...