Консультация: "Использование камешков Марблс для развития речи".
консультация по логопедии (старшая группа)
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована
должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или
иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не
главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной
деятельности ребенка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику
рук.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие
речи ребенка.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность
коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к
письму. Поэтому, в повседневную работу с детьми целесообразно включать
игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом
индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не
только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к
самообслуживанию, одновременно стимулируем речевую активность, а
значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.
При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения,
фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции,
сопряжённые с движением руки, – более координированными, улучшается
целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся
более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, память и
мышление. Камешки Марблс развивают меткость, скорость, точность и
моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке
чувство прекрасного.
Для формирования и совершенствования правильного захвата камешка
можно использовать такие игры как:
«Ожерелье».
Цель: формирование и совершенствование правильного захвата камешка;
автоматизация мягких и твёрдых звуков.
Описание игры: ребёнок повторяет слоги за взрослым и собирает ожерелье.
Дошкольнику необходимо назвать слова с твердым и мягким звуком и
собрать ожерелье.
«Волшебное лукошко».
Цель: закрепление цветов, обогащение словаря.
Описание игры: Ребёнок достает из корзинки, прикрытой салфеткой, по
одному шарику, называет цвет и придумывает, что еще может иметь такой
цвет (например, жёлтый – солнышко, лимон; красный – помидор, клубника).
Для формирования у детей умения переключаться с выполнения статических
упражнений на динамические, менять силу нажима, можно использовать
такие упражнения: «Лепим вместе».
Цель: формирование у детей умения переключаться с выполнения
статических упражнений на динамические, менять силу нажима.
Описание игры: Ребёнку необходимо вдавить в пластилин или глину гладкие
камешки. Также можно слепить фигуру и украсить её камешками.
«Массаж пальчиков».
Для реализации задачи по улучшению координации и точности движений в
работе можно использовать следующие упражнения:
«Рисование».
Цель: закрепление букв и цифр.
Ребёнок по образцу, а затем самостоятельно рисует с помощью камешков
буквы и цифры (также можно это делать по заранее нарисованному контуру).
В процессе выполнения упражнений помимо развития мелкой моторики у
детей формируются понятие о цвете, длине, толщине. Детям можно
предложить выразить своё настроение после занятия с помощью
выложенных из камешков Марблс смайликов.
Для совершенствования умения одновременно выполнять движения
пальцами и кистями обеих рук используются следующие упражнения:
«Найди зверюшку», «Сделай по примеру».
Кроме развития мелкой моторики, на занятиях с применением камешков
Марблс решаются и другие задачи:
Можно формировать и закреплять способность детей дифференцировать
цвета и их оттенки. При работе по развитию цветовосприятия можно
использовать на занятиях естественные формы и соотносить их с камешками
Марблс. Дети связывают цвет с образом предмета: зелёный – трава, елочка;
жёлтый – солнышко, цыплёнок; синий – море. Для формирования
цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие
игры:
«Цветные верёвочки».
Цель: развитие мелкой моторики через верёвочное рисование с
использованием камешков, формирование понятие о цвете, длине, толщине.
Описание игры: Ребёнок соотносит камешки Марблс с определенным цветом
верёвочки. Также дошкольник по образцу, рисует рисунок из верёвочки, а
затем камешками выкладывает сверху по контуру.
Также с помощью камешков Марблс можно упражнять дошкольников в
счёте: количественный и порядковый счёт. Тренируясь в порядковом счёте,
дети определяют место камешка среди других («Какого цвета камешек на
первом месте, на пятом?»), располагают камешки в указанном порядке.
Камешки Марблс помогают и в обогащении словарного запаса и в развитии
фразовой речи. На занятиях по обучению грамоте с помощью разноцветных
камешков можно формировать и закреплять правильный образ буквы. Дети
по образцу, а затем самостоятельно выкладывают из камешков букву.
Сочетание игры с камешками и упражнений по коррекции
звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий,
позволяет значительно повысить эффективность - деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kameshkov_marbls_dlya_razvitiya_rechi.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Использование камешков Марблс для развития речи».
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована
должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или
иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не
главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной
деятельности ребенка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику
рук.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие
речи ребенка.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность
коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к
письму. Поэтому, в повседневную работу с детьми целесообразно включать
игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом
индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не
только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к
самообслуживанию, одновременно стимулируем речевую активность, а
значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.
При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения,
фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции,
сопряжённые с движением руки, – более координированными, улучшается
целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся
более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, память и
мышление. Камешки Марблс развивают меткость, скорость, точность и
моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке
чувство прекрасного.
Для формирования и совершенствования правильного захвата камешка
можно использовать такие игры как:
«Ожерелье».
Цель: формирование и совершенствование правильного захвата камешка;
автоматизация мягких и твёрдых звуков.
Описание игры: ребёнок повторяет слоги за взрослым и собирает ожерелье.
Дошкольнику необходимо назвать слова с твердым и мягким звуком и
собрать ожерелье.
«Волшебное лукошко».
Цель: закрепление цветов, обогащение словаря.
Описание игры: Ребёнок достает из корзинки, прикрытой салфеткой, по
одному шарику, называет цвет и придумывает, что еще может иметь такой
цвет (например, жёлтый – солнышко, лимон; красный – помидор, клубника).
Для формирования у детей умения переключаться с выполнения статических
упражнений на динамические, менять силу нажима, можно использовать
такие упражнения: «Лепим вместе».
Цель: формирование у детей умения переключаться с выполнения
статических упражнений на динамические, менять силу нажима.
Описание игры: Ребёнку необходимо вдавить в пластилин или глину гладкие
камешки. Также можно слепить фигуру и украсить её камешками.
«Массаж пальчиков».
Для реализации задачи по улучшению координации и точности движений в
работе можно использовать следующие упражнения:
«Рисование».
Цель: закрепление букв и цифр.
Ребёнок по образцу, а затем самостоятельно рисует с помощью камешков
буквы и цифры (также можно это делать по заранее нарисованному контуру).
В процессе выполнения упражнений помимо развития мелкой моторики у
детей формируются понятие о цвете, длине, толщине. Детям можно
предложить выразить своё настроение после занятия с помощью
выложенных из камешков Марблс смайликов.
Для совершенствования умения одновременно выполнять движения
пальцами и кистями обеих рук используются следующие упражнения:
«Найди зверюшку», «Сделай по примеру».
Кроме развития мелкой моторики, на занятиях с применением камешков
Марблс решаются и другие задачи:
Можно формировать и закреплять способность детей дифференцировать
цвета и их оттенки. При работе по развитию цветовосприятия можно
использовать на занятиях естественные формы и соотносить их с камешками
Марблс. Дети связывают цвет с образом предмета: зелёный – трава, елочка;
жёлтый – солнышко, цыплёнок; синий – море. Для формирования
цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие
игры:
«Цветные верёвочки».
Цель: развитие мелкой моторики через верёвочное рисование с
использованием камешков, формирование понятие о цвете, длине, толщине.
Описание игры: Ребёнок соотносит камешки Марблс с определенным цветом
верёвочки. Также дошкольник по образцу, рисует рисунок из верёвочки, а
затем камешками выкладывает сверху по контуру.
Также с помощью камешков Марблс можно упражнять дошкольников в
счёте: количественный и порядковый счёт. Тренируясь в порядковом счёте,
дети определяют место камешка среди других («Какого цвета камешек на
первом месте, на пятом?»), располагают камешки в указанном порядке.
Камешки Марблс помогают и в обогащении словарного запаса и в развитии
фразовой речи. На занятиях по обучению грамоте с помощью разноцветных
камешков можно формировать и закреплять правильный образ буквы. Дети
по образцу, а затем самостоятельно выкладывают из камешков букву.
Сочетание игры с камешками и упражнений по коррекции
звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий,
позволяет значительно повысить эффективность - деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....
«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...
Волшебные камешки Марблс в развитие речи детей
laquo;Волшебные камешки Марблс в развитии речи детей».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейк...
Камешки "Марблс" в развитии речи детей.
Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человечкского общения, познания мира, помощни...
Статья камешки марблс в развитии речи детей
Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человеческого общения, познания мира, по...
Камешки МАРБЛС в развитии речи детей
Мастер-класс по использованию камешек марблс...