Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова
"Сказка о царе Салтане"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по картине М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
с использованием музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова
"Сказка о царе Салтане"
Цель: знакомство детей с живописью, с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», развитие монологической речи, логического мышления, фантазии детей, образного восприятия музыки.
Задачи:
- формировать у детей умение описывать собирательный образ героини, представленный в музыке, живописи и литературе;
- активизировать применение дошкольниками сравнений, эпитетов и других средств выразительности языка при описании образа Царевны-Лебеди и пейзажа;
- развивать воображение дошкольников с помощью приема вхождения в картину, умение чувствовать характер музыки;
- вызывать интерес у детей к сказочной живописи, получить эмоциональный отклик на картину и музыкальные фрагменты из оперы.
Ход занятия:
Восп. – Ребята, я сейчас прочитаю стихи, а вы вспомните о ком они и из какого произведения.
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
(Ответы детей)
Восп. – Правильно, это из произведения «Сказка о царе Салтане», которую написал А. С. Пушкин.
Муз. р. – По этой сказке композитор Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Можете, вы мне скажите, чем занимается композитор?
(Ответы детей)
Муз. р. – Правильно, это человек, который пишет музыку. Н. А. Римский-Корсаков родился почти 200 лет назад в русском северном городе Тихвине. Совсем маленьким он хорошо запоминал все песенки, которые пела ему мама. Отлично играл на игрушечном барабане и пробовал сочинять музыку. Но композитором стал не сразу. Сначала Римский-Корсаков освоил профессию моряка. В молодости 3 года был в плавании на клипере «Алмаз» в звании гардемарина. Море он полюбил страстно. Но любовь к музыке победила, и Римский-Корсаков становится композитором. Н. А. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Он написал «Снегурочка», «Кащей бессмертный» и «Сказку о царе Салтане». Как вы думаете, что такое опера?
(Ответы детей)
Муз. р.- Опера – это такой жанр музыкального искусства, который включает в себя и пение, и танцы, игру актеров. Все это сопровождается игрой симфонического оркестра, а также оформляется красивыми декорациями.
Сегодня мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкина и оперой Н. А. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Музыка яркая, сказочная, образная.
Восп. Итак, начинается сказка…
Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая хвалится задать невиданный пир, если бы царь взял ее замуж, Средняя – наткать полотна на весь мир. А младшая пообещала родить для батюшки царя сына-богатыря. Все это слышал притаившийся за окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет свое решение – всем троим жить во дворце. Старшей сестре быть поварихой, средней ткачихой, а младшей – царевой женой. И вот сестры, да баба Бабариха стали думать, как расстроить счастье младшей сестры.
Царь уехал на войну, а молодой царицы Милитрисы родился сын. И тревожит царицу, что так долго нет весточки от царя. Но вот появляется гонец. Заговорщики ловко подменили грамоту царя. И вот подданные читают приказ: «И царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод». Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море. Послушайте отрывок из оперы, рисующий картину моря, которая передает содержание стихотворения Пушкина:
Ребенок: В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу плывет.
Словно горькая вдовица.
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Фрагмент – оркестровое вступление ко 2 акту (слушание)
Муз. р.- Понравилась ли вам музыка?
(ответы детей)
Муз. р. – Какой характер у музыки? Как ее можно описать?
(ответы детей)
Муз. р. – Музыка полна трагизма, звучит грозно, тревожно, напряженно, слышны слезки царевны Милитрисы, а временами мы слышим оживленные реплики царевича.
Музыка красивая, выразительная, тревожная, беспокойная. У Римского-Корсакова, который сам был когда-то моряком, наиболее красочно звучит тема моря.
Восп. – Ребята, а вы любите море? Давайте, поиграем в нашу любимую игру «Море волнуется».
Игра «Море волнуется»
Дети садятся на стульчики.
Восп. - Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.
Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Царевич растет не по дням, а по часам. Сделав из дуба лук, он отправляется на поиски дичи. Внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царевича Лебедь птица заговорила человеческим языком. Она пообещала отплатить добром за добро, потом исчезла.
Отрывок из оперы – «Ария царевны Лебедь»
Муз. р.- Как изменился характер музыки?
(ответы детей)
Муз. р.- музыка плавная, нежная, светлая, напевная, высокая, медленная, величественная, волшебная. Вы впервые слышите чудесный женский классический оперный голос, который называется сопрано.
Восп. Продолжаем знакомство с сюжетом сказки.
Печальный Гвидон сидит у моря. Прекрасная царевна не идет у него из памяти. Он просит Лебедь птицу помочь ему. И вдруг она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он мечтал. Послушайте пушкинские строки:
Ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает словно пава:
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Прослушивание отрывка «Царевна-Лебедь»
Муз. р.- Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица. Поэтому музыка какая по характеру?
(ответы детей)
Муз. р.- Лебедь – это удивительно красивая , грациозная птица и музыка ее тоже грациозная, сказочная, изящная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится более ласковой и теплой. В ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася». И такое превращение из птицы в девушку мы увидим в картине М. Врубеля «Царевна-лебедь».
Восп. – Художник Михаил Александрович Врубель тоже был восхищен сказкой Александра Сергеевича Пушкина и создал удивительный прекрасный образ Царевны-Лебедь. Вот мы сейчас и полюбуемся им.
Дети рассматривают картину.
Восп. – Расскажите о вашем впечатлении, удивила ли вас царевна? Какое чувство вызывает героиня?
(ответы детей)
Восп. – Почему? А ее настроение вы почувствовали? Как это смог передать художник?
(ответы детей)
Правильно, с помощью цвета, назовите эти краски. (Голубовато-зеленоватые, серебристо-перламутровые, серые, розовато-лиловые.)
Это теплые или холодные тона? (холодные) Яркие или мягкие? (Мягкие, нежные, приглушенные) Сочетание цветов создает ощущение таинственности, нереальности, фантастичности и тревожности. А что еще создает ощущение сказочности? Посмотрите внимательно, как нарисована царевна?
(ответы детей)
Перед нами происходит превращение лебедя в прекрасную девушку. У нее уже почти человеческий образ – голова, плечи, рука, а все остальное - еще оперение птицы. Вот-вот крылья превратятся в руку, туловище, ноги. А вы заметили, в какой позе она стоит? Почти спиной к нам, но вот она что-то услышала и испуганно повернула голову: огромные глаза широко открыты и глядят с тревогой вопросительно на нас.
Необычайно красив кокошник царевны – он весь украшен драгоценными каменьями; блестят-переливаются кольца на руках; драгоценности на серебряной кайме вуали, покрывающей плечи царевны. А что изображено вокруг героини?
Беспредельный океан, слева вверху на высоком берегу чуть просматривается с пылающими на окнах отсветами заката. Выраженная линия горизонта и вертикально-прямоугольный формат полотна с изображением Царевны-Лебедь на первом плане придает образу величавость, торжественность, значимость. А. С. Пушкин пишет:
Ребенок: Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
…
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво.
С помощью рисунка, колорита, построения изображения Михаил Александрович Врубель создал фантастический, волшебный, сказочный, таинственный и прекрасный образ, который будет доставлять многим поколениям людей радость и наслаждение.
Ребята, а вы знаете, чем закончилась сказка?
(ответы детей)
Царица Милитриса благословляет молодых. В радостном волнении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия жителей царь со свитой ступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, выходят из моря тридцать три богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена – царица Милитриса. Царь со слезами обнимает царицу и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир. Так закончилась сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.
РАССКАЗ-БЕСЕДА о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...
Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана
Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"
В данном конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЕЙ». БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».
Программное содержание....
Конспект занятия "Беседа по картине Левитан "Золотая осень""
Беседа по картине....
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Беседа по картине
Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...