Открытые занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Представлены открытые занятия для сотрудников детского сада и в рамках преемственности для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._zanyatiya_po_r.r.docx39.02 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_sh-zh.docx17.86 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_mebel.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической  группе

по лексической теме «Транспорт»

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают, правила движения по улице с помощью светофора, значение его световых обозначений;

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;  

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

          Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплину и усидчивость;                                             

- воспитывать умение работать и играть  в коллективе.

        Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей

        Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по лексической теме «Транспорт», чтение загадок, стихотворений; пальчиковая гимнастика «Транспорт»; рисование на тему «Машины».  Словесные речевые игры.

        Методы и приёмы, использованные на занятии:

  • Информационно-рецептивный метод;
  • Метод стимулирования поведения;
  • Словесный метод;
  • Наглядный метод;
  • Практический метод;
  • Игровой метод;
  • Метод здоровья сбережения;

Оборудование: ТСО,  мяч, разрезные картинки по теме «Машины», макет «светофор», музыкальные инструменты, картинки для проведения физкультминутки.

Ход занятия:

- Ребята, предлагаю вам  загадку, отгадав которую, вы сможете определить тему нашей с вами беседы. Кто хочет, присоединяйтесь, пожалуйста!

Загадка:     В поле лестница лежит,

                Дом по лестнице бежит.

                За дымком, со свистком

                Братья бегают гуськом.

                Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

                Сто вагонов я тащу.

                Ем я уголь, пью я воду,

                Как напьюсь – прибавлю ходу.

                Везу обоз на сто колёс,

                А называюсь … (паровоз)

- Скажите, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, о транспорте.

Беседа о видах транспорта

- Ребята, посмотрите на экран, и скажите, какие виды транспорта вы знаете?

(Слайд 2 – воздушный, наземный, подземный, водный)

Почему этот транспорт мы называем воздушным?(слайд 3)

наземным? (слайд 4)

водным?  (слайд 5)

подземным? (слайд 6)

Игра с мячом «Назови».

- Ребята, а ещё какие машины, относящиеся к наземному, (водному, воздушному)  транспорту вы можете назвать?

Упражнение «Что лишнее?»

(слайд 7)

Старинный корабль, плот, лодка, современный корабль.

Вертолёт, воздушный шар, ворона, самолёт.

Трактор, велосипед, гоночная машина, телега.

Трамвай, коляска, грузовик, мотоцикл.

Упражнение «Кто управляет транспортом?»

-   Как называют транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

-   Назовите машины, которые перевозят грузы? (Грузовик, самосвал, лесовоз.)

-   Как называют транспорт, на котором ездят люди? (Пассажирский)

-   Почему транспорт так называют? (Ответы детей.)

-   Всеми видами транспорта управляет человек.

Дети смотрят слайд (8) с изображением корабля, мотоцикла, грузовика и самолёта.

-    Назовите людей, управляющих этими видами транспорта? (капитан, мотоциклист, водитель, пилот)

(Показ слайда 9).

-  Чем управляет пилот?

-  Чем управляет тракторист?

-  Чем управляет крановщик?

-  Чем управляет вагоновожатый?

Физкультминутка.

- До пяти считаем – руки поднимаем  (счёт до 5)

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки   (круг с точками)

- Наклониться столько раз, сколько кораблей у нас (картинка с изображением кораблей)

- Мы присядем столько раз, сколько шариков у нас  (картинка с

изображением воздухоплавательных шаров)

- Сколько покажу кружков – столько сделаем прыжков  (картинки с нарисованными кружками)

- Будем приседать – колёса собирать! (изображения колёс)

- Сколько лодок у черты, столько раз подпрыгнешь ты   (лодки)

- Пока бью в бубен – кивать мы будем!

Упражнение «Почему так называем?»

(Слайды с 10 по 18)

Игра «Светофор».

- Ребята, давайте вспомним, что такое светофор.  Правильно, он создан для регулирования дорожного движения. Какими цветами он загорается? Когда загорается красный, что мы должны сделать? А когда горит жёлтый, к чему мы готовимся? А на зелёный что мы делаем? Молодцы! А теперь слушайте задание: мы разделимся на три группы. Представим, что едем на  легковых или грузовых автомобилях, у нас многополосная дорога.  Первая команда будет двигаться не только на зелёный свет светофора, а ещё и на этот звуковой сигнал (воспитатель звонит колокольчиком), вторая команда двигается на другой звуковой сигнал (воспитатель демонстрирует следующий музыкальный инструмент),  а третья команда начинает движение на третий звуковой сигнал (снова демонстрация музыкального инструмента). Готовы? Тогда начинаем игру.

Упражнение «Скажи наоборот».

Быстрый – медленный;

Шумный – тихий;

Лёгкий – тяжёлый;

Вредный – полезный;

Большой – маленький;

Твёрдый – мягкий;

Мирный – военный;

Гладкий – шероховатый;

Пассажирский – грузовой;

(Слайд 19)

Упражнение «Чего не хватает?»

(Слайды с 20 по 24)

Упражнение «Собери целое из частей»

- Ребята, давайте разделимся на группы. Посмотрите: я даю вам  конверты,  в них  лежат  картинки с изображением транспорта, разрезанные на части. Ваша задача – собрать целое из частей и назвать, что у вас получилось. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

(Дети на ковре собирают разрезные картинки)

Итог занятия:

Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Какие виды транспорта вы знаете?



Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; развивать память, внимание; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и синие с зелёной серединой; два домика на доске;

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками  Ж и Ш. Давайте вспомним, как звучит звук Ш? Твёрдо, глухо. На что он похож? Правильно, на песенку змеи. Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея)).

А как звучит звук Ж? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. А на что похож этот звук по звучанию? Правильно, как будто летает жук. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж )

Молодцы. Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове.

2. Пальчиковая игра «Машина».

БИ-БИ-БИ – гудит машина.         (Ладонью стучим по левому кулачку)

ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит.   (Стучим кулачком о кулачок)

ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ      ( Рулим руками)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,                 (Трём ладошки друг о друга)

ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.

Быстро крутятся колёса,                (Делаем вертушку)

ТА-ТА-ТА вперёд спешат!

3.  Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

    Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, поднимите синий кружок, если услышите в слове звонкий звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка.

4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Лупоглазая лягушка

(Делают «очки» из пальчиков.)

Прошептала мне на ушко

(Ладонь к правому, затем левому уху.)

Приходи ко мне в болото

(Приглашающий жест.)

Мне играть с тобой охота

(Разводят руки от груди вперед, затем в стороны.)

Будем прыгать,

(Прыгают на месте – руки на поясе.)

Будем бегать,

(Бегают вокруг себя – руки на поясе.)

В прятки весело играть,

(Пружинистые приседания с поворотами корпуса влево – вправо.)

 

Я за кочкой спрячусь в слякоть

(Приседают – колени развести в стороны, руки на полу.)

Ты пойдешь меня искать

(Встают. Ладонь правой руки ко лбу - левую
руку на пояс, поворот туловища вправо - влево
с последующей сменой рук (2 раза).

5. А теперь новая игра. Она называется «Домики». У вас на столах лежат картинки, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети.

Итог занятия:

Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «МЕБЕЛЬ»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о мебели, её назначении.

Коррекционно-образовательные задачи: 

Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности детей.

Развитие диалогической речи.

Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок.

 Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: Конверты на каждого ребёнка с разрезанными предметными картинками с изображением мебели; мяч.

Ход:

1. Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну интересную тему. Какую  – вы мне скажите сами. Перед вами – конверты с разрезанными картинками. Вам нужно собрать части в одно целое и сказать мне, о чём мы с вами  будем сегодня говорить. (Выполнение задания)

Молодцы, ребята! А как можно все эти картинки назвать одним словом? (мебель). А для чего же она нужна? (для удобства в жизни человека, комфорта, уюта и т. д.)   И вы уже верно догадались, что сегодняшняя наша  тема «Мебель».

2. Загадки про мебель. (По мере отгадывания загадок, воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением мебели)

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки. (Стол)

Если ты устал играть,
То ложишься на…  (Кровать)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.  (Диван)

На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.  (Кресло)

На него ты сможешь сесть,
Коль к столу позвали есть.  (Стул)

Свитер, кофту, тёплый шарф

Аккуратно сложим в… (шкаф)

3. Игра «Чего не стало?» (Воспитатель убирает по одной картинке с доски. Дети должны угадать, какой картинки не стало).

4. А сейчас немного поиграем пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять!                      (хлопки, кулачки)

Будем мебель мы считать!

В шкафу одежду мы храним,                   (загибаем пальчики)

В кровати мы спокойно спим.

Рядом – тумбочка, диван,

Кресло, стол, буфет, сервант…

Ступая тихо на паркет –

Мы ставим в кухне табурет.

Всю мебель перечислил я,                        (сжимаем, разжимаем кулачки)

В квартире без неё нельзя!

5. Молодцы! Следующее задание.

 Игра «Назови ласково». Я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы – возвращаете  мячик мне и называете ласково то слово, которое услышите от меня. Договорились?

Стол – столик,  стул – стульчик,  шкаф – шкафчик,  диван – диванчик, кровать – кроватка, табурет – табуретик ( и т.д.)

6. Теперь следующее задание.   Я буду называть предметы мебели, а вы должны отгадать какой лишний?

Кресло, стул, кастрюля, табурет.

Кровать, софа, кошка, диван.

Стол, стул, санки, кресло-качалка;

табурет, стол, чайник, полка;

вешалка, полка, пальто, шкафчик.

7. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

Папа большой. У него дело за большим столом. В комнате только маленький стул. Он взял его, поставил к столу и сел. Ему неудобно. Почему?

8. Наверное, вы устали. Давайте немного разомнёмся. Вставайте на физкультурную минутку.

Вот я в комнату вошёл,                      (ходьба на месте)

Выключатель я нашёл!                       (поднять руку вверх)

Чем бы мне себя занять?                    (пожать плечами)

Буду мебель я считать!                       (движение рукой)

ПОЛЕЖАЛКИ на кровати,                 (руки под щекой)

ПОСИДЕЛКИ на софе,                       (сложить руки перед грудью)

ПОПРЫГУШКИ на диване,               (прыжки)

ПОБЕЖАЛКИ на ковре.                     (бег на месте)

Мама в комнату зашла,                      (ходьба на месте)

Мигом папу позвала.                          (движение рукой)

Я теперь считаю мебель                   (движение правой рукой, как-будто что-то

В уголке, возле стола.                          пересчитываем)

Молодцы! Хорошо размялись!

9. А сейчас новая игра «Назови, какой!»

Шкаф из дерева – деревянный;

 кровать из металла – металлическая;

диван из кожи – кожаный;

стул из пластмассы – пластмассовый;

стол из дуба – дубовый;

полка для книг – книжная;

полка для обуви – обувная;

стол, за которым пишут – письменный;

стол, за которым обедают – обеденный.

10.  Игра с мячом. Выполнение действий.

Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, подними мяч над стулом.

И в заключение – маленькие задачки на сообразительность. Готовы?

11.  «Что с чем дружит?»
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

Итог занятия:  Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?  Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...