Конспект комплексного занятия по развитию речи «В гостях у зимней сказки» для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Газизуллина Лена Тимерхановна

Продолжать учить детей работать со сказкой : узнавать, отвечать на вопросы по содержанию сказки, сочинять, изменять сюжет, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, опираясь на модель сказки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДГ МОБУ СОШ с.Буриказганово Стерлитамакский район РБ

Конспект

комплексного занятия

по развитию речи

«В гостях у зимней сказки»

для старшей группы

                                                                                 Подготовила воспитатель: Газизуллина Л.Т.                                                  

                                                                             2019  

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей работать со сказкой : узнавать, отвечать на вопросы по содержанию сказки, сочинять, изменять сюжет, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, опираясь на модель сказки.
  2. Развивать связную, интонационно выразительную речь детей, умение составлять описательный рассказ по схеме .
  3. Упражнять детей в подборе определений к словам «снег», «снежинка», однокоренных слов, активизировать словарь по теме «Зима».
  4. Развивать абстрактно-логическое мышление, умение детей анализировать ,отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные отношения между явлениями, используя методы ТРИЗ и РТВ.
  5. Развивать воображение, творчество детей, пантомимические умения через организацию игровой, музыкальной, продуктивной деятельности.
  6. Воспитывать доброжелательность , отзывчивость, желание помочь, умение работать сообща.

Материалы и оборудование:

Картины и иллюстрации по теме «Зима», таблицы к игре «Хорошо- плохо», конверт с письмом от Снегурочки, модель сказки « Снегурочка», индивидуальные модели сказки с двумя пустыми последними клетками по количеству детей, разноцветные льдинки, материалы и оборудование для вырезания снежинок.

Литературный ряд:

Загадка о зиме, волшебные слова для превращения сказочников, стихотворный текст для пальчиковой гимнастики.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени», русская народная мелодия « А я по лугу», песенка из м/ф «Снеговик», Э.Григ «Вальс».

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, становятся в круг)

Восп-ль: Ребята, что бы вы хотели пожелать друг другу сегодняшним утром?

(хорошего настроения, удачи, интересного занятия, радости, улыбок)

Восп-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим наши пожелания с хорошим настроением друг другу через рукопожатие. Я начну с………, а вы ждите, когда пожмут руку вам, а затем пожимайте руку своему соседу с другой стороны.

Восп-ль: ( когда ей пожимает руку последний ребенок) А сейчас с таким хорошим настроением мы начнем наше занятие. Садитесь на стульчики, на коврик. Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

О чем эта загадка? ( О зиме). Что за тройка прилетела? (Три зимних месяца). Назовите их. (Декабрь, январь, февраль). Какой сейчас зимний месяц ? (январь)

Восп-ль: С загадкой вы справились. В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой он, снег? (Белый,пушистый, холодный, хрустящий, липкий, серебристый….)

Восп-ль: Какие явления природы можно наблюдать зимой? ( метель, вьюга, снегопад, буран, понизуха и пр.). А стихотворение о зиме прочитать сможете? (ребенок читает).

Восп-ль: Я хочу с вами поиграть в игру «хорошо- плохо» (обращает внимание детей на мольберты с таблицами). Вы будете говорить, что в зиме хорошо, а что плохо. Я буду схематично зарисовывать ваши ответы в клеточки. Итак, зима- это хорошо. Почему? (ответы детей, воспитатель фиксирует ответы в таблице). Зима- это плохо. Почему?

(аналогично).

Восп-ль: Ребята, кто из вас обобщит, чем же хороша зима, за что вы ее любите? ( 1 ребенок выходит к мольберту и составляет описательный рассказ с опорой на таблицу).

Восп-ль: Кто хочет составить рассказ по второй таблице? ( аналогично).

Физминутка.Восп-ль: Молодцы. Давайте теперь подвигаемся, поиграем в игру «Я скажу,а вы покажите»: будем изображать зиму, зимние забавы, зимние признаки. (включается музыкальный фон. Воспитатель просит изобразить снежинку, конькобежца, деда Мороза, ветер, сугроб, игру в снежки. Последним просит изобразить снеговика.)

(Появляется Снеговик- Почтовик с сумкой через плечо, с конвертом в руках)

Снег-к(удивленно): Кто здесь меня изображает? Да как похоже получается! Здравствуйте, ребята! Я- Снеговик- Почтовик. (Читает надпись на конверте в слух): Детский сад № 25 «Черемушка». Группа «Ромашки». Ребятам. (Обращаясь к детям): Я сюда попал? (да) Тогда садитесь скорее на стульчики, у меня для вас письмо! (Показывает конверт).

Снег-к: Я принес вам письмо от героя одной зимней сказки.Вы знаете зимние сказки, ребята? (знаем) Тогда перечислите их. (« Зимовье зверей», «12 месяцев», «Руковичка», «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Морозко»).

Снег-к: Ну и молодцы же вы! Сразу видно, что сказки любите. Хотите узнать, кто вам написал письмо? (да) (достает из конверта модель сказки). Тогда отгадайте, что за сказка здесь зашифрована? (показывает модель сказки детям) (дети отгадывают- «Снегурочка»)

Снег-к: Правильно. Вы все читали сказку «Снегурочка»? Назовите героев этой сказки. ( Дед, баба, Снегурочка, подружки) Чем заканчивается сказка? (Снегурочка погибает, тает, превращается в облако)

Снег-к: Как вы думаете, кто же из героев сказки мог вам написать письмо?( Снегурочка, дед, баба, подружки).

Снег-к: Это письмо от Снегурочки. Она просит вас о помощи. Возьмите конверт, прочитайте письмо и узнайте, какая помощь ей нужна. А мне пора идти дальше ( показывает на сумку), другие письма передать по адресу. Я скоро к вам вернусь за ответом. До свидания( уходит).

Восп-ль: (читает письмо): «Здравствуйте, ребята! Как вы верно заметили, моя сказка грустная, с печальным концом. А мне жаль бабушку и дедушку. Они очень мечтали о внучке, о помощнице. И опять остались одни- одинёшеньки. Вот если бы у сказки было другое окончание, так было бы замечательно! Пожалуйста, ребята, придумайте новый конец для моей сказки! С благодарностью, Снегурочка».

Восп-ль: Ребята, хотите помочь Снегурочке? Для этого нам нужно стать настоящими волшебниками . Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова ( включается волшебная мелодия) :

Раз- мы за руки возьмемся. (берутся за руки)

Два- по кругу мы пройдемся. (идут по кругу)

Три- вокруг себя покружимся.( кружатся на месте)

Четыре- с солнышком подружимся. (тянутся руками вверх)

А когда мы скажем «пять», (приседают на корточки)

Станем сказку сочинять. (встают, берутся за руки)

Восп-ль: Теперь мы превратились в настоящих сказочников. Давайте отправимся в «Сказочную мастерскую». (провожает детей за столы). Садитесь. Снегурочка приготовила для каждого сказочника модель сказки, в которой последние клетки пусты.(раздает индивидуальные модели сказки с двумя пустыми клетками в конце). Придумайте, как по-другому может закончиться эта сказка, и схематично зарисуйте новый сюжет в пустые клетки. Желаю вам удачи! (музыкальный фон)

Восп-ль: Все закончили? Подходите к мольберту, несите ваши модели ( закрепляет модели на мольберте). Давайте расскажем друг другу новые окончания сказки по нашей модели, начиная с того места, когда подружки развели в лесу костер. Кто хочет рассказать первым? (дети рассказывают свои варианты конца сказки)

Восп-ль : Чтобы нам не заскучать, давайте для Снегурочки подарки приготовим! (Давайте). Как вы думаете, что можно Снегурочке подарить? (варианты ответов детей).

Восп –ль : А я предлагаю вам подарить Снегурочке разноцветные льдинки , которые мы с вами изготовили для украшения нашего участка. Пусть Снегурочка с бабушкой и дедушкой украсят ими свой двор, порадуются. А мы для нашего участка потом ещё льдинок наморозим . Согласны ? Но куда же мы их сложим , ребята, чтобы Снеговик – Почтовик не растерял их по дороге ? У меня есть вот такое ведерко (показывает). Как вы думаете , оно нарядное? Давайте его украсим чем- нибудь снежным! Чем же ? Назовите мне слова , которые начинаются со «снег..» , «снеж,,» (ответы детей). (далее педагог подводит детей к тому , что лучше всего украсить ведёрко снежинками, т. к. вырезать снежинки дети недавно научились ).

Восп-ль : Вы проходите , садитесь за столы , а я попрошу Елену Васильевну принести льдинки .

Восп-ль: Давайте подготовим наши пальчики к работе.(проводит пальчиковую гимнастику ).

Воспитатель напоминает детям приёмы создания снежинки. Включается музыкальный фон , дети выполняют задание .

По ходу выполнения детьми задания воспитатель проводит игровое упражнение «Подбери определение к слову «Снежинка», задает детям вопросы : «всегда ли снежинки и снежные сугробы белые?», «какими они бывают?», «когда они кажутся розовыми , сиреневыми, желтоватыми , голубыми , серебристыми?» Педагог вспоминает песню Снегурочки , которую пела Василиса ,исполняя роль Снегурочки на Новогоднем утреннике . Предлагает Василисе спеть её сейчас .

Когда дети заканчивают работу, Елена Васильевна вносит разноцветные льдинки, дети складывают их в ведро .Следом появляется Снеговик- Почтовик ,в руках у него коробка.

Снег-к: Извините, что задержался. Много писем нужно было разнести.

Восп-ль :Ничего, Снеговик-Почтовик, мы за это время не только придумали новые окончания сказки (отдает конверт с моделями ), но и подарок для Снегурочки приготовили.

Снег-к: Какое красивое у вас ведерко получилось! Где же вы взяли такие красивые снежинки! А что лежит в ведерке? (индивидуальные ответы детей ). Здорово! Какие же вы замечательные, умные, талантливые. Вот уж Снегурочка обрадуется. Спасибо вам, ребята. В благодарность за помощь Снегурочка угощает вас вкусными снежными пряничками. (достает зефир, раздает детям) .

Снег-к: Поспешу теперь к Снегурочке, до свидания! (снеговик уходит, воспитатель подводит итог занятия: «чем мы с вами занимались на занятии? Что запомнилось больше всего? Что мы на занятии сделали хорошего?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи с элементами сенсорики с детьми первой младшей группы

«Осенняя прогулка»        Программное содержание: дать понятия о времени года, продолжать знакомство с животными, учить заботиться о них, закреплять понятия о ц...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.

Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...

Конспект комплексного занятия по развитию речи «В гости в сказку»

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Активизировать словарь по теме «Овощи»....

Конспект комплексного занятия По развитию речи с элементами нетрадиционного рисования во второй младшей группе Тема: «Рассматривание и сравнение снегиря и синицы».

Тема занятия: «Рассматривание и сравнение снегиря и синицы».Возрастная группа: 2 младшая группаОбразовательная область:1.Доминирующая образовательная область: речевое развитие;2.Интеграция...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам» в средней группе

Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существит...

Конспект логопедического занятия по развитию речи "В гостях у разноцветных гномиков.» (вторая младшая группа)

Тема: Использование в речи имен прилагательных.Цель: Развитие сенсомоторных навыков у детей.Задачи:• Научить детей различать предметы по цвету.• Закрепить в речи правильное использование сог...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Волшебница - вода"

Программное содержание:Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Показать детям, в каком виде существует вода – эксперименты с водой, паром, льдом.Упражн...