Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Лосевич Светлана Григорьевна

Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова

"Сказка о царе Салтане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова

"Сказка о царе Салтане"

Цель: знакомство детей с живописью, с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», развитие монологической речи, логического мышления, фантазии детей, образного восприятия музыки.

Задачи:

  • формировать у детей умение описывать собирательный образ героини, представленный в музыке, живописи и литературе;
  • активизировать применение дошкольниками сравнений, эпитетов и других средств выразительности языка при описании образа Царевны-Лебеди и пейзажа;
  • развивать воображение дошкольников с помощью приема вхождения в картину, умение чувствовать характер музыки;
  • вызывать интерес у детей к сказочной живописи, получить эмоциональный отклик на картину и музыкальные фрагменты из оперы.

Ход занятия:

Восп. – Ребята, я сейчас прочитаю стихи, а вы вспомните о ком они и из какого произведения.

Бьется лебедь средь зыбей,

                                        Коршун носится над ней;

                                        Та бедняжка так и плещет,

                                        Воду вкруг мутит и хлещет…

                                        Тот уж когти распустил,

                                        Клев кровавый навострил…

(Ответы детей)

Восп. – Правильно, это из произведения «Сказка о царе Салтане», которую написал А. С. Пушкин.

Муз. р. – По этой сказке композитор Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Можете, вы мне скажите, чем занимается композитор?

(Ответы детей)

Муз. р. – Правильно, это человек, который пишет музыку. Н. А. Римский-Корсаков родился почти 200 лет назад в русском  северном городе Тихвине. Совсем маленьким он хорошо запоминал все песенки, которые пела ему мама. Отлично играл на игрушечном барабане и пробовал сочинять музыку. Но композитором стал не сразу. Сначала Римский-Корсаков освоил профессию моряка. В молодости 3 года был в плавании на клипере «Алмаз» в звании гардемарина. Море он полюбил страстно. Но любовь к музыке победила, и Римский-Корсаков становится композитором. Н. А. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Он написал «Снегурочка», «Кащей бессмертный» и «Сказку о царе Салтане». Как вы думаете, что такое опера?

(Ответы детей)

Муз. р.- Опера – это такой жанр музыкального искусства, который включает в себя и пение, и танцы, игру актеров. Все это сопровождается игрой симфонического оркестра, а также оформляется красивыми декорациями.

Сегодня мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкина и оперой Н. А. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Музыка яркая, сказочная, образная.

Восп. Итак, начинается сказка…

Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая хвалится задать невиданный пир, если бы царь взял ее замуж, Средняя – наткать полотна на весь мир. А младшая пообещала родить для батюшки царя сына-богатыря. Все это слышал притаившийся за окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет свое решение – всем  троим жить во дворце. Старшей сестре быть поварихой, средней ткачихой, а младшей – царевой женой. И вот сестры, да баба Бабариха стали думать, как расстроить счастье младшей сестры.

        Царь уехал на войну, а молодой царицы Милитрисы родился сын. И тревожит царицу, что так долго нет весточки от царя. Но вот появляется гонец. Заговорщики ловко подменили грамоту царя. И вот подданные читают приказ: «И царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод». Бочку  с Милитрисой и царевичем пускают  в море. Послушайте отрывок из оперы, рисующий картину моря, которая передает содержание стихотворения Пушкина:

Ребенок:                В синем небе звезды блещут,

                        В синем море волны хлещут;

                        Туча по небу плывет.

                        Словно горькая вдовица.

                        Плачет, бьется в ней царица;

                        И растет ребенок там

                        Не по дням, а по часам.

Фрагмент – оркестровое вступление ко 2 акту (слушание)

Муз. р.- Понравилась ли вам музыка?

(ответы детей)

Муз. р. – Какой характер у музыки? Как ее можно описать?

(ответы детей)

Муз. р. – Музыка полна трагизма, звучит грозно, тревожно, напряженно, слышны слезки царевны Милитрисы, а временами мы слышим оживленные реплики царевича.

Музыка красивая, выразительная, тревожная, беспокойная. У Римского-Корсакова, который сам был когда-то моряком, наиболее красочно звучит тема моря.

Восп. – Ребята, а вы любите море? Давайте, поиграем в нашу любимую игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется»

Дети садятся на стульчики.

Восп. - Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.

Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Царевич растет не по дням, а по часам. Сделав из дуба лук, он отправляется на поиски дичи. Внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царевича Лебедь птица заговорила человеческим языком. Она пообещала отплатить добром за добро, потом исчезла.

Отрывок из оперы – «Ария царевны Лебедь»

Муз. р.- Как изменился характер музыки?

(ответы детей)

Муз. р.- музыка плавная, нежная, светлая, напевная, высокая, медленная, величественная, волшебная. Вы впервые слышите чудесный женский классический оперный голос, который называется сопрано.

Восп. Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.

Печальный Гвидон сидит у моря. Прекрасная царевна не идет у него из памяти. Он просит Лебедь птицу помочь ему. И вдруг она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он мечтал. Послушайте пушкинские строки:

Ребенок:                За морем царевна есть,

                        Что не можно глаз отвесть:

                        Днем свет Божий затмевает,

                        Ночью землю освещает.

                        Месяц под косой блестит,

                        А во лбу звезда горит.

                        А сама-то величава,

                        Выступает словно пава:

                        А как речь-то говорит,

                        Словно реченька журчит.

Прослушивание отрывка «Царевна-Лебедь»

Муз. р.- Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица. Поэтому музыка какая по характеру?

(ответы детей)

Муз. р.- Лебедь – это удивительно красивая , грациозная птица и музыка ее тоже грациозная, сказочная, изящная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится более ласковой и теплой. В ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася». И такое превращение из птицы в девушку мы увидим в картине М. Врубеля «Царевна-лебедь».

Восп. – Художник Михаил Александрович Врубель тоже был восхищен сказкой Александра Сергеевича Пушкина и создал удивительный прекрасный образ Царевны-Лебедь. Вот мы сейчас и полюбуемся им.

Дети рассматривают картину.

Восп. – Расскажите о вашем впечатлении, удивила ли вас царевна? Какое чувство вызывает героиня?

(ответы детей)

Восп. – Почему? А ее настроение вы почувствовали? Как это смог передать художник?

(ответы детей)

Правильно, с помощью цвета, назовите эти краски. (Голубовато-зеленоватые, серебристо-перламутровые, серые, розовато-лиловые.)

Это теплые или холодные тона? (холодные) Яркие или мягкие? (Мягкие, нежные, приглушенные) Сочетание цветов создает ощущение таинственности, нереальности, фантастичности и тревожности. А что еще создает ощущение сказочности? Посмотрите внимательно, как нарисована царевна?

(ответы детей)

Перед нами происходит превращение лебедя в прекрасную девушку. У нее уже почти человеческий образ – голова, плечи, рука, а все остальное - еще оперение птицы. Вот-вот крылья превратятся в руку, туловище, ноги. А вы заметили, в какой позе она стоит? Почти спиной к нам, но вот она что-то услышала и испуганно повернула голову: огромные глаза широко открыты и глядят с тревогой вопросительно на нас.

Необычайно красив кокошник царевны – он весь украшен драгоценными каменьями; блестят-переливаются кольца на руках; драгоценности на серебряной кайме вуали, покрывающей плечи царевны. А что изображено вокруг героини?

Беспредельный океан, слева вверху на высоком берегу чуть просматривается с пылающими на окнах отсветами заката. Выраженная линия  горизонта и вертикально-прямоугольный формат полотна с изображением Царевны-Лебедь на первом плане придает образу величавость, торжественность, значимость. А. С. Пушкин пишет:

Ребенок:                        Тут она, взмахнув крылами,

                                Полетела над волнами

                                И на берег с высоты

                                Опустилася в кусты,

                                Встрепенулась, отряхнулась

                                И царевной обернулась:

                                Месяц под косой блестит,

                                А во лбу звезда горит,

                                                …

                                Молвить можно справедливо.

                                Это диво, так уж диво.

С помощью рисунка, колорита, построения изображения Михаил Александрович Врубель создал фантастический, волшебный, сказочный, таинственный и прекрасный образ, который будет доставлять многим поколениям людей радость и наслаждение.

Ребята, а вы знаете, чем закончилась сказка?

(ответы детей)

Царица Милитриса благословляет молодых. В радостном волнении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия жителей царь со свитой ступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, выходят из моря тридцать три богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена – царица Милитриса. Царь со слезами обнимает царицу и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир. Так закончилась сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.

РАССКАЗ-БЕСЕДА  о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Беседа по картине

Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...