НОД: "Путешествие в прошлое слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД: "Путешествие в прошлое слов"

Цель: Формирование понятия об устаревших словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_slov.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развлечение

«Путешествие в прошлое слов»

( подготовительная группа)

Цель. Формированию понятия об устаревших словах.

Задачи:

  1. Развивать симантическое значение слов;
  2. Активизировать познавательную деятельность детей;
  3. Способствовать их приобщению к истокам русской культуры, формированию патриотических чувств.

Оформление: интерьер крестьянской избы, экспонаты старинных предметов быта.

Оборудование: традиционная одежда русской крестьянки, картина одежды русского крестьянина, мольберт, карточки с устаревшими словами, аудиозапись русской народной мелодии.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня у нас особое занятие. Мы пришли сюда, чтобы отправиться  в путешествие в стародавние времена.

Мы узнаем, как говорили люди давным-давно и какие слова использовали.

(Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети входят в избу).

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревна. Посмотрите на это жилище. Как оно называется? (Изба).

В хорошей избе всё сверкало чистотой. На стенах – расшитые белые полотенца. Пол, стол, скамьи – деревянные. Печь занимала пол-избы. Без печи, говорили, изба – не изба. В закутке около печи стояла прялка. Из волокна, шерсти, льна хозяйка на прялке крутила нить на веретено. Затем из нити ткали ткань для одежды. Все вещи хранились в сундуках, запирались они на замки. Недалеко от печи висела люлька для младенца. Сундуки и люльки украшали резьбой и  росписью, чтобы они радовали глаз.

Вечерами, когда темнело, изба освещалась тоненькой горящей щепочкой – лучиной.

Слова изба, сундук, люлька, прялка, веретено, лучина долго служили людям. Но ушли из жизни эти предметы и эти слова. Вместо них появились другие предметы и другие слова, их называющие.

Проводится игра «Назови по-другому». Вместо изба – дом. Вместо сундука – шкаф. Вместо лучины – электрическая лампочка. Вместо прялки и веретена – ткацкий станок.

Проводится игра «Кто быстрее намотает верёвочку на палочку».

Воспитатель: Дети, а вам интересно посмотреть, что храниться в этом сундуке? (Воспитатель достаёт предметы народных промыслов. Дети их называют).

А вот и   Ульяна.

Ульяна: Дорогих гостей встречаю,

                Караваем угощаю.

                Вы попробуйте его –

                Каравая моего.

Воспитатель: Обязательно попробуем.

Но мы у тебя дома

Всё в избе нам незнакомо.

Ульяна: О чем доселе вы не ведали, да не слыхивали? Ноне послушати, да повыспрашивати.

Воспитатель: Объясните, что предложила вам Ульяна? Непросто было вам её понять. Она говорит словами старинными, старославянскими:

Доселе. Сейчас мы говорим до сих пор.

Не ведали. А сейчас как  мы говорим? (Не знали.)

Не слыхивали -…(Не слышали.)

Ноне - …(Сейчас.)

Послушати -…(Послушать.)

Повыспрашивати -…(Поспрашивать.)

Ульяна: Дитятки мои маленькие, да удаленькие,

                Гляжу я в ваши очи ясны,

                Вижу, как они прекрасны.

Воспитатель: Что Ульяна назвала словом очи?

Ульяна: От радости ланиты мои горячи.

Воспитатель: Они у Ульяны будто ярким пламенем горят. А что такое ланиты?  (Щеки.)

Ульяна: Пусть уста ваши сахарны да порасходятся. Погуторим зде о житие-бытие.

Воспитатель: Что называли в старину словом уста? Объясните, что предложила Ульяна?

Ульяна: Я дланью сейчас поведу, красный угол перстом укажу.

Воспитатель: (обращается к детям): Поднимите длань. Покажите перст.

Воспитатель объясняет, что в избе называется «красным углом».

Воспитатель: Красный угол – он особый, самый красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей.

Очи, ланиты, уста, длань, перс – это устаревшие слова. Они ушли из жизни, как бы умерли. Части тела называемые ими остались, но называются они другими словами.

Проводится игра «Составь пару». Дети подбирают к устаревшему слову картинку и называют её.

Очи - …, уста -…, перст -…, ланиты -…, длань -…

Воспитатель: Человеку всегда нужна была одежда и обувь. А как называли одежду в старину? И об этом тоже нам расскажет Ульяна.

Ульяна: Одевалася, наряжалася,

                 В летник легкий из холста обряжалася,

                А поверху в душегрею застегалася,

                В лапти обувалася

                И кокошником расшитым украшалася.

Воспитатель: Скажите, во что одета Ульяна?

В старину женщины всегда ходили с покрытой головой. Головные уборы были разные. Самые известные – это кокошник и платок.

Проводится конкурс «Повяжи платок на кокошник»

Воспитатель: У мужчин одежда была проще (Демонстрируется рисунок, изображающий предметы мужской одежды.)

Ульяна: Верно гуторите. Мужики обряжалися в кафтан и в порты, да опоясывалися кушаком. Не хаживал мужик без картуза.

Воспитатель: Догадались, что такое кафтан? Кафтан – предмет верхней мужской одежды, его надевали поверх рубахи.

Покажите, где у крестьянина порты? (Порты – штаны.) Слово кушак тоже устарело. Каким словом сейчас называют эту детель одежды? (Кушак сейчас называем словом пояс.)

Как  вы думаете, картуз – это рубаха, фуражка или рукавицы? (Картуз – это фуражка с козырьком.)

Все эти предметы одежды сегодня никто не носит. Сейчас старинную одежду можно увидеть в музее, театре, кино, в книгах. Слова кафтан, картуз, порты, кушак, летник, кокошник, душегрейка, лапти – стали устаревшими, ушли из нашего языка.

Сейчас мы носим другую одежду, вошли в наш язык другие слова: футболка, бейсболка, шорты, кроссовки.

Воспитатель: Одни устаревшие слова ушли из языка совсем, а вот некоторых устаревших слов образовались новые слова. 

От слово ОКО было образовано слово ОКНО.

А от слова ОЧИ какое слово образовалось? (ОЧКИ.)

(Воспитатель демонстрирует карточки с изображением этих предметов.)

Воспитатель: Какое из трех слов устаревшее? Перчатка, перстень, перс.

Молодцы, вы правильно определили возраст слов. Узнать устаревшие слова помогла нам Ульяна. Скажем спасибо ей.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Устаревшие слова встречаются в пословицах, загадках, былинах, сказках.

Найдите устаревшие слова в загадке:

Четыре братца

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят.   (Стол.)

В пословице о милой девушке говорили: и лицом бела, и с очей весела.

А в сказках встречаются такие строки:

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке. ( А. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста… Русск. народн. сказка «Сивка-бурка».

Сегодня старинные слова часто непонятны людям и звучат, как иностранные. Поэтому мы без стеснения можем спрашивать, что же они обозначают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....