Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кранина Елена Валерьевна

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы: наглядные: методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способа действия; словесные: методы: создание проблемной ситуации, беседа, чтение художественной литературы, приёмы: вопросы к детям, объяснение, педагогическая оценка; игровые методы: введение игрового персонажа , дидактические игры («Найди отличия», «Собираем картину»); практические методы: упражнение в практических действиях, моделирование («Собираем картину»).

Технологии, используемые в ходе мероприятия: Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология, Здоровьесберегающая технология.

Рекомендации  по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для обеспечения их полноценного психофизического здоровья.

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_znaem_o_zime_nod.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

НОД

по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Проводит воспитатель:

Кранина Елена Валерьевна

г. Санкт-Петербург, гор. Петергоф

2016 год

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы: наглядные: методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способа действия; словесные: методы: создание проблемной ситуации, беседа, чтение художественной литературы, приёмы: вопросы к детям, объяснение, педагогическая оценка; игровые методы: введение игрового персонажа , дидактические игры («Найди отличия», «Собираем картину»); практические методы: упражнение в практических действиях, моделирование («Собираем картину»).

Технологии, используемые в ходе мероприятия: Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.

Здоровьесберегающая технология:

- Дорожка для массажа стоп с нашитыми пуговицами;

- Самомассаж кистей рук при помощи шишек и перышек;

- Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками (тактильные ощущения);

- Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками;

- Дыхательная гимнастика «Снежинки» (с использованием атрибутов);

- Речевая зарядка;

- Пластический этюд «Зимние забавы»;

- Физминутка «Я вчера сосульки ела»;

- Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»;

- Физминутка «Мы шагаем друг за другом».

Планируемые результаты:

- Дети проявляют интерес к участию совместных подвижно-дидактических, развивающих игр;

- Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы, принимают инструкцию по выполнению упражнений;

- Дети проявляют положительные эмоции при физической активности.

Рекомендации  по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для обеспечения их полноценного психофизического здоровья.

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период, уточнить представления об основных свойствах снега;

Развивающие: упражнять в подборе эпитетов к словам, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; активизировать употребление в речи существительных в родительном падеже; закрепить изолированное произношение звуков: «с», «з», «ш»; упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями; развивать координацию движений с речью, упражнять в восприятии рифмованного текста, воспитывать «чувство языка»; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; развивать воображение, мышление.

Воспитательные: учить участвовать в диалоге, соблюдая основные нормы взаимодействия  со сверстниками и взрослыми, вызвать желание помочь в трудной ситуации, воспитывать любовь к природе.

Материал и оборудование:

- для воспитателя: презентация, ноутбук, экран, проектор, звукозапись «Вьюга», снежинки, снежинка на палочке, контурн. картинки из белой бумаги;

- для каждого ребёнка: шишка, снежинка, ватная палочка; дорожки для массажа стоп с нашитыми пуговицами.

Предварительная работа: заучивание текста физминутки; рассматривание картинок с изображением зимы.

Словарная работа:

Обогащение: «вьюга», «метель», «пурга», «ледяной».

Активизация: «холодный-холодная», «снежная», «морозная», «снегопад».  

Закрепление: «пушистый-пушистые», «легкий», «прозрачные».

Индивидуальная работа:

активизировать малоактивных детей.

Ход НОД:

1. ВВОДНАЯ   ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прячется под елочкой? Вы видите? Это Медвежонок!  Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать?

Дети: Спать!

Воспитатель: Почему же он здесь? Почему не спит в своей берлоге? Ребята, давайте поздороваемся с Медвежонком.

(Дети здороваются с Медвежонком.)

Медвежонок: Здравствуйте, мои друзья! Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но я не хочу спать, потому что я захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и решил отправиться в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к вам в детский сад. Ребята, я очень хочу узнать у вас, что такое зима и почему все-таки я должен зимой спать.

Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? А ты, Медвежонок, слушай внимательно и запоминай.

2. ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем по волшебной «дорожке» к нашему волшебному экрану. Медвежонок, и тебя мы приглашаем пройти вместе с нами.

(Дети с воспитателем и Медвежонком идут по «дорожке» (дорожка для массажа стоп с нашитыми пуговицами) к ковру и останавливаются напротив экрана.)

Воспитатель: Какое время года вы видите на экране? Почему вы решили, что это зима?  Зима какая? (Морозная, снежная, холодная)

Медвежонок: А что такое снег?

Воспитатель:  - Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это?  Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Руки быстро замерзают.

Самомассаж кистей рук при помощи шишек и перышек

Давайте согреем свои пальчики дыханием.

Дуем – произносим Х-Х-Х.

Не согрелись наши пальчики.

Давайте разотрём их.

Самомассаж кистей рук.

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

Медвежонок – Мишка,

Тоже бери шишку!

Массаж кистей рук при помощи шишек.

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

Выполняем массаж, чередуя шишки и пёрышки.

Воспитатель: Ребята, а Медвежонок вам покажет свой способ, как согреть пальчики.

Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (Белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый.)

Дыхательная гимнастика и речевая зарядка

Воспитатель: Снег из чего состоит? Из снежинок. Снежинки (какие?) – (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

(Бумажные снежинки медленно падают на поднос.)

Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад.)        Вот какой сугроб получился!

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,  

Белые пушинки.

Дыхательная  гимнастика «Снежинки»

Цель:  учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Дети под слова, произносимые воспитателем, сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги (1 - резкий вдох носом; 2 - медленный выдох, губы трубочкой).

Как подул Дед Мороз -       

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга, пурга.) Давайте расскажем Медвежонку, как воет вьюга.

Проговаривает вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-з-з».

С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд.

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

Тихо, высоким голосом.

Тяжело стонут Дубы: М м-м-м-м м.

Громко, низким голосом.

Стонут березы: М-м-м-м-м-м.

Тихо, высоким  голосом.

Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюги: С-с-с-с-с-с.

Руки плавно опускать вниз.

  Воспитатель: Ребята присаживайтесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.

Звучит звукозапись «Вьюга»

Воспитатель (во время звучания звукозаписи): В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном. На деревьях нет листьев. Вьюга поет свою заунывную песню…

(Дети открывают глаза.)

Медвежонок: Мне очень понравилась песенка вьюги.

Сравнение двух снеговиков

Воспитатель:. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах

Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.

Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,

Он понять не может. Кто ему поможет.

Воспитатель: -  Давайте посмотрим внимательно на них и подумаем: они одинаковые? Чем они отличаются? Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий. (Дети находят отличия, называют их: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок.)

Воспитатель: Ребята, а что еще можно делать зимой?

Дети: Кататься на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строить крепости, горки, лепить снежки. Играть в хоккей.

Воспитатель: Ребята давайте покажем Медвежонку наши зимние забавы.

Пластический этюд «Зимние забавы»

Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.

Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Воспитатель: Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)

А как вы думаете можно зимой есть сосульки? Давайте расскажем Медвежонку, что случиться если съесть сосульку.

Физминутка «Я вчера сосульки ела»

Я вчера сосульки ела,

Руки вверх, попеременные движения ладонями ко рту.

А сегодня заболела,

Присесть, ладони ко лбу.

И с утра лежу одна

На кровати у окна,

Встать, наклон вправо, руки под голову.

Я болею, я чихаю,

Наклон вперёд, тряхнуть головой.

Я в игрушки не играю,

Встать, руки на пояс.

К ним совсем не подхожу,

Покачать головой в стороны.

Вдруг их гриппом заражу?

Присесть, ладони к щекам.

Собираем картину

Наборное полотно - фланелеграф с изображением леса без признаков времен года. Белый заяц на серой земле.

Воспитатель: Слышите, кто-то плачет? Если отгадаете загадку, то узнаете, кто это.

Вырубки любит, полянки, опушки…

Клинышком хвостик и длинные ушки.

Летняя лежка - под кустиком в ямке.

Гнезда из трав себе делают самки,

Если должны малыши появиться.

Рыси и волки, орлы и лисицы

Очень опасны для этого рода.

Прытью его наградила природа.

Ест одуванчик, цикорий, люцерну…

А вот зимою питается скверно:

Ветошью трав, семенами, корою…

Туго приходится вьюжной порою.

Дети: Заяц!

Воспитатель: Конечно же, это заяц! Ребята, посмотрите внимательно на фланелеграф. Что-то на этой картинке не в порядке.

Дети: Зайцу негде спрятаться. Нужно полянку сделать зимней (и т.д.).

Воспитатель: Что для этого необходимо сделать?

Дети: Снег, сугробы.

(Наборное полотно украшаем снежинками. Получилась зимняя картина.)

Какая зимняя картина получилась! Да, теперь заяц в безопасности, ему теперь не так страшны хищники.

Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»

 Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).

 Медвежонок: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе!

Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в круг, давайте с вами немного разомнемся. И ты, Медвежонок, присоединяйся к нам!

Физминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом

Зимним лесом, полем, лугом,

Идут обычным шагом друг за другом.

Мы походим на носках,

Идут на носках.

А потом на пятках.

Идут на пятках.

Весело попрыгаем

Как в лесу зайчатки.

Прыгают как зайчики .

Прыг, скок, прыг, скок,

Сели зайки под кусток.

Присаживаются на корточки.

Спряжение существительных в родительном падеже

Воспитатель: - Ребята, а кого еще, кроме зайца, можно встретить в зимнем лесу?

(Дети называют и выкладывают на наборное полотно:  В зимнем лесу можно встретить снегиря и т.д. медведя нельзя, он спит.)

Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли.

(На доске выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ.

Медвежонок:  Да, теперь, я знаю, какая зима. Большое спасибо! Сколько интересного я узнал у вас в гостях. Только я очень боюсь, что вдруг что-нибудь забуду по дороге в лес. Повторите для меня, пожалуйста, еще раз признаки зимы.

Игра «Назови зимнее слово»

Воспитатель: Медвежонок, давай лучше мы поиграем в игру «Назови зимнее слово» и посмотрим, все ли ты запомнил. К нам на полянку прилетели необычные снежинки. На них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

Трескучий – мороз;

Зимняя -  дорога ветер, мороз;

Ледяные – горки, реки, озера, сосульки.

Снежный - ком, дом;

Холодное - утро, солнце, дыхание;

Морозный - день, воздух, узор, вечер, ветер;

Снежная - горка, дорога, улица, баба;

Колючий - снег, ветер, мороз.

Медвежонок: Спасибо вам! А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я их сколько налепил.

Воспитатель: Ребята, а разве можно их есть? Почему?

Дети: Можно заболеть.

(Медвежонок «расстроился».)

Воспитатель: Медвежонок, не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже сосны, ели!

Всё, что есть в моём лесу,

Я засыплю, занесу!          (Снежные комочки превращаются в сладкие)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового? Давайте еще раз напомним Медвежонку, почему он должен спать зимой.

(Ответы детей.)

Медвежонок: Спасибо вам, ребята. Это Даше, она хороший рассказ составила, это Даниле, он полными предложениями отвечал и т.д..

Дети:  И тебе спасибо, Медвежонок, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё. До свидания!

(Медвежонок говорит детям «до свидания!» и уходит из группы.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Молодцы!

Список использованных источников

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – C. 15-16

2. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-7 лет. Программа для дошкольных образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009.

3. Михаил Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей. Метафора, 2012.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/10/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-dykhatelnaya-gimnastika

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/24/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий, в 1 младшей группе «В гостях у ветерка».

Программное содержание:1. Знакомство с вентилятором и понятием «ветер».2. Развитие звукоподражаний.3. Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.4. Р...

Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе. Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»

Открытое занятие  по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе.Тема: по произведению К.И.Чуковского «Путаница»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок»

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок» Программное содержание:Задачи:Образовательны...

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни....