Перспективное планирование в старшей группе Обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Савельева Елена Владимировна

 

 Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_perspektivnyy_plan.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

 Перспективное планирование в старшей  группе

 Обучение грамоте

Месяц

Неделя

№ Зан.

 Занятия

        Программное содержание

Работа вне занятий

Сентябрь

1

1

Познакомить детей с понятием «звук», «слово»; учить находить слова с заданным звуком

Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по разному); развивать умение вслушиваться в слова, слышать звуки в словах, учить интонационному выделению звука в начале, середине и в конце слова.

Дидактические игры:

«Что нужно кукле?»

«Загадки Петрушки»,

«Придумаем сказку про слова»,

«Кто летит в самолете?»,

«Какое слово длиннее?»,

«Интересные слова»,

«Произнеси слово»,

«Здравствуйте, я – Петрушка!».

Чтение:

А. Барто «Игра в слова».

А Шибаев «Прислушайся к слову

2

2

Познакомить с понятием «предложение»; учить определять порядок слов в предложении

Учить детей выделять предложения из речевого потока (связного рассказа); познакомить с термином «предложение»; дать детям представление о том, что в предложении может быть разное количество слов; учить складывать двух или трех словные предложения о предметах.

3

3

Звуковой анализ слов «ау», «уа», определение места звука в слове

Учить звуковому анализу  слов, познакомить со схемой звукового анализа; учить определять место звука в слове.

4

4

Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков, определение места звука в слове

Учить детей проводить анализ звукового состава слова, используя модель слова, представленную нейтральными фишками (квадратами белого цвета). Закреплять умение определять место  звука в слове. Развивать внимание, фонематический слух, упражнять в правильном произношении звуков.

Октябрь

1

5

Звуковой анализ  слов, состоящих из трех звуков

Учить детей проводить звуковой анализ слов, находить одинаковые звуки в словах; закреплять умение называть слово с заданным звуком; познакомить со словоразличительной ролью звука.

Дидактические   игры:

«Каждой вещи свое место», «Зверек, где твой кружок?», «Загадки петрушки»,

«Цепочка слов»,

 «Кто в каком домике будет жить?»,

«Включи телевизор»,

«Узнайте звук».

Чтение:

С. Погореловский  «Макаронная семейка»,

А. Максаков «Сказка про овощи»,

Г. Юдин «Отец и мать».

2

6

Гласные и согласные звуки (понятие, обозначение);

звуковой анализ слов с выделением гласного звука; выкладывание звуковой схемы слова

Дать детям сведения о гласных и согласных звуках (при произношении воздушная струя не встречает препятствий, ему не мешают ни губы, ни язычок); закреплять умение определять первый и последний звуки в слове; учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу; учить называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом.

3

7

Знакомство с согласными звуками. Звуковой анализ слов с выделением гласных и согласных звуков

Закрепить знания детей о гласных звуках; дать понятия о согласных звуках; учить проводить звуковой анализ  четырёх звуковых слов с выделением гласных и согласных звуков, используя картинки-схемы, модели слов; закрепить умение дифференцировать понятия: слово, предложение.

4

8

Звуковой анализ слов, выделение гласных и согласных  звуков

Учить ориентироваться в заданиях, требующих характеристики звука (гласный, согласный); искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова одинаковой звуковой структуры; звуковой анализ слов «роза», «раки».

Ноябрь

1

   9

Знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками, звуковой анализ слов с выкладыванием схем

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, познакомить детей с мягкими и твердыми согласными, их обозначением квадратами (зеленый – мягкий согласный звук, синий – твердый согласный); учить сравнивать слова по звуковому составу, учить называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом; звуковой анализ слов «лист» и «волк».

Дидактические игры:

«Как зовут друзей?»,

 «Кто внимательный?»,

«Найди вкусное слово»,

«Кто в домике живет?»,

«Кто быстрее соберет вещи?», «Найди место звука в слове».

Игровое упражнение

«Твердый - мягкий».

2

10

Уточнить понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», звуковой анализ слов с использованием звуковой модели слова

Закреплять навыки звукового анализа слов с различной звуковой структурой, уточнить понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; учить искать одинаковые звуки в словах, ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звуков; звуковой анализ слов «лиса», «луна».

3

11

Познакомить со слогоразличительной ролью звука, учить называть слова с заданным звуком.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.

Чтение:

Е. Агранович

«Приключения буквы  «К».

4

12

Учить сравнивать слова по модели и звукам, закреплять понятие о словоразличительной роли звука

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; упражнять в анализе четырех – пяти - звуковых слов; учить сравнивать слова по модели и звукам; закреплять понятие о словоразличительной роли звука.

Декабрь

1

13

Деление слов на слоги с выкладыванием слоговой схемы, звуковой анализ слов

Дать представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам;   закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Дидактические игры:

«Дошагай до головы удава», «Магазин игрушек»,

«Слоговой аукцион»,

«Купи игрушку»,

«Вагончики»,

«Преврати короткое слово в длинное»,

«Волшебная цепочка»,

«Почтальон принес письмо».

Чтение:

«Приключения буквы У» по рассказу Е. Могилевского,

А. Шибаев «Слова, слова, слова…».

2

14

Деление слов на слоги, ударение. Показать слогоразделительную роль гласного звука на основе звукового анализа слов

Закреплять умение делить слова на слоги, произносить слова по слогам; дать понятие об ударении, выделять ударный слог; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, показать детям, что в словах, сколько гласных звуков, столько и слогов; учить называть слова с заданным звуком.

3

15

Показать роль гласного звука в образовании слога, продолжать учить делать звуковой анализ слов

Учить делить слова на части; показать роль гласного звука в образовании слога; продолжать учить делать звуковой анализ слов.

4

16

Закрепить знания о роли гласного звука в определении слога

Продолжать учить детей  делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, закрепить знания о роли гласного в определении слога.

Январь

1

17

Закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог

Закрепить знания о слоге, как части слова, о роли гласного в образовании слога; закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог; учить делить на слоги слова, состоящие из двух – трех слогов.

Дидактические игры:

«Шторм»,

«Стук, да стук, найди слово, милый друг»,

«Придумай предложение», «Подумай, не торопись»,

«Какое слово потерялось», «Где вы слышали эти слова?», «Кто предложит сам?».

Чтение:

Э. Успенский «Путаница»,

В. Волина «Шторм».

2

18

Закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука, учить называть слова с заданным звуком

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки; закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука; учить называть слова с заданным звуком.

3

19

Продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моделью слова

Продолжать учить проводить звуковой  анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки; продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моделью слова.

4

20

Предложение. Определение количества слов в предложении, определение места слова в предложении

Учить составлять предложения из двух слов, из трех слов, называть первое, второе слово и первое, второе, третье слово; определять место слова в предложении; учить проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

1

21

Звуковой анализ слов. Слова схожие по звучанию. Показать, как изменяются слова с изменением одного звука

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; учить сравнивать слова по звуковому составу, показать, как изменяются слова с изменением одного звука.

Дидактические игры:

«Звуковые часы»,

«Игры деда – Буквоеда»,

«Веселые звуки»,

«Найди пару»,

«Доскажите словечко»,

 «Волшебная цепочка».

Чтение:

Г. Юдин «Поэты»,

Н. Гернет «Что получилось?»,

Н. Матвеева «Путаница».

Февраль

2

22

Звуковой анализ слов. Нахождение слов схожих по звучанию, придумывание рифмы

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; учить придумывать рифмы.

3

23

Звуковой анализ слов, деление слов на слоги, подбор слов к звуковой схеме слова

Продолжать обучению звуковому анализу слов; закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; делить слова на слоги,  учить подбирать слова к звуковой схеме слова.

4

24

Нахождение слов схожих по звучанию, придумывание рифмы. Деление слов на слоги.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; продолжать учить придумывать рифмы; придумывать слова, начинающие с заданного слога.

Март

1

25

Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ слов со звуком [а], замена обозначения гласного звука [а] буквой Аа

Дать детям понятие о том, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Продолжать учить детей звуковому анализу слов, закрепить гласные и согласные звуки, учить заменять в схеме обозначение гласного (красный квадрат) буквой А.

Дидактические игры:

«Собери букет»,

«Включи телевизор», «Цветной магазин»,

«Найди пару»,

«Доскажи словечко», «Дошагай до головы удава».

Чтение:

Г. Юдин «Почему А первая»,

М. Аршртром «Говорящая курица»,

Я. Пришумов «Остановка»,

«Кое – что про букву О» (стихи Г. Сапгир, В. Лунин, С. Соловьев).

2

26

Знакомство с буквой Уу. Звуковой анализ слов со звуком [у], замена обозначения гласного звука [у], буквой У

Познакомить детей с буквой У. Учить читать звукосочетание АУ. Закреплять умение выделять нужный звук в слове, проводить звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Закреплять умение делить слова на части, правильно определяя ударный слог.

3

27

Знакомство с буквой Оо. Звуковой анализ слов с заменой обозначения гласного звука на букву О

Познакомить детей с новой буквой О. Продолжать учить звуковой анализ слов, заменяя фишки в моделях слов выученными буквами, делить слова на слоги, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные.

4

28

Знакомство с буквой Ии. Звуковой анализ слов с заменой  обозначений гласных звуков буквами А, О, У, И; деление слов на слоги

Познакомить детей с новой буквой И; закрепить умение детей выделять звуки в словах, обозначать звуки соответствующими буквами, проводить звукобуквенный анализ слов, учить подбирать рифмы к словам – находить слова похожие по звучанию.

Апрель

1

29

Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слов со  звуками  [ы], [и], деление слов на слоги

Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать понятие, что гласная буква Ы обозначает гласный звук  [ы], перед звуком  [ы] все согласные звуки произносятся твердо, что звук [ы] встречается только в середине и в конце слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги.

2

30

Буква Ээ. Звуковой анализ слов, замена обозначений звуков на буквы, «чтение» схем слов

Познакомить с буквой Э; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками; «чтение» схем слов.

Дидактические игры:

«Догадайся сам»,

«Звуковые часы»,

«Поезд»,

«Веселые звуки»,

«Любопытный».

Чтение:

М. Аромштам «Дорожный указатель с веселым язычком»,

А. Шибаев «Веселые стихи»,

Г. Виеру «Учусь письму».

3

31

Знакомство с буквой Мм, замена звукового символа (квадрата) буквой М. Обучение слиянию звуков в слоги

на основе звукового анализа (ма, ап, му, ум, мо, ом)

Познакомить с правильным написанием и названием буквы М (ЭМ), обозначает звук [м]. Продолжать учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов, закреплять умение выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове. Учить детей читать, плавно произносить два звука последовательно, чтобы получился слог.

4

32

Знакомство с буквой Сс. Обучение слиянию звуков в слоги (са, ас, со, сы, си, сэ, су)

Познакомить детей с буквой С, с ее алфавитным названием (эс). Продолжать учить слитно произносить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой С и всеми изученными гласными. Учить читать слова из двух слогов. Закреплять умение делать слоговой анализ слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие).

Май

1

33

Буква Кк, обучение слиянию звуков в слоги, звуковой анализ  слов, деление слов на слоги

Познакомить детей с буквой К, с ее алфавитным названием (КА); продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий).

Дидактические игры:

«Построй пирамиду»,

«Собери букет»,

«Слоговой аукцион»,

«Смотри не ошибись», «Строители»,

«Восстанови букву».

Чтение:

А. Шибаев «Мы убираем двор»,

А. Барто « Буква Р»,

Г. Юдин «Рыжий город»,

М. Пляцковский «Стихи на одну букву».

2

34

Закрепление пройденного:

«Незнайка приходит в гости»

Учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные звуки, различать их. Продолжать учить находить слова схожие по звучанию. Закреплять умение делить слова на слоги разными способами. Развивать фонематический слух. Воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.

3

35

Итоговое занятие

«Путешествие по стране

Мультитроллии»

Учить детей делить на слоги двух-трех-сложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать   слова   из   двух   слогов   в   слова  трехсложные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по обучению грамоте

Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...

перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ

планирование к программе Радуга подготовительная группа...

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах

Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"

Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...