Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы «Золотая осень»
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)
Педагогическая идея: «Развитие коммуникативных навыков по средствам опытно – экспериментальной деятельности у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_osen.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального мастерства «Педагог года – 2019»
Номинация: «Воспитатель года -2019»
«Авторская разработка»
Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы
«Золотая осень»
Педагогическая идея: «Развитие коммуникативных навыков посредствам опытно – экспериментальной деятельности у старших дошкольников»
Зубарева Марина Сергеевна
МАДОУ д/с №158 города Тюмени
Задачи:
- Познакомить детей с иллюстрацией живописи: И. Левитан «Золотая осень». Учить замечать приметы осени. -Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, явлений с применением различных средств.
-Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
-Воспитывать культуру речевого общения, быть доброжелательными и корректными собеседниками. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Примерный ход совместной деятельности
Ход образовательной деятельности | Результаты деятельности детей |
Гости разделены на 3 сектора: синий, красный, желтый. 12детей + 1 Хранитель времени (Взрослый)= 12 детей (По 4 человека в подгруппе) На полу в группе приклеены «круги –метки» для разделения на подгруппы Синего, красного, желтого. Ход: Дети заходят в группу, приветствуют гостей. В: Сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 команды, встаньте у того круга цвета который вам нравиться, а для того чтобы вы не путались вы оденете вот эти браслеты (раздать детям резинки по цвету круга). На экране появляется звонок Скайпа. В: Интересно кто это нам звонит?! На экране появляется Профессор Чудаков (ПЧ). ПЧ: Привет ребята! Мне очень интересно, умеете и вы задавать вопросы и находить на их ответы? Задайте как можно больше интересных вопросов, по картине которую я вам отправлю в письме, а доставит письмо вам Хранитель времени. О чем вопросы? Обо всем! Слушайте подсказки слова: Тень; Цвет; Звук. В группу заходит Хранитель времени (взрослый) в руках у него большой конверт. Здоровается и отдает конверт воспитателю. В: Интересно что же еще есть в нашем конверте?! хотите узнать. (Воспитатель продолжает доставать из конверта картину) Какая замечательная картина. Может кто - то из вас может назвать жанр картины? Ответы детей: Пейзаж В: Почему вырешили, что это пейзаж? Ответы детей В: Все верно. Написал ее великий художник Левитан Исаак Ильич и дал ей название «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину? Назовите какие цвета использовал художник в этой картине, какие вам нравятся больше всего? Ответы детей. В: Чья команда вспомнит самая первая, о чем нас просил ПЧ? Какие были слова подсказки? Посмотрите внимательно на картину, подумайте какой вопрос вы можете задать подсказкой - словом цвет. В: Где мы сейчас можем понаблюдать за цветом (красками) осени? Ответы детей: из окна. Тогда проходим к окну (Дети смотрят в окно в парк Льва Ровнина). В: Ребята сейчас вы можете задать вопрос о цвете осени. (Дети размышляют, задают вопросы друг другу). Придумали? (Инструкция) Вопросы вы будете задавать по сигналу Хранителя времени, когда он скажет: «Время пошло», вы начнете задавать вопросы и искать на них ответы. Когда «Хранитель времени» вам скажет Стоп! Время закончилось, а это значит на песочных часах закончилось время, мы снова собираемся около картины в своих секторах. Х.В.: «Время пошло»! (1 МИНУТА) 1. Команда синих задает вопрос команде красных, 2.Командакрасных отвечает на вопросы команды синих. 3.Команда желтых задает вопросы гостям желтого сектора. Х.В.: Стоп! Время закончилось Команда красных и зеленых в, вам понравились вопросы которые вам задали команды синих и желтых? Если да тогда покажите Лайк, если нет, то тогда Дизлайк. Мне понравился ход ваших мыслей и то как вы отвечали на вопросы, Как вы думайте где еще мы можем найти ответ на наш вопрос? Почему осенью цвет листьев желтый? В: Может мы проведем эксперимент? Дети: Да В: Тогда проходим в нашу Лабораторию№1 Опыт№1 На столе стоят 2 баночки (с жёлтым –ХОЛОДНАЯ ВОДА и зеленым цветом-ТЕПЛАЯ ВОДА),2 бумажные салфетки, глобус (с подсветкой) и настольная лампа (Она будет служить солнцем). Ответьте на вопрос, в какое время года у деревьев зеленый цвет листьев, а в какое время года цвет листьев жёлтый, красный, коричневый? Ответы детей: В СЕНТЯБРЕ ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ, В ОКТЯБРЕ НАЧИНАЮТ ОПАДАТЬ, В НОЯБРЕ ЛИСТЬЕВ НЕТ ПОЯВЛЯЕТС ПЕРВЫЙ СНЕГ. В: Летом солнце активнее и световой день длинней. (Светится лампа долго или глобус). В: Лист дерева вырабатывает вещество (пигмент) Хлорофилл благодаря чему он имеет зеленый цвет. Возьмем (Берем)салфетку и опустим край салфетки в стаканчик с теплой водой зеленого цвета. С чем у вас ассоциируется тепло? (Мы видим, как салфетка начинает окрашиваться в зеленый цвет). А осенью солнце менее активно и световой день короче (настольная лампа или глобус) светит по времени меньше в связи с этим пигментное вещество Хлорофилл перестает вырабатываться и листья приобретают жёлтый, красный или коричневый окрас. Возьмем вторую салфетку и опустим ее в стаканчик с холодной водой желтого цвета. С чем у вас ассоциируется холод? (Что мы видим? Как салфетка начинает окрашиваться в желтый цвет, но медленнее). В: Какой вывод мы можем сделать? объясните почему листья осенью изменяют цвет? В: Ребята мы не раз наблюдали как изменяется окрас листьев осенью, В какие осенние месяцы это бывает? Задайте вопросы партнеру по плечу. Ответы детей. В: Мне очень нравиться ваши размышления. В: возвращаемся в свои сектора для того чтобы, еще раз посмотреть на картину и узнать немного об ее истории. Левитан Исаак Ильич написал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в Тверской области окрестностях реки Съежа. В: Сейчас каждая команда расходиться по 3 углам где стоят кубики Лего соответствующие цвету команды, о которым каждая команда составит рассказ. (Картина разрезана на 4 части, каждая часть по 4 углам). Для составления рассказа Хранитель времени вам даст 2 минуты. Х.В.: «Время пошло» Х.В. «Время закончено» 1.Команда красных составьте командный рассказ и расскажите его команде желтых. 2. В: Команда синих составьте командный рассказ и расскажите его взрослым сидящие в синем секторе. В: Если вам понравились рассказы то ставим Лайк, если нет то тогда Дизлайк. Возвращаемся в свои сектора. Хранитель времени: Интересно, а не забыли ли вы, а второй подсказке? В: Кто может вспомнить какая была вторая подсказка? Дети: Тень В: Сейчас мы подойдем к картине, посмотрите внимательно на картину и задайте вопросы с подсказкой словом Тень. Придумали? Вопрос: Какая тень изображена на картине? Задание: Каждая команда подайте к гостям которые сидят по цвету своей команды и задаст этот вопрос, гости вам помогут с ответами. Ориентир кубик Лего. Времени вам дается 1минута. (Инструкция) Вопросы вы будете задавать по сигналу Хранителя времени, когда он скажет: «Время пошло», вы начнете задавать вопросы и искать на них ответы. Когда «Хранитель времени» вам скажет Стоп! Время закончилось, а это значит на песочных часах закончилось время, мы снова собираемся около картины в своих секторах. Обсуждение: Какие ответы вы получили на ваши вопросы? В: Вы получили различные ответы, но обратите внимание еще раз на картину, какие тени на картине мы видим (длинные или короткие)? В: Как вы думайте в какое время суток художник написал эту картину? Ответы детей Как мы можем это проверить? Ответы детей: Опыт В: Тогда отправляемся лабораторию № 2 Ответы детей Для опыта: полусфера, деревянные деревья, фонарики на каждого ребенка. В полусфере стоит дерево. Дети стоят в парах. В: Что нам поможет создать тень? Дети: Фонарик. В: Тогда партнер по плечу с права берет в руки фонарик, а партнер с лева придерживает полусферу и дерево. Солнце светит утром низко (подсвечивают фонариком), какая тень у вас получилась? Дети: длинная Поднимите ваши фонарики еще выше, какая стала тень? Дети: короткая В: Сейчас поднимите фонарик еще выше, что мы сейчас наблюдаем? Дети: Тени нет В: Тень в полдень исчезает. Задайте вопрос друг другу, первыми начнут те кто был партнерам с права. В какое время суток была написана картина? Дети: Днем. Возвращаемся в свои сектора. Появляется ПЧ: Ребята! вы настоящие исследователи и на это вопрос вы нашли ответ. Интересно какой вопрос вы зададите последним? Желаю вам удачи Ответы детей. Звук Обращаются к картине В: Какой вопрос мы можем задать со словом звук? Ответы детей: шуршание листьев В: На что похоже шуршание листьев? Ответы детей: Опыт В: Тогда отправляемся лабораторию № 3 Тарелочки с крупой кукурузы, шуршащая бумага, кусочки ткани на каждого ребенка. На столах по углам разметка красные и синие квадраты. Сейчас вы должны разделиться на 2 команды красных и синих, вам подскажут подсказки на столе. Помашите рукой друг другу те кто находиться в команде красных, подмигните друг ругу те кто находится в команде синих. Сначала команда красных возьмут тарелочки с крупой кукурузы и пересыпают пальцами с вверху вниз. Продолжим дальше команда синих возьмёт по кусочку ткани и попробуют перетереть стороны ткани друг об друга. Берут шуршащую бумагу ей перетирают стороны слышат шуршание. В: Этот звук похож на шуршание листьев? Ответы детей. Обе команды: Возьмем в руки цветную бумагу и попробуем ей прошуршать. Задайте вопрос партнеру по лицу. Какой материал нам помог услышать шуршание? В: Хотите послушать как шуршат настоящие осенние листья? Дети: да В: Подойдите все ко мне. У меня есть волшебная коробочка в ней настоящие осенние листья, слушайте (воспитатель шуршит листьями). Сейчас вам предлагаю пройти по осенней тропинке. (Включается музыка «Осенний лес») Рефлексия
| Учатся делиться на 3 команды по цвету. Мотивация Создание положительного настроя. У детей появляется интерес к заданиям ПЧ и желание вступить в игровое взаимодействие. Сюрпризный момент. У детей появляется интерес к письму и желание вступить в коммуникативное взаимодействие. Дети думают, рассуждают о жанре картины. Дети знакомятся с иллюстрацией живописи: И. Левитан «Золотая осень». Учатся замечать приметы осени. Развитие мышления. Работа команд. Наблюдение Мыслительная деятельность, развитие коммуникативных навыков. Учить детей внимательно слушать и выполнять инструкцию. Командная работа, развитие коммуникативных навыков, умение работать с аудиторией, обогащение словаря. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности. Развитие коммуникативных навыков. Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Учатся излагать свои мысли понятно для окружающих. С помощью мнемотаблиц и разрезных картинок учатся составлять описательный рассказ и работать в команде. Воспитывается культура речевого общения, умение слушать, договариваться, быть корректными собеседниками. Приучать детей к самостоятельности суждений. Командная работа, развитие коммуникативных навыков, умение работать с аудиторией, обогащение словаря. Привлечение внимания детей. Мыслительная деятельность, развитие коммуникативных навыков. Учить детей внимательно слушать и выполнять инструкцию. Развитие внимания. Учатся делать предположения. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между временными отрезками, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности. Учатся работать в паре. Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Учатся излагать свои мысли понятно работая в паре. Мотивационный момент. Мыслительная деятельность. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между различными звучащими материалами, явлений с применением опытно –экспериментальной деятельности. Формируется умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Учатся излагать свои мысли понятно работая в паре. Учатся анализировать полученные знания с практическими навыками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе: «Золотая осень».
Занятие помогает детим увидеть красоту осени, знакомит с репродукциями Леветана и Остроухова. Дети в своих работах стремятся передавать колорит золотой осени, учатся сочетать теплые цвет...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Золотая осень в лесу»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая осень в лесу"...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в младшей группе "Золотая осень"
Цель: ...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир". Познавательное развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир". Познавательное развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»Программное...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Золотая осень»
КОНСПЕКТнепосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Золотая осень» Цель: ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Золотая осень».
-закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая хохлома"
Актуализация знаний учащихся о хохломской росписи; учить рисовать элементы хохломской росписи....