Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в сказочный лес»

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать образное представление,  эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, дерево, листочки, фонарик.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный лес. А на чем можно путешествовать?

 1  задание.    

Игра «Что лишнее? »

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик

- велосипед, самокат, воздушный шар, стол.

 -Так как лес  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в путь. А волшебный фонарик укажет нам путь.

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Пролетаем над  домами, полями, слышите журчание реки, чувствуете  запах свежего воздуха после дождя? Значит мы прибыли на место.

2. Основная часть.

-Здравствуй лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес!  (пальчиковая гимнастика «Деревья»:

Друг от друга деревья росли далеко

Человеку пройти этот путь нелегко

Только корни деревьев однажды сплелись

Будто дерева два навсегда обнялись.

-Ой, ребята, а здесь письмо от лесных жителей!

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш лес:

Все, что есть у нас: и деревья, и цветы, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш лес!»

 -Нужно помочь жителям этого леса. Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а - лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

2  задание.    

Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая  мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова, лиса, заяц, кабан, медведь, белка, еж, волк

3  задание

Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением леса)

«Назови одним словом»

- липа, каштан, дуб, рябина, клен (деревья)

- ландыш, подснежник, колокольчик, ромашка (цветы)

-земляника, ежевика, голубика (ягоды)

 - лиса, волк, еж (дикие животные)

- дятел, сова, кукушка, глухарь (лесные птицы)

4  задание.    

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )

со – ва,   ли – са,  ли – па, дя – тел, ку – куш – ка,

ря – би – на,  ма – ли – на, яб – ло – ко.   

- Ребята, вот мы с вами вышли на луг.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

5  задание.    

Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи. (свет фонарика падает на речку)

Ребята, скажите,  что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» .

6  задание.

Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи. (свет фонарика падает на картинку с изображением различных предметов)

«Назови признаки»

- А еще в нашем волшебном лесу живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

7  задание

Волшебный огонек, помоги

 Нам дорогу укажи.( свет фонарика падает на плакат с изображением деревьев)

В:-  На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: А на дереве , посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим  нашему дереву зелёные  листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Зима     –  лето

Потолок  –  пол      

   

узкая    –  широкая /юбка/    

длинное  –  короткое /платье/    

сильный  –  слабый /спортсмен/    

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/        

   

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит     –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и наклеивают листок на дерево)

-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, радость.

липа, лист, олень, поляна.

берёза, гроза, заяц.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в нашем лесу. Какое оно? ( радостное, яркое, ласковое,  теплое, веселое)

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все вокруг.

Итог.

-Молодцы ребята, лесные  жители говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Пришло время отправляться домой, закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

- Вечером , дома, поделитесь с родителями своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...