Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)
проект (подготовительная группа)
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Проект поможет привлечь внимание педагогов, родителей, учащихся к своей речи и к речи окружающих. Проделанная работа поможет дошкольникам понять и оценить красоту родного языка, обогатить словарный запас, повысить речевую культуру. Главным в проекте является приобретение детьми не только знаний, навыков речи, но и развитие личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_krasnyy_zheltyy_siniy.docx | 823.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Образовательный проект
«ЖИЛИ-БЫЛИ
КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ»
(По сказке Т.Михеевой
«Жили-были карандаши»)
«Чтение - это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя»
В.Сухомлинский
Авторы:
Толмачева Нина Ивановна
Лошина Ираида Валентиновна
воспитатели высшей
квалификационной категории
ГБОУ Школа № 1161 ДО корпус 6
т.:8(495) 427- 64-39
Москва 2018г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3 – 5
Этапы проекта ……………………………………………………………….6
Алгоритм использования произведения……………………………………7
Метапредметное планирование………………………………………..8 – 12
Выводы ………………………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………14 – 15
Список литературы …………………………………………………...16 – 17
Приложения:
Приложение 1. Рекомендуемая литература для чтения с детьми…18 – 19
Введение
Актуальность проекта
Когда-то, сто лет тому назад не было не только компьютера и игровых приставок, но и телевизора. Возможно, потому и книги ценились намного выше, и интерес к чтению был более стойким. Однако если присмотреться, то в наше время дети рады подаренным книгам ничуть не меньше, чем диску. Большинство из них испытывают самый настоящий восторг от того, что им читают вслух!
Слушая рассказ или сказку, в детях просыпается образное мышление, он мысленно видит сюжет и представляет персонажей произведения, он учится связывать слова между собой и излагать представленное. Богатые на иллюстрации книги часто помогают подогреть интерес к чтению. К тому же дети могут рассматривать красочные картинки самостоятельно и «читать» знакомое по памяти произведение самому себе. От этого ребенок получает радость и тут же учится складывать слова в предложения, а предложения в рассказ. Во время чтения дети любят задавать вопросы. А это лишний повод для общения.
Нам, педагогам, хорошо известно, что дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели. Поэтому мы должны быть готовы к долговременной и кропотливой работе, чтобы научить каждого, воспринимать текст согласно авторскому замыслу, а это очень не просто. Если ребенок понимает содержание литературного произведения, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».
Тип проекта: познавательно-речевой.
Возрастная группа: подготовительная группа № 9 «Знайки» (6-7 лет).
Продолжительность
проекта: краткосрочный (24.09 -07.12.2018г.)
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Авторы проекта: Толмачева Н.И., Лошина И.В.
Проблема:
Как, на основе одного литературного произведения построить образовательный процесс, способствующий формированию интереса к миру книг и позволяющий обеспечить единство развивающих, обучающих и воспитательных задач?
Цель проекта:
Организация разнообразных форм и методов работы на основе литературного произведения, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательно-речевой и художественно-эстетической активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- разработать систему образовательной деятельности на основе одного литературного произведения;
- поддерживать у детей активное тяготение и осознанное отношение к литературе, как источнику знаний, лучшему другу, советчику;
- формировать умение анализировать текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности;
- способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению высказывать свое мнение о прочитанном, умение давать оценку героям, развивать коммуникативные навыки;
- помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов, через знакомство с книгой Тамары Михеевой «Жили-были карандаши»;
- расширять представления детей о цвете, как носителе различной информации, о его возможности выражать эмоциональное состояние персонажей и событий литературного произведения; учить видеть эту многоцветность, понимать и любить красоту в жизни;
- развивать умение вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, активизируя желание искать пути ее разрешения;
- развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности, поощряя творческие находки, стремления детей к самостоятельному решению;
- развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление;
- повышать компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературы, как источнику познавательной информации, интеллектуального, духовного и творческого развития;
- дети смогут анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано давать им оценку;
- научатся выражать свое отношение к создаваемому образу через цвет в соответствии с поставленной задачей, с присутствием элементов фантазии;
- повысится уровень проявления творчества в художественно-речевой, игровой и продуктивной деятельности;
- дети найдут ответы на интересующие их вопросы о цветовом круге, как получается тот или иной оттенок и как все они сочетаются;
- у детей сформируется понимание и различие отрицательных и положительных эмоциональных состояний. Повысится интерес к классической детской литературе, сказкам;
- в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений;
- родители на практике увидят проявляющийся интерес детей к художественной литературе, а через нее к изобразительному искусству, как средству добычи новых знаний в интересующих их вопросах, что поневоле они будут чаще обращаться к книге, интересоваться вопросами рисования, чтобы соответствовать компетенциям, развитым у детей в рамках проекта.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
- Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
- Принцип активности, творчества.
- Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
- Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, природе);
- Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | |||
Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации | |
| Знакомство родителей с программой предстоящей работы по данному проекту, обозначить их роль в его реализации. | 24.09. – 30.09. 2018г. | |
Формирующий этап | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | Сроки реали зации | |
- Формулировка целей и задач проекта
Есть красный, желтый, синий! А как появляются другие?
|
| 01.10. – 06.12. 2018г. | |
Итоговый этап 07.12.2018г. | |||
Показ спектакля «Цветик – Семицветик» Выставки поделок, рисунков по сказке Тамары Михеевой «Жили-были карандаши»; |
Алгоритм использования произведения в процессе реализации проекта
Очень важно в этот период (старший дошкольный возраст) организовать работу таким образом, чтобы дети могли свободно в будущем ориентироваться в справочной и энциклопедической литературе, пополнять свой багаж не только за счет полученных от взрослых знаний, но и направляемые своими собственными потребностями узнать еще больше, узнать еще лучше.
Метапредметное планирование
Глава по порядку | Образовательные области | ||||
Речевое развитие | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | |
Глава 1 «Волшебник и его друзья» | Чтение 1главы + рисование «Разноцветные картины» Пересказ: «Пожарные собаки» | ООД «Откуда берутся карандаши?» Беседа: «Основные цвета» | Аппликация: «Сложи узор» Рисование: «Листопад» (печатанье) «Цветы осени» | Дидактические игры: «Цвета вокруг нас» «Палитра художника» | Подвижная игра: «Найди свой домик» |
Глава 2 «Новый друг Волшебника» | Чтение 2 главы Заучивание стих. «Осень на опушке краски разводила...» Федоровская З. | ООД «Зеленая сказка» + « Еловый лес» (оригами) | Конструирование: «Лягушка» (оригами) Рисование: «Комнатный цветок» «Кони-птицы» | Дидактическая игра: «Найди нужную картинку» | Подвижные игры: «Светофор» «Лягушки и цапля» |
Глава 3 «Здорово! Получается кто-то новый!» | Составление рассказа: «Опиши фрукт или овощ» Пересказ: «Косточка» Л.Н.Толстого | Чтение 3 главы + изготовление д/игры «Два сложи, получишь третий» | Аппликация: «Осенний натюрморт» Рисование: «Ваза с фруктами» | Дидактическая игра: «Урожай поспел» | Подвижная игра: «Краски» |
Глава 4 «Веселое смешивание» | Чтение 4 главы + Творческое составление рассказа «Однажды солнышко заметило плачущего зайчонка…» Рассматривание картины: «Лиса с лисятами» | ООД «Палитра цветов» + Конструирование «Карандаши» (оригами) | Лепка: «Рыжая плутовка» Рисование: «Краски осени» «Деревья смотрят в озеро» | Дидактические игры: «Волшебная палитра» «Подбери цвет и оттенок» «Собери правильно» | Подвижная игра: «Чья колонна скорее построится?» |
Глава 5 «Город карандашей» | Составление рассказа из личного опыта: «Мой город» Заучивание: «Лучше нет родного края» П.Воронько | Чтение 5 главы + конструирование «Город карандашей» (оригами) | Рисование: «Перо Жар-птицы». | Дидактические игры: «Придумай пейзаж» «Коробочки» | Подвижная игра: «Цветные автомобили» |
Глава 6 «Они друг друга подчеркивают» | Чтение 6 главы + рисование «Гроздь винограда в листьях осенних» Пересказ: «Четыре бабочки» | ООД «Радуга» | Аппликация: «Волшебный цветок» Рисование: «Обои» (узоры для обоев) | Дидактические игры: «Цветные капельки» «Матрешки» | Подвижная игра: «Найди свой цвет» |
Глава 7 «С ним ярче и выразительнее каждый» (белый) | Пересказ рассказа: В.Сутеева «Петух и краски» | Чтение 7 главы Беседа: «Белый цвет Арктики» Экспериментирование: | Лепка: «Белый хозяин Арктики» Рисование: 1.по стихотворению С.Птица «Белая вата» 2.«Гжельские узоры» | Дидактические игры: «Нарисуй по описанию» «Оттенки холодной зимы» | Подвижная игра: «Белые медведи» |
Глава 8 «Он не всегда такой плохой, он просто очень сильный» (черный) | Заучивание стихотворения Т. Петуховой «Черный кот» | Чтение 8 главы ООД «Дружба цветов» | Лепка: «Пингвины на льдине» Рисование: «Улетающие птицы» (грач) «Три котенка» (По произведению В.Сутеева «Котята») | Дидактические игры: «Цветные капельки» «Радуга» «Холодные и теплые цвета» | Подвижная игра: «Царица-рыба» |
Глава 9 «Теплые и холодные оттенки» | Составление рассказа: «Моя мама…» Заучивание стихотворения Н.Злобиной «Мама» | Чтение 9 главы ООД «Волшебство зеленого цвета» «Секреты цветового круга», | Лепка: «Шкатулочка» Рисование: «Изумрудные горы» «Букет для мамы» | Дидактические игры: «Жарко-холодно» «Составь букет» | Подвижная игра: «Найди свой цвет» |
Глава 10 «Многоликий Серый» | Пересказ: «Сыновья» В.Осеева | Чтение 10 главы Беседа: «Семья карандашей» | Аппликация: «Дом, в котором я живу» Рисование: «Слоненок и его друг мышонок» «Мама и я!» | Дидактические игры: «Разноцветные фигуры» «Похож – не похож». | Подвижные игры: «Серая утка» «Кот Васька». |
Глава 11 «Карандаши пенсионеры» | Чтение 11 главы Сочинение «Цветных сказок» | Викторина: «Волшебный мир цвета» | Рисование: «Разноцветное царство» «Цветик-семицветик» | Дидактические игры: «Игра с флажками» | Подвижная игра: "Ловишки с ленточками" |
Свободная деятельность детей | |||||
Книжный уголок:
книги: А. Сутеев «Петух и краски», «Разноцветные краски» В. Катаев «Цветик-семицветик» Т. Михеева «Жили-были карандаши» В. Важдаев «Семь дружных братьев» Ю. Дружков «Приключение Карандаша и Самоделкина» В. Постников «Карандаш и Самоделкин на Марсе» Т. Рождественская «Кто живет в синем море?» Н.Сладков «Зеленая саванна» С. Михалков Рисунок», «Лифт и карандаш» Центр игры:
Центр дидактических и развивающих игр: «Составь картинку» (пазлы), тематические лото, домино, кубики Никитина, палочки Кюизенера. Центр творчества:
Центр театра:
Центр конструирования: конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего». Центр двигательной активности:
| |||||
Взаимодействие с семьей Мероприятия по работе с родителями:
|
Вывод
Целенаправленное использование художественного произведения, как средства направленного на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития дошкольников.
Систематизированный процесс непрерывного совместного творчества воспитателя и детей – это успешное решение многих задач. И главная задача проекта – приобщение детей к книжной культуре, была решена не путем назидания, поучения, а с помощью совместной творчески – поисковой активности детей.
В ходе реализации проекта мы старались заинтересовать детей, показать, что книга дает больше возможностей для организации различной деятельности.
Выстроенная система работы, осуществляемая через поисково-исследовательскую деятельность, способствовала формированию чувства цвета, представления об изобразительных свойствах цвета и развитию цветовосприятия, формируя коммуникативную культуру детей, делая речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной.
Дети стали активными, инициативными, что значительно повысило уровень их положительного эмоционального состояния.
Для продолжения работы по теме надо найти новые формы реализации проектов по знакомству с другими детскими авторами, для поддержания интереса детей к книге.
Заключение.
Выстроенная планомерная система работы на основе одного литературного произведения привела к качественным изменениям:
- в результате проектной деятельности дети стали проявлять активный интерес к художественной литературе, чаще обращаться к ней за знаниями, рассматривая энциклопедии, книги определенного направления (о мире животных и природе, об экспериментировании и др.), использовать в своей продуктивной деятельности (книги о лепке, рисовании, аппликации).
- реализация проекта способствовала развитию у детей умению устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст, осознавать мотивы поступков героев, видеть их переживания, мысли, чувства, аргументировано их оценивать;
- в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о карандашах, мире цвета, у детей повысились коммуникативные умения, их речь стала более выразительной, богатой, расширился и активизировался словарный запас;
- в результате данного проекта у детей пополнились знания о цветовом спектре и сочетаемости цветов, о способах получения производных и дополнительных цветов;
- при более глубоком знакомстве с возможностями цветового многообразия, дети осознали эмоциональную силу цвета, полнее и тоньше воспринимая предметы, явления и события окружающего мира научились выражать свои впечатления и свое отношение через цвет;
- дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
- большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, пришли к единому мнению, что книга несет нам много нового и интересного; проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и способствовала нашему тесному сотрудничеству.
Таким образом, продуманная организация образовательной деятельности, на, основе одного художественного произведения, способствовала формированию активного интереса детей к художественной литературе. Так, ненавязчиво, играя, книга стала хорошим другом и наставником для ребят, способствовала в познавательном, нравственном и художественно-эстетическом их развитии. А, это значит, что цель проекта была достигнута.
Закончить хотелось бы словами Джона Хершела: «Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»
Список литературы:
- Аллаярова И. Е. Симфония красок. М., 2006.
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
- Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова О.И., Майер А.А.,.Богословец Л.Г «Проекты в работе с семьей». Методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
- Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 80с.
- Доронова Т. Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.
- Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
- Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
- Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» Творческий центр, Москва 2006г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
- Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 с.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи /Т.Б. Сержантова. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.: ил.+ вкл. 8 с. – (Внимание: дети!).
- Пашкевич Т.Д. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет».– Волгоград: Учитель, 2012г.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.
Приложение 1
Рекомендуемая литература для чтения с детьми:
В. Важдаев «Семь дружных братьев»
В Цаплина «Похитители карандашей»
О.Сахарова «Сказки и краски»
Ю Смольников «Три веселых краски»
М. Шкурина «Изучаем цвета со сказками»
М. Юнак «Сказка про радугу»
М. Скребцова «Краски рассказывают сказки»
Т. Сергеева «Цветик-разноцветик»
М. Мацук «Сказки про краски», «Разноцветное царство»
И. Поляков «Сказка о красной краске»
И. Зиедониес «Жёлтая сказка»
Н. Горяев «Жили-были на свете две сестрички»
О. Нерсесов «Сказки про краски тёплые и холодные»
З. Федоровская «Осень на опушке краски разводила»
И. Суриков «Четыре цвета года»
Т. Разумовская «Пестрая сказка»
Е.Пермяк Цветные сказки, стихи и загадки о красках.
А. Сутеев «Петух и краски», «Разноцветные краски»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Рассказ Я.Тайца «Карандаш»
В.Сутеев «Мышонок и Карандаш»
В.Сутеев «Две сказки про карандаш и краски»
Ю. Дружков «Приключение Карандаша и Самоделкина»
В. Постников «Карандаш и Самоделкин на Марсе»
Книга «Малыши – карандаши» - знакомство с красками.
Г.А. Юрмин «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»
Т. Рождественская «Кто живет в синем море?»
Н.Сладков «Зеленая саванна»
С. Михалков «Рисунок», «Лифт и карандаш»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Мультфильмы:
Режиссер: Лев Атаманов « Сказка про человечков-осенников, раскрашивающих листья в цвета осени, и про мальчишку по прозвищу Кузьма-Ни капли-ума, который украл эти краски.»
Режисер: А. Каранович автор А. Митяев «Шесть Иванов – шесть капитанов»
Режисер: М. Цехановский "Цветик-Семицветик", по сказке Валентина Катаева студии Союзмультфильм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая презентация для детей раннего возраста на тему:"Красный, желтый, синий, зеленый"
Как только ребёнок научился сидеть, перед ним открывается мир полный красок и цветов. С самого раннего возраста называйте малышу цвета предметов, заостряйте на этом внимание каждый раз, когда что-то р...
Красный, желтый, синий -выбирай любой
Презентация дидактической игры "Красный, желтый, синий- выбирай любой ". Презентация проможет выучить несколько цветов детям раннего возраста....
Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...
Краткосрочный образовательный проект группа раннего развития "Игра-инсценировка сказки "Репка"
Краткосрочный образовательный проект в группе раннего развити "Игра-инсценировка ссказки "Репка". Данный проек поможет сформировать у детей интерес к индивидуальному и совместному...
Мини праздники воздушных шаров: "Красный желтый синий"
Закреплять представления об основных цветах: красный, жёлтый, синий....
Проект "Лёд бывает разный - синий ,желтый, красный!"
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности: изучение, какие условия необходимы для получения льда; ознакомление с процессом превращения воды в ...
Метапредметное планирование по образовательному проекту «Жили-были Красный, Желтый, Синий»
Проблема:Как, на основе одного литературного произведения построить образовательный процесс, способствующий формированию интереса к миру книг и позволяющий обеспечить единство развивающих, обучающих и...