Жили-были сказки
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Черемисина Людмила Павловна

конструкт непосредственно образаовательной деятельности по теме "Русские народные сказки" с использованием технологий музейной педагогики, ментальной карты и составления рассказа с опорой на магнитные объекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Обобщающего занятия по теме «Сказки» для детей подготовительной к школе группы

"Жили - были сказки"

Разработала: Черемисина Л.П.,

Старший воспитатель ВКК

2019 год

Цель: формирование у детей знаний сказке, как жанре устного народного творчества , отражающего культурные традиции, обычаи, менталитет народа.

Задачи:

- углублять представления детей о культуре русского народа;

- развивать память, внимание, связную речь в ходе экскурсии в мини – музей Сказки;

- воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре своего народа и семьи.

Предварительная работа

1. Изготовление лэпбука «Гусли по русским народным сказкам и ментальной карты с магнитными объектами;

2. Чтение русских народных сказок;

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

5. Настольная игра «Собери сказку», пазлы по сказкам, дидактические игры по сказкам и пр.

Оборудование: аудио запись «В гостях у сказки»

Экспонаты мини – музея: игрушки – матрешки, кукла-столбушка, кукла из кукурузного початка; столовая утварь – котелок, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга; муляжи продуктов питания – пироги и другие хлебо-булочные изделия, репа, редька, кувшины с молоком, квасом, узваром;

Демонстрационный материал: лэпбук «Гусли», ментальная карта на магнитной основе «Жили-были сказки», картинки выведенные на экран (Горница с современными предметами; изба бабы яги с предметами, не принадлежащими ей; репка с лишними героями), видеофильм «В гостях у сказки»

Ход занятия:

Этап

Деятельность воспитатель

Методы, приемы

Деятельность детей

Вводный

Приветствие,

Погружение в тему.

Воспитатель встречает группу детей в мини-музее Сказки.

Приглашает посмотреть экспонаты.

Вопрос: где мы можем встретить все эти предметы?

В сказках мы можем встретить все эти предметы.

А в каких сказках?

А откуда вы знаете эти сказки?

Музыкальное и видео сопровождение

«В гостях у сказки»

Вопросы.

Дети рассматривают экспонаты мини-музея.

Высказывают предположения:

В музее, у бабушки дома, в сказках.

В русских народных, перечисляют конкретные  названия сказок.

Нам их читали, рассказывали

Создание проблемно- игровой ситуации

 Сказки появились очень давно, когда еще человек не придумал письменность. Сказки рассказывали мамы своим детям, дедушки – внукам. Но были еще и такие люди, которые рассказывали сказки на ярмарках под музыкальное сопровождение, играя на старинном инструменте «гуслях», назывались они гусляры или певцы – сказители. В каждой сказе – культура народа, его традиции и обычая. Давайте и мы с вами посмотрим, о чем нам расскажут наши гусли.

Видео презентация о гуслярах

Воспринимают информацию

Основной этап

Открываем лэпбук.

Игра 1 «Собери картинку» - собранная картинка – сигнал к заданию на экране:

Картинка «Баба Яга» - на картинке избушка Бабы Яги – нужно найти лишние (не принадлежащие ей) предметы, вещи.

Картинка «Три медведя» - найти современные вещи на картинке старинной горницы.

Картинка «Репка»- найти лишнего героя, не присутствовавшего в данной сказке

Игра 2. «Сказочные загадки».

В подгрупповой деятельности эту игру можно использовать как лото (карточки прилагаются)

Игра 3. «Чьи вещи?»

Показываем картинку с изображением предмета – дети должны сказать,  кому они принадлежат.

- Колчан и стрелы – Царевичу,

- Яйцо – Курочке Рябе,

- Рыба – Лисичка-сестричке и серому волку,

- Ленточка – Алёнушке,

- Метла и ступа – Бабе Яге,

- Яйцо с иголкой внутри – Кощею,

- Печка – Емеле,

- Огненное перо – Жар – Птице,

- Корона –Царю, царевне, царевичу, лягушке.

Работа с ментальной картой «Жили - были сказки». Содержательные линии:

- кто/ что встречается в сказках?

Люди (Алёнушка, Иванушка, Царевич, Царевна, Царь, бабушка и дедушка)

Волшебные персонажи: Кощей бессмертный, Баб Яга, Змей Горыныч, Жар Птица, Колобок, Леший, Кикимора, Водяной;

Животные: медведь, волк, лиса, курочка, петушок, уточка, мышка, кот, конь, щука, гуси – лебеди, зайчик;

Предметы – помощники: клубочек, ступа и метла, репка, колчан и стрелы, печка;

Жилища: избушка лубяная, избушка ледяная, терем, избушка на курьих ножках и др.

Давайте попробуем сочинить свою сказку! Про мальчика и девочку, которые попали в сказку!

Игровая деятельность

Дидактические настольно – печатные и ИКТ игры.

Работа с ментальной картой

Игровая деятельность

Работа по систематизации содержания русских народных сказок

Составление сказки по цепочке с использованием подсказок – магнитных героев сказок и атрибутов к ним.

Заключительный

Какая интересная и волшебная сказка у нас получилась!

Что вам больше всего понравилось в ней?

А в какой сказке хотели бы побывать вы?

Я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою сказку!

Спасибо вам большое, что пришли в наш мини-музей. До новых волшебных встреч!

Вопросы

По завершению занятия воспитатель оформляет книжку – малышку со сказкой, сочиненной дошкольниками

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"

Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам.  Рекомендовано в качестве показательного заня...

"Жили- были ручки, жили- были ножки"

Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

Конспект открытого занятия для родителей "Жили-были в сказке"

Закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях...

Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"

Экскурсия в мини-музей "Жила-была сказка" для детей средней группы "Сказка "Петушок и бобовое зернышко"...