Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы: наглядные: методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способа действия; словесные: методы: создание проблемной ситуации, беседа, чтение художественной литературы, приёмы: вопросы к детям, объяснение, педагогическая оценка; игровые методы: введение игрового персонажа , дидактические игры («Найди отличия», «Собираем картину»); практические методы: упражнение в практических действиях, моделирование («Собираем картину»).
Технологии, используемые в ходе мероприятия: Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология, Здоровьесберегающая технология.
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для обеспечения их полноценного психофизического здоровья.
Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_zime_nod.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
НОД
по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Что мы знаем о зиме?»
Проводит воспитатель:
Кранина Елена Валерьевна
г. Санкт-Петербург, гор. Петергоф
2016 год
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы: наглядные: методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способа действия; словесные: методы: создание проблемной ситуации, беседа, чтение художественной литературы, приёмы: вопросы к детям, объяснение, педагогическая оценка; игровые методы: введение игрового персонажа , дидактические игры («Найди отличия», «Собираем картину»); практические методы: упражнение в практических действиях, моделирование («Собираем картину»).
Технологии, используемые в ходе мероприятия: Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.
Здоровьесберегающая технология:
- Дорожка для массажа стоп с нашитыми пуговицами;
- Самомассаж кистей рук при помощи шишек и перышек;
- Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками (тактильные ощущения);
- Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками;
- Дыхательная гимнастика «Снежинки» (с использованием атрибутов);
- Речевая зарядка;
- Пластический этюд «Зимние забавы»;
- Физминутка «Я вчера сосульки ела»;
- Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»;
- Физминутка «Мы шагаем друг за другом».
Планируемые результаты:
- Дети проявляют интерес к участию совместных подвижно-дидактических, развивающих игр;
- Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы, принимают инструкцию по выполнению упражнений;
- Дети проявляют положительные эмоции при физической активности.
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для обеспечения их полноценного психофизического здоровья.
Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период, уточнить представления об основных свойствах снега;
Развивающие: упражнять в подборе эпитетов к словам, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; активизировать употребление в речи существительных в родительном падеже; закрепить изолированное произношение звуков: «с», «з», «ш»; упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями; развивать координацию движений с речью, упражнять в восприятии рифмованного текста, воспитывать «чувство языка»; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; развивать воображение, мышление.
Воспитательные: учить участвовать в диалоге, соблюдая основные нормы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, вызвать желание помочь в трудной ситуации, воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование:
- для воспитателя: презентация, ноутбук, экран, проектор, звукозапись «Вьюга», снежинки, снежинка на палочке, контурн. картинки из белой бумаги;
- для каждого ребёнка: шишка, снежинка, ватная палочка; дорожки для массажа стоп с нашитыми пуговицами.
Предварительная работа: заучивание текста физминутки; рассматривание картинок с изображением зимы.
Словарная работа:
Обогащение: «вьюга», «метель», «пурга», «ледяной».
Активизация: «холодный-холодная», «снежная», «морозная», «снегопад».
Закрепление: «пушистый-пушистые», «легкий», «прозрачные».
Индивидуальная работа:
активизировать малоактивных детей.
Ход НОД:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прячется под елочкой? Вы видите? Это Медвежонок! Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать?
Дети: Спать!
Воспитатель: Почему же он здесь? Почему не спит в своей берлоге? Ребята, давайте поздороваемся с Медвежонком.
(Дети здороваются с Медвежонком.)
Медвежонок: Здравствуйте, мои друзья! Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но я не хочу спать, потому что я захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и решил отправиться в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к вам в детский сад. Ребята, я очень хочу узнать у вас, что такое зима и почему все-таки я должен зимой спать.
Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? А ты, Медвежонок, слушай внимательно и запоминай.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем по волшебной «дорожке» к нашему волшебному экрану. Медвежонок, и тебя мы приглашаем пройти вместе с нами.
(Дети с воспитателем и Медвежонком идут по «дорожке» (дорожка для массажа стоп с нашитыми пуговицами) к ковру и останавливаются напротив экрана.)
Воспитатель: Какое время года вы видите на экране? Почему вы решили, что это зима? Зима какая? (Морозная, снежная, холодная)
Медвежонок: А что такое снег?
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Руки быстро замерзают.
Самомассаж кистей рук при помощи шишек и перышек
Давайте согреем свои пальчики дыханием. | Дуем – произносим Х-Х-Х. |
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их. | Самомассаж кистей рук. |
Шишки в руки мы возьмём Наши ручки разотрём Медвежонок – Мишка, Тоже бери шишку! | Массаж кистей рук при помощи шишек. |
В руки перышки возьмём И тихонько проведём. | Выполняем массаж, чередуя шишки и пёрышки. |
Воспитатель: Ребята, а Медвежонок вам покажет свой способ, как согреть пальчики.
Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (Белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый.)
Дыхательная гимнастика и речевая зарядка
Воспитатель: Снег из чего состоит? Из снежинок. Снежинки (какие?) – (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок Тихо падает снежок. | Улеглись снежинки, Белые пушинки. (Бумажные снежинки медленно падают на поднос.) |
Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад.) Вот какой сугроб получился!
Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. | Кружатся снежинки, Белые пушинки. |
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Дети под слова, произносимые воспитателем, сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги (1 - резкий вдох носом; 2 - медленный выдох, губы трубочкой).
Как подул Дед Мороз - В воздухе морозном | Полетели, закружились Ледяные звезды. |
Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга, пурга.) Давайте расскажем Медвежонку, как воет вьюга.
Проговаривает вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой, | |
Вьюга ковыляет Бабою Ягой. | |
Воет вьюга: «3-з-з-з-з-з». | С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд. |
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». | Тихо, высоким голосом. |
Тяжело стонут Дубы: М м-м-м-м м. | Громко, низким голосом. |
Стонут березы: М-м-м-м-м-м. | Тихо, высоким голосом. |
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш». | |
Стихает вьюги: С-с-с-с-с-с. | Руки плавно опускать вниз. |
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.
Звучит звукозапись «Вьюга»
Воспитатель (во время звучания звукозаписи): В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном. На деревьях нет листьев. Вьюга поет свою заунывную песню…
(Дети открывают глаза.)
Медвежонок: Мне очень понравилась песенка вьюги.
Сравнение двух снеговиков
Воспитатель:. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Воспитатель: - Давайте посмотрим внимательно на них и подумаем: они одинаковые? Чем они отличаются? Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий. (Дети находят отличия, называют их: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок.)
Воспитатель: Ребята, а что еще можно делать зимой?
Дети: Кататься на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строить крепости, горки, лепить снежки. Играть в хоккей.
Воспитатель: Ребята давайте покажем Медвежонку наши зимние забавы.
Пластический этюд «Зимние забавы»
Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.
Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Воспитатель: Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
А как вы думаете можно зимой есть сосульки? Давайте расскажем Медвежонку, что случиться если съесть сосульку.
Физминутка «Я вчера сосульки ела»
Я вчера сосульки ела, | Руки вверх, попеременные движения ладонями ко рту. |
А сегодня заболела, | Присесть, ладони ко лбу. |
И с утра лежу одна | |
На кровати у окна, | Встать, наклон вправо, руки под голову. |
Я болею, я чихаю, | Наклон вперёд, тряхнуть головой. |
Я в игрушки не играю, | Встать, руки на пояс. |
К ним совсем не подхожу, | Покачать головой в стороны. |
Вдруг их гриппом заражу? | Присесть, ладони к щекам. |
Собираем картину
Наборное полотно - фланелеграф с изображением леса без признаков времен года. Белый заяц на серой земле.
Воспитатель: Слышите, кто-то плачет? Если отгадаете загадку, то узнаете, кто это.
Вырубки любит, полянки, опушки… Клинышком хвостик и длинные ушки. Летняя лежка - под кустиком в ямке. Гнезда из трав себе делают самки, Если должны малыши появиться. Рыси и волки, орлы и лисицы | Очень опасны для этого рода. Прытью его наградила природа. Ест одуванчик, цикорий, люцерну… А вот зимою питается скверно: Ветошью трав, семенами, корою… Туго приходится вьюжной порою. |
Дети: Заяц!
Воспитатель: Конечно же, это заяц! Ребята, посмотрите внимательно на фланелеграф. Что-то на этой картинке не в порядке.
Дети: Зайцу негде спрятаться. Нужно полянку сделать зимней (и т.д.).
Воспитатель: Что для этого необходимо сделать?
Дети: Снег, сугробы.
(Наборное полотно украшаем снежинками. Получилась зимняя картина.)
Какая зимняя картина получилась! Да, теперь заяц в безопасности, ему теперь не так страшны хищники.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»
Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).
Медвежонок: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе!
Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в круг, давайте с вами немного разомнемся. И ты, Медвежонок, присоединяйся к нам!
Физминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом Зимним лесом, полем, лугом, | Идут обычным шагом друг за другом. |
Мы походим на носках, | Идут на носках. |
А потом на пятках. | Идут на пятках. |
Весело попрыгаем Как в лесу зайчатки. | Прыгают как зайчики . |
Прыг, скок, прыг, скок, Сели зайки под кусток. | Присаживаются на корточки. |
Спряжение существительных в родительном падеже
Воспитатель: - Ребята, а кого еще, кроме зайца, можно встретить в зимнем лесу?
(Дети называют и выкладывают на наборное полотно: В зимнем лесу можно встретить снегиря и т.д. медведя нельзя, он спит.)
Рассказ о зиме
Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли.
(На доске выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Большое спасибо! Сколько интересного я узнал у вас в гостях. Только я очень боюсь, что вдруг что-нибудь забуду по дороге в лес. Повторите для меня, пожалуйста, еще раз признаки зимы.
Игра «Назови зимнее слово»
Воспитатель: Медвежонок, давай лучше мы поиграем в игру «Назови зимнее слово» и посмотрим, все ли ты запомнил. К нам на полянку прилетели необычные снежинки. На них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
Трескучий – мороз;
Зимняя - дорога ветер, мороз;
Ледяные – горки, реки, озера, сосульки.
Снежный - ком, дом;
Холодное - утро, солнце, дыхание;
Морозный - день, воздух, узор, вечер, ветер;
Снежная - горка, дорога, улица, баба;
Колючий - снег, ветер, мороз.
Медвежонок: Спасибо вам! А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я их сколько налепил.
Воспитатель: Ребята, а разве можно их есть? Почему?
Дети: Можно заболеть.
(Медвежонок «расстроился».)
Воспитатель: Медвежонок, не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу! (Снежные комочки превращаются в сладкие)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового? Давайте еще раз напомним Медвежонку, почему он должен спать зимой.
(Ответы детей.)
Медвежонок: Спасибо вам, ребята. Это Даше, она хороший рассказ составила, это Даниле, он полными предложениями отвечал и т.д..
Дети: И тебе спасибо, Медвежонок, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё. До свидания!
(Медвежонок говорит детям «до свидания!» и уходит из группы.)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Молодцы!
Список использованных источников
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – C. 15-16
2. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-7 лет. Программа для дошкольных образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009.
3. Михаил Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей. Метафора, 2012.
Интернет-ресурсы:
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/24/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий, в 1 младшей группе «В гостях у ветерка».
Программное содержание:1. Знакомство с вентилятором и понятием «ветер».2. Развитие звукоподражаний.3. Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.4. Р...
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО ЗДОРОВЬЯ» Конспект ОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе
научить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни....
Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе. Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»
Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе.Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок»
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок» Программное содержание:Задачи:Образовательны...
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.
Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «В гостях у сказки «Репка»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31663788","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...