Жили-были сказки
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
конструкт непосредственно образаовательной деятельности по теме "Русские народные сказки" с использованием технологий музейной педагогики, ментальной карты и составления рассказа с опорой на магнитные объекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта "Жили-были сказки" | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Обобщающего занятия по теме «Сказки» для детей подготовительной к школе группы
"Жили - были сказки"
Разработала: Черемисина Л.П.,
Старший воспитатель ВКК
2019 год
Цель: формирование у детей знаний сказке, как жанре устного народного творчества , отражающего культурные традиции, обычаи, менталитет народа.
Задачи:
- углублять представления детей о культуре русского народа;
- развивать память, внимание, связную речь в ходе экскурсии в мини – музей Сказки;
- воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре своего народа и семьи.
Предварительная работа
1. Изготовление лэпбука «Гусли по русским народным сказкам и ментальной карты с магнитными объектами;
2. Чтение русских народных сказок;
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
5. Настольная игра «Собери сказку», пазлы по сказкам, дидактические игры по сказкам и пр.
Оборудование: аудио запись «В гостях у сказки»
Экспонаты мини – музея: игрушки – матрешки, кукла-столбушка, кукла из кукурузного початка; столовая утварь – котелок, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга; муляжи продуктов питания – пироги и другие хлебо-булочные изделия, репа, редька, кувшины с молоком, квасом, узваром;
Демонстрационный материал: лэпбук «Гусли», ментальная карта на магнитной основе «Жили-были сказки», картинки выведенные на экран (Горница с современными предметами; изба бабы яги с предметами, не принадлежащими ей; репка с лишними героями), видеофильм «В гостях у сказки»
Ход занятия:
Этап | Деятельность воспитатель | Методы, приемы | Деятельность детей |
Вводный Приветствие, Погружение в тему. | Воспитатель встречает группу детей в мини-музее Сказки. Приглашает посмотреть экспонаты. Вопрос: где мы можем встретить все эти предметы? В сказках мы можем встретить все эти предметы. А в каких сказках? А откуда вы знаете эти сказки? | Музыкальное и видео сопровождение «В гостях у сказки» Вопросы. | Дети рассматривают экспонаты мини-музея. Высказывают предположения: В музее, у бабушки дома, в сказках. В русских народных, перечисляют конкретные названия сказок. Нам их читали, рассказывали |
Создание проблемно- игровой ситуации | Сказки появились очень давно, когда еще человек не придумал письменность. Сказки рассказывали мамы своим детям, дедушки – внукам. Но были еще и такие люди, которые рассказывали сказки на ярмарках под музыкальное сопровождение, играя на старинном инструменте «гуслях», назывались они гусляры или певцы – сказители. В каждой сказе – культура народа, его традиции и обычая. Давайте и мы с вами посмотрим, о чем нам расскажут наши гусли. | Видео презентация о гуслярах | Воспринимают информацию |
Основной этап | Открываем лэпбук. Игра 1 «Собери картинку» - собранная картинка – сигнал к заданию на экране: Картинка «Баба Яга» - на картинке избушка Бабы Яги – нужно найти лишние (не принадлежащие ей) предметы, вещи. Картинка «Три медведя» - найти современные вещи на картинке старинной горницы. Картинка «Репка»- найти лишнего героя, не присутствовавшего в данной сказке Игра 2. «Сказочные загадки». В подгрупповой деятельности эту игру можно использовать как лото (карточки прилагаются) Игра 3. «Чьи вещи?» Показываем картинку с изображением предмета – дети должны сказать, кому они принадлежат. - Колчан и стрелы – Царевичу, - Яйцо – Курочке Рябе, - Рыба – Лисичка-сестричке и серому волку, - Ленточка – Алёнушке, - Метла и ступа – Бабе Яге, - Яйцо с иголкой внутри – Кощею, - Печка – Емеле, - Огненное перо – Жар – Птице, - Корона –Царю, царевне, царевичу, лягушке. Работа с ментальной картой «Жили - были сказки». Содержательные линии: - кто/ что встречается в сказках? Люди (Алёнушка, Иванушка, Царевич, Царевна, Царь, бабушка и дедушка) Волшебные персонажи: Кощей бессмертный, Баб Яга, Змей Горыныч, Жар Птица, Колобок, Леший, Кикимора, Водяной; Животные: медведь, волк, лиса, курочка, петушок, уточка, мышка, кот, конь, щука, гуси – лебеди, зайчик; Предметы – помощники: клубочек, ступа и метла, репка, колчан и стрелы, печка; Жилища: избушка лубяная, избушка ледяная, терем, избушка на курьих ножках и др. Давайте попробуем сочинить свою сказку! Про мальчика и девочку, которые попали в сказку! | Игровая деятельность Дидактические настольно – печатные и ИКТ игры. Работа с ментальной картой | Игровая деятельность Работа по систематизации содержания русских народных сказок Составление сказки по цепочке с использованием подсказок – магнитных героев сказок и атрибутов к ним. |
Заключительный | Какая интересная и волшебная сказка у нас получилась! Что вам больше всего понравилось в ней? А в какой сказке хотели бы побывать вы? Я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою сказку! Спасибо вам большое, что пришли в наш мини-музей. До новых волшебных встреч! | Вопросы По завершению занятия воспитатель оформляет книжку – малышку со сказкой, сочиненной дошкольниками | Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"
Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам. Рекомендовано в качестве показательного заня...
Презентация для детей по экологической сказке "Жила-была речка"
Презентация для детей "Жила-была речка"...
"Жили- были ручки, жили- были ножки"
Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...
викторина по сказкам "Жила-была сказка"
викторина...
Конспект открытого занятия для родителей "Жили-были в сказке"
Закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях...
Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...
Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"
Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"...