Использование камешек Марблс в развитие речи
картотека по развитию речи

Косенкова Светлана Николаевна

игры с камешками марблс для мелкой моторики и развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камешек Марблс для развития речи.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому, в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.

При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряжённые с движением руки, – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, память и мышление. Камешки Марблс развивают меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке чувство прекрасного.

Для формирования и совершенствования правильного захвата камешка можно использовать такие игры как:

«Ожерелье».

Цель: формирование и совершенствование правильного захвата камешка; автоматизация мягких и твёрдых звуков.

Описание игры: ребёнок повторяет слоги за взрослым и собирает ожерелье. Дошкольнику необходимо назвать слова с твердым и мягким звуком и собрать ожерелье.

«Волшебное лукошко».

Цель: закрепление цветов, обогащение словаря.

Описание игры: Ребёнок достает из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному шарику, называет цвет и придумывает, что еще может иметь такой цвет (например, жёлтый – солнышко, лимон; красный – помидор, клубника).

Для формирования у детей умения переключаться с выполнения статических упражнений на динамические, менять силу нажима, можно использовать такие упражнения: «Лепим вместе».

Цель: формирование у детей умения переключаться с выполнения статических упражнений на динамические, менять силу нажима.

Описание игры: Ребёнку необходимо вдавить в пластилин или глину гладкие камешки. Также можно слепить фигуру и украсить её камешками.

«Массаж пальчиков».

Для реализации задачи по улучшению координации и точности движений в работе можно использовать следующие упражнения:

«Рисование».

Цель: закрепление букв и цифр.

Ребёнок по образцу, а затем самостоятельно рисует с помощью камешков буквы и цифры (также можно это делать по заранее нарисованному контуру).

В процессе выполнения упражнений помимо развития мелкой моторики у детей формируются понятие о цвете, длине, толщине. Детям можно предложить выразить своё настроение после занятия с помощью выложенных из камешков Марблс смайликов.

Для совершенствования умения одновременно выполнять движения пальцами и кистями обеих рук используются следующие упражнения: «Найди зверюшку», «Сделай по примеру».

Кроме развития мелкой моторики, на занятиях с применением камешков Марблс решаются и другие задачи:

Можно формировать и закреплять способность детей дифференцировать цвета и их оттенки. При работе по развитию цветовосприятия можно использовать на занятиях естественные формы и соотносить их с камешками Марблс. Дети связывают цвет с образом предмета: зелёный – трава, елочка; жёлтый – солнышко, цыплёнок; синий – море. Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие игры:

«Цветные верёвочки».

Цель: развитие мелкой моторики через верёвочное рисование с использованием камешков, формирование понятие о цвете, длине, толщине.

Описание игры: Ребёнок соотносит камешки Марблс с определенным цветом верёвочки. Также дошкольник по образцу, рисует рисунок из верёвочки, а затем камешками выкладывает сверху по контуру.

Также с помощью камешков Марблс можно упражнять дошкольников в счёте: количественный и порядковый счёт. Тренируясь в порядковом счёте, дети определяют место камешка среди других («Какого цвета камешек на первом месте, на пятом?»), располагают камешки в указанном порядке.

Камешки Марблс помогают и в обогащении словарного запаса и в развитии фразовой речи. На занятиях по обучению грамоте с помощью разноцветных камешков можно формировать и закреплять правильный образ буквы. Дети по образцу, а затем самостоятельно выкладывают из камешков букву.

Сочетание игры с камешками и упражнений по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование камешек Марблс в практике логопеда».

Это практический материал для педагогов ДОУ. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, и...

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

картотека игр с использованием камешек марблс

упражнения, игры с использованием камешек марблс...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Картотека игр «Дидактические возможности камешек Марблс в развитии речи детей дошкольного возраста»

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую м...

Мастер – класс для родителей «Использование камешек Марблс в развитии речи дошкольников»

Этот материал может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Консультация: "Использование камешков Марблс для развития речи".

   В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформированадолжным образом, и одна из них: плохо ра...