Конспект НОД по развитию речи для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей 4-5 лет «Лесные жители»
Цель: пополнить словарный запас дошкольников и закрепить знания о лесных животных.
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепить в речи названия животных леса и знания об их особенностях;
- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарный запас;
- учить называть отличительные признаки лесных животных.
2.Развивающие:
- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
3.Воспитательные:
- формировать бережное отношение к живой природе.
Тип НОД: Комплексная
Форма НОД: Фронтальная
Продолжительность: 20 минут.
Участники: дошкольники.
Возраст: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, декорации (деревья), картинки животных и птиц, звукозапись «Звуки леса». картинки и карточки с изображением животных, карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры. Чтение стихов, рассказов, сказок, потешек, загадок про лесных животных. Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?».
Методы и приемы работы с детьми: Наглядные методы (использование картинок, презентации), словесные (беседы, загадки), практические (игры).
Структура НОД:
Этап НОД | Содержание | Время |
Организационный момент | Сюрпризый момент | 3 минуты |
Основная часть | Отгадывание загадок Беседа по картинкам Физкультминутка Дидактические игры | 14 минут |
Заключительная часть | Чтение стихотворения Беседа | 3 минуты |
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Вы слышите, кажется кто-то стучит к нам в дверь! (Заходит почтальон с письмом). Ребята, а вы знаете кто это?(ответ детей). Почтальон принес нам письмо, давайте прочитаем, что в нем написано (Воспитатель читает письмо). Нам пишут обитатели осеннего леса и приглашают нас к себе в гости! Хотите отправиться в путешествие в осенний лес? (Ответы детей). Давайте с вами закроем глазки и представим, что мы с вами попали в лес (воспитатель ставит декорации деревьев, картинки животных и птиц, включает звукозапись «Звуки леса»).
- Давайте произнесем все вместе: «Мы идем в осенний лес, полный сказочных чудес». Откройте глазки, посмотрите, как красиво в осеннем лесу, послушайте, как чудесно поют птицы.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, откройте свои глазки, посмотрите, как красиво у нас в осеннем лесу, послушайте, как замечательно поют птицы. А как много животных обитает в осеннем лесу! Давайте отгадаем про них загадки .
Загадки:
1. Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку.
(Заяц)
2. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
3. У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это.
(Ёж)
4. Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая...
(Лиса)
5.. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый
..(Волк)
6. Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит.
(Медведь)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель:
- А теперь давайте попытаемся описать наших животных (беседа по описанию животных, их внешнего вида, жилищ, сопровождается показом картинки с изображением животного).
- Кто это? (ежик) Какая у него шубка? Зачем ему нужна такая шубка? А чем ежик питается? Где он живет? (ответы детей)
- Кто это? (белка) Где живет белка? Как выглядит белочка? Меняет ли белочка шубку? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, а это кто такой? (медведь) Что делает медведь осенью? Как выглядит медведь? Чем он питается? (ответы детей)
- Что это за животное? (лиса) Как выглядит лиса? Где живёт лисица? Чем питается? (ответы детей)
- А кто это? (заяц) А какая шуба у зайца для зимы? Почему белая? Как выглядит заяц? Для чего зайцу длинные задние ноги? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, кто изображен на следующей картинке? (волк) Как называется жилище у волка? Чем питается волк? (ответы детей)
- Молодцы, ребята, вы замечательно описали мне лесных животных.
Дидактическая игра «Собери картинку»:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». У меня есть карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей, вам нужно собрать их правильно и рассказать, какое животное вы собрали (несколько детей собирают картинки и описывают их).
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много». (Воспитатель называет поочередно лесных животных, а дети составляют слова во множественном числе).
- Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием, а теперь скажите мне, как называются детеныши лесных животных (Воспитатель показывает на проекторе презентацию с изображением лесных обитателей и их детенышей)
- А теперь давайте поиграем в игру «Отгадайте, что за животное»
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.)
- Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака – домашнее животное.
Медведь – дикое животное.
Воспитатель:
- Вот и все, ребята, нам уже пора прощаться с осенним лесом и его жителями. Давайте скажем все вместе:
До свиданья, добрый лес,
Полный сказочныхчудес,
Мы потом к тебе придем
И подарки принесем!
- Ребята, давайте с вами закроем глазки и перенесемся назад в наш детский сад. (Воспитатель убирает декорации, чучела животных).
3. Заключительная часть.
- Итак, ребята, скажите где мы с вами сегодня были? (Ответы детей)
- Каких обитателей мы с вами встретили в осеннем лесу?(Ответы детей)
- Что же нового мы узнали о животных леса? (Ответы детей)
Список литературы.
1.Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников /Гаврина С.Е., 2016г.
2. Комплексные занятия. Средняя группа. По программе «От рождения до школы». ФГОС ДО / под ред. Н.Е. Вераксы.
3. Про животных. Маленькая энциклопедия / Данкова Р.,- Москва.
4. «500 загадок для детей» /Мазнин И., 2016г.
5. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы; Айрис-Пресс - , 2010. - 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи Тема: «В гости к Дедушке Морозу»
На занятии у детей формируются знания о Новогоднем празднике, обогащается словарь прилагательными по теме. Дети осваивают элементы самомассажа, развивают координацию движений, мелкую моторику....
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"
Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....
Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект ООД по развитию речи для детей 3-4 лет общеразвивающей направленности.Тема: Звуковая культура речи:звуки "м", "мь"
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) составлен в соответствии с современными требованиями. Конспект будет полезен для педагогов тем, что уже подобраны основные этапы деятельности...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект по развитию речи (грамота)...