НОД: "Путешествие в прошлое слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД: "Путешествие в прошлое слов"
Цель: Формирование понятия об устаревших словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshloe_slov.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развлечение
«Путешествие в прошлое слов»
( подготовительная группа)
Цель. Формированию понятия об устаревших словах.
Задачи:
- Развивать симантическое значение слов;
- Активизировать познавательную деятельность детей;
- Способствовать их приобщению к истокам русской культуры, формированию патриотических чувств.
Оформление: интерьер крестьянской избы, экспонаты старинных предметов быта.
Оборудование: традиционная одежда русской крестьянки, картина одежды русского крестьянина, мольберт, карточки с устаревшими словами, аудиозапись русской народной мелодии.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас особое занятие. Мы пришли сюда, чтобы отправиться в путешествие в стародавние времена.
Мы узнаем, как говорили люди давным-давно и какие слова использовали.
(Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети входят в избу).
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревна. Посмотрите на это жилище. Как оно называется? (Изба).
В хорошей избе всё сверкало чистотой. На стенах – расшитые белые полотенца. Пол, стол, скамьи – деревянные. Печь занимала пол-избы. Без печи, говорили, изба – не изба. В закутке около печи стояла прялка. Из волокна, шерсти, льна хозяйка на прялке крутила нить на веретено. Затем из нити ткали ткань для одежды. Все вещи хранились в сундуках, запирались они на замки. Недалеко от печи висела люлька для младенца. Сундуки и люльки украшали резьбой и росписью, чтобы они радовали глаз.
Вечерами, когда темнело, изба освещалась тоненькой горящей щепочкой – лучиной.
Слова изба, сундук, люлька, прялка, веретено, лучина долго служили людям. Но ушли из жизни эти предметы и эти слова. Вместо них появились другие предметы и другие слова, их называющие.
Проводится игра «Назови по-другому». Вместо изба – дом. Вместо сундука – шкаф. Вместо лучины – электрическая лампочка. Вместо прялки и веретена – ткацкий станок.
Проводится игра «Кто быстрее намотает верёвочку на палочку».
Воспитатель: Дети, а вам интересно посмотреть, что храниться в этом сундуке? (Воспитатель достаёт предметы народных промыслов. Дети их называют).
А вот и Ульяна.
Ульяна: Дорогих гостей встречаю,
Караваем угощаю.
Вы попробуйте его –
Каравая моего.
Воспитатель: Обязательно попробуем.
Но мы у тебя дома
Всё в избе нам незнакомо.
Ульяна: О чем доселе вы не ведали, да не слыхивали? Ноне послушати, да повыспрашивати.
Воспитатель: Объясните, что предложила вам Ульяна? Непросто было вам её понять. Она говорит словами старинными, старославянскими:
Доселе. Сейчас мы говорим до сих пор.
Не ведали. А сейчас как мы говорим? (Не знали.)
Не слыхивали -…(Не слышали.)
Ноне - …(Сейчас.)
Послушати -…(Послушать.)
Повыспрашивати -…(Поспрашивать.)
Ульяна: Дитятки мои маленькие, да удаленькие,
Гляжу я в ваши очи ясны,
Вижу, как они прекрасны.
Воспитатель: Что Ульяна назвала словом очи?
Ульяна: От радости ланиты мои горячи.
Воспитатель: Они у Ульяны будто ярким пламенем горят. А что такое ланиты? (Щеки.)
Ульяна: Пусть уста ваши сахарны да порасходятся. Погуторим зде о житие-бытие.
Воспитатель: Что называли в старину словом уста? Объясните, что предложила Ульяна?
Ульяна: Я дланью сейчас поведу, красный угол перстом укажу.
Воспитатель: (обращается к детям): Поднимите длань. Покажите перст.
Воспитатель объясняет, что в избе называется «красным углом».
Воспитатель: Красный угол – он особый, самый красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей.
Очи, ланиты, уста, длань, перс – это устаревшие слова. Они ушли из жизни, как бы умерли. Части тела называемые ими остались, но называются они другими словами.
Проводится игра «Составь пару». Дети подбирают к устаревшему слову картинку и называют её.
Очи - …, уста -…, перст -…, ланиты -…, длань -…
Воспитатель: Человеку всегда нужна была одежда и обувь. А как называли одежду в старину? И об этом тоже нам расскажет Ульяна.
Ульяна: Одевалася, наряжалася,
В летник легкий из холста обряжалася,
А поверху в душегрею застегалася,
В лапти обувалася
И кокошником расшитым украшалася.
Воспитатель: Скажите, во что одета Ульяна?
В старину женщины всегда ходили с покрытой головой. Головные уборы были разные. Самые известные – это кокошник и платок.
Проводится конкурс «Повяжи платок на кокошник»
Воспитатель: У мужчин одежда была проще (Демонстрируется рисунок, изображающий предметы мужской одежды.)
Ульяна: Верно гуторите. Мужики обряжалися в кафтан и в порты, да опоясывалися кушаком. Не хаживал мужик без картуза.
Воспитатель: Догадались, что такое кафтан? Кафтан – предмет верхней мужской одежды, его надевали поверх рубахи.
Покажите, где у крестьянина порты? (Порты – штаны.) Слово кушак тоже устарело. Каким словом сейчас называют эту детель одежды? (Кушак сейчас называем словом пояс.)
Как вы думаете, картуз – это рубаха, фуражка или рукавицы? (Картуз – это фуражка с козырьком.)
Все эти предметы одежды сегодня никто не носит. Сейчас старинную одежду можно увидеть в музее, театре, кино, в книгах. Слова кафтан, картуз, порты, кушак, летник, кокошник, душегрейка, лапти – стали устаревшими, ушли из нашего языка.
Сейчас мы носим другую одежду, вошли в наш язык другие слова: футболка, бейсболка, шорты, кроссовки.
Воспитатель: Одни устаревшие слова ушли из языка совсем, а вот некоторых устаревших слов образовались новые слова.
От слово ОКО было образовано слово ОКНО.
А от слова ОЧИ какое слово образовалось? (ОЧКИ.)
(Воспитатель демонстрирует карточки с изображением этих предметов.)
Воспитатель: Какое из трех слов устаревшее? Перчатка, перстень, перс.
Молодцы, вы правильно определили возраст слов. Узнать устаревшие слова помогла нам Ульяна. Скажем спасибо ей.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Устаревшие слова встречаются в пословицах, загадках, былинах, сказках.
Найдите устаревшие слова в загадке:
Четыре братца
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (Стол.)
В пословице о милой девушке говорили: и лицом бела, и с очей весела.
А в сказках встречаются такие строки:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке. ( А. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста… Русск. народн. сказка «Сивка-бурка».
Сегодня старинные слова часто непонятны людям и звучат, как иностранные. Поэтому мы без стеснения можем спрашивать, что же они обозначают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.
Программные задачи:· Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...
«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия
Обучающие задачиОбогатить представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга 315 лет назадПознакомить с историей строительства Петропавловской крепости...
Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"
В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....
Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».
НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....
- Мне нравится (1)