КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Семья" | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 87»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
«СЕМЬЯ»
Автор:
Валиуллина А.Х.,
воспитатель МАДОУ № 87,
I квалификационная категория
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2019г.
Тема: | Составление рассказа по картине «Семья». |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно–эстетиче-ское развитие, физическое развитие. |
Вид: | Интегрированная организованная совместная образова-тельная деятельность. |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Коммуникативный, познавательный, речевой, художественно-эстетический. Физический. |
Цель: | Развитие речи детей. |
Задачи: | Образовательные: - учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; - учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие и последующие изображенным; - следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий. Развивающие: - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; - совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием; - развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности, умение наблюдать, анализировать. Воспитательные: - воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них. |
Словарная работа: | Доить, парное молоко, чинить, хозяйственная семья, родословная семьи. |
Методические приемы и формы организации деятельности: | - привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности; - подготовка к восприятию картины; - художественное слово (загадки, пословицы и поговорки о семье); - вопросы по картине; - дидактические игры «Кто кем был?», «Кто кому кем приходится». |
Оборудование и материалы: | - аудиозапись песни «Родительский дом», музыка Владимира Шаинского на слова Михаила Рябинина; - ромашка с загадками; - сюжетная картина «Семья»; - картинки с изображением членов семьи; - мяч; - картинки «История моей семьи» по количеству детей. |
Предварительная работа: | - рассматривание картин и иллюстраций про семью; - рассматривание семейных фотографий; - рассказы детей о членах своей семьи; - беседы с детьми о труде людей в деревне; - разучивание стихов М. Тахистова «Семья»; Г. Дядина «Большая семья»; - заучивание загадок, пословиц и поговорок о семье; - сюжетно-ролевые игры «Семья», «У нас дома появился младенец», «Семейные хлопоты»; - спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья». |
Последующая работа | - рисование на темы «Мой семейный герб» и «Мое генеалогическое древо»; - совместная работа с родителями по составлению семейного герба и семейного древа; - сюжетно-ролевая игра «Выступление по телевидению про мою семью»; - составление проекта по теме «Моя семья». |
Ход образовательной деятельности
I часть:
Организационный момент: Звучит песня " Родительский дом", муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина. Под музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть ромашка, на каждом лепестке которой для вас загадка:
I лепесток:
«Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...»
Ответы детей: Мама!
II лепесток:
«Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...»
Ответы детей: Папа!
III лепесток:
«Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...»
Ответы детей: Бабушка!
IV лепесток:
«Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...»
Ответы детей: Дед!
V лепесток:
«Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой...»
Ответы детей: Братишка!
VI лепесток:
«Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...»
Ответы детей: Сестрёнка!
VII лепесток:
«Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...»
Ответы детей: Семья!
Воспитатель: Умницы! Отгадали все загадки! Сегодня мы поговорим о семье. У каждого человека есть семья. Семья – это родители и дети, они любят друг друга, старшие заботятся о младших, а младшие стараются им помочь. Кто знает пословицы и поговорки о семье?
Ответы детей: «Не нужен и клад, когда в семье лад»; «Вся семья вместе и душа на месте»; «Семья в куче – не страшна и туча»; «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы» и т.д. (Дети объясняют смысл пословиц и поговорок.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину.
(Воспитатель вешает на доску сюжетную картину «Семья»,
дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)
Воспитатель: Как вы думаете, какое название можно дать картине?
Ответы детей: «Семья», «Наша семья», «Во дворе», «Наш двор», «В деревне» и т.д.
Воспитатель: Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём её «Семья».
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Ответы детей: Это двор.
Воспитатель: Кого вы видите во дворе?
Ответы детей: Во дворе мы видим папу, маму, бабушку, дедушку, девочку и мальчика.
Воспитатель: Правильно! Как можно их назвать одним словом?
Ответы детей: Это семья.
Воспитатель: Правильно, это семья. Ребята, а кого еще видите во дворе?
Ответы детей: Мы видим во дворе корову, кошку, кур и цыплят.
Воспитатель: Правильно! Да, как их можно назвать одним словом?
Ответы детей: Корова и кошка – домашние животные; куры и цыплята – домашние птицы.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Сейчас поговорим о том, кто чем занимается. Что делают папа и дедушка?
Ответы детей: Папа и дедушка делают новый забор.
Воспитатель: Что в руках у дедушки?
Ответы детей: У дедушки в руках топор.
Воспитатель: Что стоит рядом с папой?
Ответы детей: Рядом с папой стоит ящик с инструментами.
Воспитатель: Почему папа с дедушкой делают новый забор?
Ответы детей: Прежний забор был старый.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Ответы детей: Бабушка дает курицам и цыплятам корм.
Воспитатель: Что делает мальчик?
Ответы детей: Мальчик помогает бабушке кормить кур и цыплят.
Воспитатель: Что делает мама?
Ответы детей: Мама доит корову.
Воспитатель: Что делает девочка?
Ответы детей: Девочка помогает маме.
Воспитатель: С чем стоит девочка?
Ответы детей: Девочка стоит с кружкой, у неё на плече полотенце.
Воспитатель: Для чего ей кружка и полотенце?
Ответы детей: Чтобы пить парное молоко. А полотенце нужно для мамы вытирать руки.
Воспитатель: Что делает кошка?
Ответы детей: Кошка сидит рядом с коровой.
Воспитатель: Почему кошка сидит рядом с коровой?
Ответы детей: Кошка хочет пить парное молоко.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать про эту семью?
Ответы детей: Эта семья большая.
Воспитатель: Как еще можно сказать про эту семью?
Ответы детей: Эта семья трудолюбивая, хозяйственная, счастливая, крепкая, здоровая, жизнерадостная, замечательная.
Воспитатель: Да, это очень дружная семья.
Воспитатель: Как вы думаете, что было до этого, что будет потом?
Ответы детей: Папа, мама, брат и сестра на выходные приехали в деревню к бабушке и дедушке. Они помогут по хозяйству и обратно поедут в город. Вернутся в следующие выходные собирать урожай в огороде.
Воспитатель: Ребята, кто из вас ездил в деревню? Кто у вас живет в деревне? Как вы помогаете им в доме и во дворе? (Дети делятся впечатлениями.)
Физкультминутка «Семейная зарядка»
«Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Воспитатель: Молодцы! Все сели удобно. А сейчас мы с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажем о том, что происходило до того, как семья собралась в деревню; потом - чем она занята сейчас; затем – что будет дальше и хорошо ли жить в такой семье.
(Дети рассматривают картину повторно. 3 ребенка составляют рассказ по частям,
а в конце воспитатель предлагает четвертому ребенку составить полный рассказ).
II часть:
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру с мячом «Кто кем был?». Все встаем в круг.
Бросая мяч вам, я называю предмет или животное, а вы, возвращая мне мяч, отвечаете на вопрос, кем (чем) был он раньше. Кем был раньше цыпленок? (дети – «яйцом»).
Лошадь – жеребенком;
корова – теленком;
дуб – желудем;
рыба - икринкой;
яблоня – семечком;
лягушка - головастиком;
бабочка - гусеницей;
хлеб - мукой;
шкаф – доской;
рубашка – тканью;
ботинки – кожей:
дом - кирпичом;
сильный - слабым.
Воспитатель: С заданием справились!
III часть:
Воспитатель: Сейчас игра - «Кто кому кем приходится».
(Воспитатель вешает на доске картины с изображением членов семьи).
Воспитатель: Мальчик для папы и мамы кто?
Ответы детей: Мальчик для папы и мамы сын.
Воспитатель: Мальчик для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Мальчик для дедушки и бабушки внук.
Воспитатель: Девочка для папы и мамы кто?
Ответы детей: Девочка для папы и мамы дочь.
Воспитатель: Девочка для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Девочка для дедушки и бабушки внучка.
Воспитатель: Папа для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Папа для дедушки и бабушки сын.
Воспитатель: Мама для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Мама для дедушки и бабушки дочь.
Воспитатель: Мальчик для девочки в семье кто?
Ответы детей: Мальчик для девочки в семье брат.
Воспитатель: Девочка для мальчика в семье кто?
Ответы детей: Девочка для мальчика в семье сестра.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.
А сейчас я хочу подарить вам на память картинки с изображением волшебного дерева, которая называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы можете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников.
У каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по картине "Весна"
Полный конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Дети обобщая знания сезонных изменений в природе сначало собира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: "Составление рассказа на тему из личного опыта «Люблю свой город Санкт-Петербург»"
Закрепить навыки детей в составление рассказов из индивидуального опыта о родном городе....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе на тему "Дружба"
Цель: формирование доброжелательных отношений и взаимодействий между детьми в процессе беседы, в обсуждении «проблемной ситуации» и при планировании своей деятельности.Задачи:- развитие ко...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Секреты»
В тексте описывается совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему «Секреты». Дети узнают о том, что такое секреты и какими они бывают. Они обсуждают...