Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Еремина Ольга Николаевна

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 86

Конспект занятия

с использованием

инновационных технологий

Составитель:

учитель-логопед

Еремина Ольга Николаевна

Тема: «Осеннее приключение»

Цель: 

Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.

Задачи:

- учить находить художественный образ к художественному слову;

 - расширять активный и пассивный словарь;

- развивать слухоречевую память;

- развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение,    зрительное и слуховое восприятие;

-  развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;

- развивать фразовую речь;

- развивать воображение детей через изображение предмета;

- воспитывать любовь к поэзии;

- воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам.            

Оборудование:

Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, тазик с водой, красная пальчиковая краска, влажные салфетки, ватные палочки, веточка чахлой рябины, дорожки для босохождения, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит. (пытаются открыть сундучок– не получается). Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.

2. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»

Содержание письма (письмо состоит из 7 маленьких листочков):

Чтобы открыть чудесный ларчик, прочитайте с детьми это стихотворение:

Скучная картина! 
Тучи без конца, 
Дождик так и льется, 
Лужи у крыльца... 
Чахлая рябина 
Мокнет под окном, 
Смотрит деревушка 
Сереньким пятном. 
Что ты рано в гости, 
Осень, к нам пришла? 
Еще просит сердце 
Света и тепла!....

(после прочтения, педагог роняет листочки)

- Что же делать?

Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке.

Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался,  предлагаю его зарисовать (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).

Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения и  мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.

 СКУЧНАЯ КАРТИНА

- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!

- Мы можем нарисовать картину!

(В первом квадратике рисуем картину)

картина

Эмоциональная гимнастика

- Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…» , как можно изобразить нашей мимикой это слово.  Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление)

Давайте проговорим еще раз эту строчку:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

Педагог продолжает: ТУЧИ БЕЗ КОНЦА

- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?

- Тучи! (Рисуем тучи)

картина

тучи

Дыхательная гимнастика

-У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.

Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

Педагог продолжает: ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

                                       ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

- Что нарисуем?

-Дождик, лужи, крыльцо.

картина

тучи

Лужи, крыльцо, дождик

Упражнение для развития мелкой моторики рук

Наверно, каждый из вас гулял под дождем! Я предлагаю сейчас каждому из вас сделать свой дождик. (Дети подходят к тазику с водой, окунают пальчики и брызгают – имитация дождика)

Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

Педагог продолжает:  ЧАХЛАЯ РЯБИНА

                                       МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

- Что нарисуем?

- Рябину и окно!

картина

тучи

Лужи, крыльцо, дождик

Рябина, окно

Нетрадиционная техника рисования

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.

-Повторим с самого начала:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

Педагог продолжает:  СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

                                       СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

-Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня) Что нарисуем на эти строки?

- Глаз,  домики, серое пятно.

картина

тучи

Лужи, крыльцо, дождик

Рябина, окно

Глаз, домики, серое пятно

Гимнастика для глаз

Слово СМОТРЕТЬ мы зашифровали, нарисовав глаз. Давайте сделаем упражнение для наших глазок.

- Повторяем наше стихотворение:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

Педагог продолжает:  ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

                                       ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

- Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.

картина

тучи

Лужи, крыльцо, дождик

Рябина, окно

Глаз, домики, серое пятно

Деревья, следы (или ноги)

 Физкультминутка с применением дорожек для босохождения

Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.

Сначала мы будем идти быстрым шагом, а потом медленным.

- Повторяем наше стихотворение:

СКУЧНАЯ КАРТИНА!

ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,

ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,

ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…

ЧАХЛАЯ РЯБИНА

 МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,

СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА

СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.

ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,

 ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?

Педагог продолжает:  ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ

                                       СВЕТА И ТЕПЛА!...

- А сейчас, я хочу вам сама подсказать, что можно нарисовать в последнем квадрате. Подойдите ко мне поближе. Давайте сядем на колени в круг и прижмемся друг к другу. Я хочу укрыть вас теплым пледом, под которым я люблю согреваться в холодные осенние деньки. А чтобы нам под пледом не было темно, я включу фонарик!

-Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки

 ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ

 СВЕТА И ТЕПЛА!...

- Нарисуем сердце, свечу (солнце)  и плед.

картина

тучи

Лужи, крыльцо, дождик

Рябина, окно

Глаз, домики, серое пятно

Деревья, следы

сердце, свечу (солнце)  и плед

______________

Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем  стихотворение.

Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице.

Педагог открывает сундучок, где находятся памятные сувенирчики для ребят.

- Ребята, наше приключение подошло к концу, я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект физкультурного занятия по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование основных движений в игровой форме.Программные задачи:- Развивать психофизические качества ( ловкость, равновесие, скоростно-силовые качества).- Формировать привычку сохранять правил...

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА» Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА»Конспект НОД по речевому развитиюс использованием интерактивных технологийдля детей старшего дошкольного возраста....