Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разучивание стихотворения по мнемотаблице | 392.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 86
Конспект занятия
с использованием
инновационных технологий
Составитель:
учитель-логопед
Еремина Ольга Николаевна
Тема: «Осеннее приключение»
Цель:
Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.
Задачи:
- учить находить художественный образ к художественному слову;
- расширять активный и пассивный словарь;
- развивать слухоречевую память;
- развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;
- развивать фразовую речь;
- развивать воображение детей через изображение предмета;
- воспитывать любовь к поэзии;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование:
Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, тазик с водой, красная пальчиковая краска, влажные салфетки, ватные палочки, веточка чахлой рябины, дорожки для босохождения, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит. (пытаются открыть сундучок– не получается). Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.
2. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»
Содержание письма (письмо состоит из 7 маленьких листочков):
Чтобы открыть чудесный ларчик, прочитайте с детьми это стихотворение:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
(после прочтения, педагог роняет листочки)
- Что же делать?
Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке.
Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался, предлагаю его зарисовать (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).
Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения и мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.
СКУЧНАЯ КАРТИНА
- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!
- Мы можем нарисовать картину!
(В первом квадратике рисуем картину)
картина | |||
Эмоциональная гимнастика
- Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…» , как можно изобразить нашей мимикой это слово. Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление)
Давайте проговорим еще раз эту строчку:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
Педагог продолжает: ТУЧИ БЕЗ КОНЦА
- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?
- Тучи! (Рисуем тучи)
картина | тучи | ||
Дыхательная гимнастика
-У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.
Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
Педагог продолжает: ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
- Что нарисуем?
-Дождик, лужи, крыльцо.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | |
Упражнение для развития мелкой моторики рук
Наверно, каждый из вас гулял под дождем! Я предлагаю сейчас каждому из вас сделать свой дождик. (Дети подходят к тазику с водой, окунают пальчики и брызгают – имитация дождика)
Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
Педагог продолжает: ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
- Что нарисуем?
- Рябину и окно!
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Нетрадиционная техника рисования
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.
-Повторим с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
Педагог продолжает: СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
-Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня) Что нарисуем на эти строки?
- Глаз, домики, серое пятно.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно |
Гимнастика для глаз
Слово СМОТРЕТЬ мы зашифровали, нарисовав глаз. Давайте сделаем упражнение для наших глазок.
- Повторяем наше стихотворение:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
Педагог продолжает: ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?
- Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно | Деревья, следы (или ноги) |
Физкультминутка с применением дорожек для босохождения
Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.
Сначала мы будем идти быстрым шагом, а потом медленным.
- Повторяем наше стихотворение:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?
Педагог продолжает: ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
- А сейчас, я хочу вам сама подсказать, что можно нарисовать в последнем квадрате. Подойдите ко мне поближе. Давайте сядем на колени в круг и прижмемся друг к другу. Я хочу укрыть вас теплым пледом, под которым я люблю согреваться в холодные осенние деньки. А чтобы нам под пледом не было темно, я включу фонарик!
-Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки
ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
- Нарисуем сердце, свечу (солнце) и плед.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно | Деревья, следы | сердце, свечу (солнце) и плед | ______________ |
Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем стихотворение.
Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице.
Педагог открывает сундучок, где находятся памятные сувенирчики для ребят.
- Ребята, наше приключение подошло к концу, я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста
Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Закрепление знаний по развитию речи и обучению грамоте....
Конспект физкультурного занятия по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование основных движений в игровой форме.Программные задачи:- Развивать психофизические качества ( ловкость, равновесие, скоростно-силовые качества).- Формировать привычку сохранять правил...
Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это инте...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА» Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА»Конспект НОД по речевому развитиюс использованием интерактивных технологийдля детей старшего дошкольного возраста....