Мастер – класс для родителей «Использование камешек Марблс в развитии речи дошкольников»
материал по развитию речи (старшая группа)

Дуркина Светлана Николаевна

Этот материал может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley._durkina_s.n.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей «Использование камешек Марблс в развитии речи дошкольников»

Цель: Рассмотрение применения современной методики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс  в обучении детей;
  2. Мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях.

Предварительная подготовка:

  • приглашение родителей;
  • пособия (контейнеры с камешками Марблс разного размера, цвета и фактуры, карточки – шаблоны для игр  и игровых упражнений с камешками Марблс)

Ход мероприятия

I. ЧАСТЬ - ОСНОВНАЯ

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать в нашей группе на мастер - классе на тему: «Использование камешек Марблс в развитии речи».  Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике).

Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.

Так что же такое Марблс?

      Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Как пишет Мария Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы.   Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс.      

Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

Какие задачи мы решаем, используя данную нетрадиционную технологию? К ним относятся:

1.        Формировать  и развивать фонематический слух у детей с нарушениями речи.

2.        Развитие мелкой моторики пальцев рук детей в сочетании с речевыми задачами.

3.        Развивать  навыки звукового и слогового анализа слов.

4.        Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

5.        Обогащать словарный запас.

II. ЧАСТЬ - ПРАКТИЧЕСКАЯ

Уважаемые родители, нами подготовлен разнообразный практический материал – комплексы игр и игровые упражнения с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. Использую я данные игры с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, постепенно усложняя.

При организации таких игр очень важно давать ребенку четкую инструкцию для выполнения.

Знакомство с камешками мы начинаем с обследования:

- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и

расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, азноцветные)

-Мы еще и послушаем звуки камешков, один камешек уронили в вазу, второй на стол,

третий в воду.

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук, вода булькает)

- А теперь закройте глаза, послушайте, куда упал камушек?

Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки (развиваем

фонематический слух).

Игра  «Строитель». 

Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву.

Вариант 2. Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Ребёнок достает из мешочка камешек определенного цвета и подбирает предмет или картинку данного цвета. Называет, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:: Зелёный камешек- зелёный огурец, красный камешек-красное платье и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т.

Игра «Назови  ласково»

Цель: Развитие грамматического строя речи.

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Игра «Заполни картинку камешками»

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

Использовать при изучении любой лексической темы.

Например: Закрой камешками только съедобные грибы.

Игра «Большой - маленький» 

Цель: Образование уменьшительной и увеличительной формы существительных.

Перед ребенком две картинки, на одной маленький предмет, на другой большой. Положи маленький камешек на маленький предмет и назови его (например, котик). Положи большой камешек на большой предмет, назови его (котище).

Игра «Вокруг да около"

Цель: правильное употребление предложно-падежных конструкций.

Педагог даёт задание: «Положи красный камешек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т. д.

Игра «Сочинялки»

Цель: Развитие связной речи.

Выложить камешки в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Например: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

Игра «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия

Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: совершенствование слогового анализа слов.

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.

Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Игра «Найди слова на звук А»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия

Лабиринт на звук

Цели: Закрепление поставленного звука.

Ход игры: Выкладывание камешков – Марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.

 Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

III. ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Перед вами «Корзинка Рефлексии». Наполним её камешками Марблс. Положите красный камешек в корзину те, кто много нового и полезного узнал на нашем мероприятии, синий камешек – кому не очень понравилось и зелёный камешек – кто захочет поиграть камешками вместе с ребёнком дома.

Большое спасибо всем за активное участие!

Список литературы.

1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

2. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37

3. Статья Черногузовой Е.А. «Камушки Марблс и их применение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать ...

Мастер-класс для родителей «Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:     Способствовать  повышению уровня развития  компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольн...

Мастер-класс для родителей "Использование фразового конструктора в развитии речи детей"

Цель - формирование и развитие связной стороны речи детей, имеющих речевое недоразвитие.Задачи:1. Формировать односоставное предложение.2. Расширять и активизировать словарный запас.3. Учить строить п...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

МАСТЕР-КЛАССна тему:«Использование приемов мнемотехникив развитии речи дошкольников»...