НОД Транспорт
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель урока: 

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Транспорт".

образовательные задачи:

1.Совершенствование навыка слогового анализа слов.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во мн.ч., согласование числительных два и пять с существительными, образование приставочных глаголов, употребление простых предлогов, употребление существительных в форме Т.п., образование однокоренных слов).

развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха, мышления, фонематического восприятия.

2.Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.

3.Развитие общей моторики и координации движений.

воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

  1. Орг.момент

Кондукторам езда везде,

С большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

В трамваях ездить можно.

Ребята берите билетик,

Берите разные, бери любые –

Зелёные, красные и голубые.

 

-Представьте, что мы едем в трамвае, я кондуктор, и предлагаю вам купить билеты:

-Какого цвета билеты вы выбрали?

-Посмотрите, что изображено на обратной стороне? Как это назвать одним словом? (транспорт)

В: молодцы ребята. Занимаем свои места и поехали!

(аудиозапись)

(Воспитатель достаёт из сумки и раздаёт детям карточки-билеты разного цвета.

На обратной стороне изображены машина, трамвай, корабль, самолёт, мотоцикл, лодка, самосвал, грузовик, такси, фургон, автобус.)

 

1 станция. «Поставь в гараж»

Мы прибыли в первую станцию «Поставь гараж»

-Давайте расставим транспорт по гаражам. В жёлтый гараж поставим машины, в названии которых два слога, а в синий гараж– машины, в названии которых три слога.

(На доске изображения двух гаражей: жёлтый – с двумя воротами, синий – с тремя воротами.

Дети, используя инструмент линии, соединяют машины с гаражами.

)

В: молодцы, а теперь пересядем с троллейбуса в машину. Пристегнули ремни и поехали…

 (аудиозвук)

  1. Следующая остановка «Ехали медведи»

Ребята , послушайте отрывок из знакомой вам сказки К.И.Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле.

Какие транспорты вы запомнили?  

-Какое из этих слов начинается со звука [т] ? (трамвайчик)

-В каких словах есть звук [м] ? (автомобиль, трамвайчик)

-В каком слове есть звук [с’] ? (велосипед)

Молодцы ребята, справились с заданием, а теперь выполним артикуляционную гимнастику(зеркало)

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

 Молодцы!

 

3. Ребята, держитесь крепче, мы с вами полетим на самолете до острова «Один-много» Вот и прилетели.

-Теперь давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :

Автобус - автобусы, трамвай - трамваи, самолет – самолёты, корабль – корабли, самосвал – самосвалы, велосипед – велосипеды, мотоцикл – мотоциклы, грузовик – грузовики,

 

(Дети выстраиваются полукругом на ковре и воспитатель бросает им мяч.)

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет
— прилетели.

 

4. До следующей остановки поедем на поезде. Вот и наша остановка «Кто чем управляет»

-Назовите транспорт, который вы видите? (машина, самолёт, корабль, поезд)

-Назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом:

Поездом управляет машинист; машиной управляет шофёр; самолётом управляет пилот; кораблём управляет капитан.

(На доске изображения транспорта и людей, которые им управляют. Дети перемещают картинку с изображением  транспорта к человеку, который им управляет.)

 

 

5. станция . «Что лишнее?»

Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какой из них лишний и почему.

Автобус, лодка, катер, корабль (лишний автобус, потому что это наземный транспорт, а все остальные водный).

Троллейбус, самосвал, такси, автобус (лишний самосвал, потому что это грузовой транспорт, а все остальные пассажирский).

Самолёт, вертолёт, велосипед, космический корабль (лишний велосипед, потому что это наземный транспорт, а все остальные воздушный).

 

А сейчас давайте с вами попробуем побыть шоферами

Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы»

Едем, едем на машине (Имитируют движение рулем),

Нажимаем на педаль (Ногу сгибают, вытягивают),

Газ включаем, выключаем (Рука к себе, от себя),

Смотрим пристально мы вдаль (Приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях).

Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер (Над головой шевелят пальцами),

Мы – шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец рук)

 

Ребята, посмотрите, мы прибыли с вами…..

6. Игра “Из чего – какой?”

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части? У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое) – резиновое.

Дверца из металла (какая) – металлическая

Руль из пластмассы (какой) – пластмассовый

Сиденье из кожи (какое) – кожаное

Фары из стекла (какие) – стеклянные

 

Итог

 Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребёнка.

(На интерактивной доске дорога с машинами. Если занятие понравилось, то ребёнок выбирает весёлую машину, если не понравилось – грустную (инструмент утилита множественного клонирования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: 

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Транспорт".

образовательные задачи:

1.Совершенствование навыка слогового анализа слов.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во мн.ч., согласование числительных два и пять с существительными, образование приставочных глаголов, употребление простых предлогов, употребление существительных в форме Т.п., образование однокоренных слов).

развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха, мышления, фонематического восприятия.

2.Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.

3.Развитие общей моторики и координации движений.

воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

  1. Орг.момент

Кондукторам езда везде,

С большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

В трамваях ездить можно.

Ребята берите билетик,

Берите разные, бери любые –

Зелёные, красные и голубые.

-Представьте, что мы едем в трамвае, я кондуктор, и предлагаю вам купить билеты:

-Какого цвета билеты вы выбрали?

-Посмотрите, что изображено на обратной стороне? Как это назвать одним словом? (транспорт)

В: молодцы ребята. Занимаем свои места и поехали!

(аудиозапись)

(Воспитатель достаёт из сумки и раздаёт детям карточки-билеты разного цвета.

На обратной стороне изображены машина, трамвай, корабль, самолёт, мотоцикл, лодка, самосвал, грузовик, такси, фургон, автобус.)

1 станция. «Поставь в гараж»

Мы прибыли в первую станцию «Поставь гараж»

-Давайте расставим транспорт по гаражам. В жёлтый гараж поставим машины, в названии которых два слога, а в синий гараж– машины, в названии которых три слога.

(На доске изображения двух гаражей: жёлтый – с двумя воротами, синий – с тремя воротами.

Дети, используя инструмент линии, соединяют машины с гаражами.http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/477404/images/1.jpg

)

В: молодцы, а теперь пересядем с троллейбуса в машину. Пристегнули ремни и поехали…

 (аудиозвук)

  1. Следующая остановка «Ехали медведи»

Ребята , послушайте отрывок из знакомой вам сказки К.И.Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле.

Какие транспорты вы запомнили?  

-Какое из этих слов начинается со звука [т] ? (трамвайчик)

-В каких словах есть звук [м] ? (автомобиль, трамвайчик)

-В каком слове есть звук [с’] ? (велосипед)

Молодцы ребята, справились с заданием, а теперь выполним артикуляционную гимнастику(зеркало)

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

 Молодцы!

3. Ребята, держитесь крепче, мы с вами полетим на самолете до острова «Один-много» Вот и прилетели.

-Теперь давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :

Автобус - автобусы, трамвай - трамваи, самолет – самолёты, корабль – корабли, самосвал – самосвалы, велосипед – велосипеды, мотоцикл – мотоциклы, грузовик – грузовики,

 

(Дети выстраиваются полукругом на ковре и воспитатель бросает им мяч.)

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет
прилетели.

4. До следующей остановки поедем на поезде. Вот и наша остановка «Кто чем управляет»

-Назовите транспорт, который вы видите? (машина, самолёт, корабль, поезд)

-Назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом:

Поездом управляет машинист; машиной управляет шофёр; самолётом управляет пилот; кораблём управляет капитан.

(На доске изображения транспорта и людей, которые им управляют. Дети перемещают картинку с изображением  транспорта к человеку, который им управляет.)

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/477404/images/2.jpg

5. станция . «Что лишнее?»

Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какой из них лишний и почему.

Автобус, лодка, катер, корабль (лишний автобус, потому что это наземный транспорт, а все остальные водный).

Троллейбус, самосвал, такси, автобус (лишний самосвал, потому что это грузовой транспорт, а все остальные пассажирский).

Самолёт, вертолёт, велосипед, космический корабль (лишний велосипед, потому что это наземный транспорт, а все остальные воздушный).

А сейчас давайте с вами попробуем побыть шоферами

Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы»

Едем, едем на машине (Имитируют движение рулем),

Нажимаем на педаль (Ногу сгибают, вытягивают),

Газ включаем, выключаем (Рука к себе, от себя),

Смотрим пристально мы вдаль (Приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях).

Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер (Над головой шевелят пальцами),

Мы – шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец рук)

Ребята, посмотрите, мы прибыли с вами…..

6. Игра “Из чего – какой?” 

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части? У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое) – резиновое.

Дверца из металла (какая) – металлическая

Руль из пластмассы (какой) – пластмассовый

Сиденье из кожи (какое) – кожаное

Фары из стекла (какие) – стеклянные

Итог

 Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребёнка.

(На интерактивной доске дорога с машинами. Если занятие понравилось, то ребёнок выбирает весёлую машину, если не понравилось – грустную (инструмент утилита множественного клонирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:

Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1.       Учить детей определять и ра...

КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»

Неделя:  1 неделя. Понедельник 31 Января  2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование  "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....