Перспективное планирование в старшей группе Обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в старшей группе
Обучение грамоте
Месяц | Неделя | № Зан. | Занятия | Программное содержание | Работа вне занятий |
Сентябрь | 1 | 1 | Познакомить детей с понятием «звук», «слово»; учить находить слова с заданным звуком | Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по разному); развивать умение вслушиваться в слова, слышать звуки в словах, учить интонационному выделению звука в начале, середине и в конце слова. | Дидактические игры: «Что нужно кукле?» «Загадки Петрушки», «Придумаем сказку про слова», «Кто летит в самолете?», «Какое слово длиннее?», «Интересные слова», «Произнеси слово», «Здравствуйте, я – Петрушка!». Чтение: А. Барто «Игра в слова». А Шибаев «Прислушайся к слову |
2 | 2 | Познакомить с понятием «предложение»; учить определять порядок слов в предложении | Учить детей выделять предложения из речевого потока (связного рассказа); познакомить с термином «предложение»; дать детям представление о том, что в предложении может быть разное количество слов; учить складывать двух или трех словные предложения о предметах. | ||
3 | 3 | Звуковой анализ слов «ау», «уа», определение места звука в слове | Учить звуковому анализу слов, познакомить со схемой звукового анализа; учить определять место звука в слове. | ||
4 | 4 | Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков, определение места звука в слове | Учить детей проводить анализ звукового состава слова, используя модель слова, представленную нейтральными фишками (квадратами белого цвета). Закреплять умение определять место звука в слове. Развивать внимание, фонематический слух, упражнять в правильном произношении звуков. | ||
Октябрь | 1 | 5 | Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков | Учить детей проводить звуковой анализ слов, находить одинаковые звуки в словах; закреплять умение называть слово с заданным звуком; познакомить со словоразличительной ролью звука. | Дидактические игры: «Каждой вещи свое место», «Зверек, где твой кружок?», «Загадки петрушки», «Цепочка слов», «Кто в каком домике будет жить?», «Включи телевизор», «Узнайте звук». Чтение: С. Погореловский «Макаронная семейка», А. Максаков «Сказка про овощи», Г. Юдин «Отец и мать». |
2 | 6 | Гласные и согласные звуки (понятие, обозначение); звуковой анализ слов с выделением гласного звука; выкладывание звуковой схемы слова | Дать детям сведения о гласных и согласных звуках (при произношении воздушная струя не встречает препятствий, ему не мешают ни губы, ни язычок); закреплять умение определять первый и последний звуки в слове; учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу; учить называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом. | ||
3 | 7 | Знакомство с согласными звуками. Звуковой анализ слов с выделением гласных и согласных звуков | Закрепить знания детей о гласных звуках; дать понятия о согласных звуках; учить проводить звуковой анализ четырёх звуковых слов с выделением гласных и согласных звуков, используя картинки-схемы, модели слов; закрепить умение дифференцировать понятия: слово, предложение. | ||
4 | 8 | Звуковой анализ слов, выделение гласных и согласных звуков | Учить ориентироваться в заданиях, требующих характеристики звука (гласный, согласный); искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова одинаковой звуковой структуры; звуковой анализ слов «роза», «раки». | ||
Ноябрь | 1 | 9 | Знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками, звуковой анализ слов с выкладыванием схем | Закреплять знания о гласных и согласных звуках, познакомить детей с мягкими и твердыми согласными, их обозначением квадратами (зеленый – мягкий согласный звук, синий – твердый согласный); учить сравнивать слова по звуковому составу, учить называть слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом; звуковой анализ слов «лист» и «волк». | Дидактические игры: «Как зовут друзей?», «Кто внимательный?», «Найди вкусное слово», «Кто в домике живет?», «Кто быстрее соберет вещи?», «Найди место звука в слове». Игровое упражнение «Твердый - мягкий». |
2 | 10 | Уточнить понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», звуковой анализ слов с использованием звуковой модели слова | Закреплять навыки звукового анализа слов с различной звуковой структурой, уточнить понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; учить искать одинаковые звуки в словах, ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звуков; звуковой анализ слов «лиса», «луна». | ||
3 | 11 | Познакомить со слогоразличительной ролью звука, учить называть слова с заданным звуком. | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком. | Чтение: Е. Агранович «Приключения буквы «К». | |
4 | 12 | Учить сравнивать слова по модели и звукам, закреплять понятие о словоразличительной роли звука | Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; упражнять в анализе четырех – пяти - звуковых слов; учить сравнивать слова по модели и звукам; закреплять понятие о словоразличительной роли звука. | ||
Декабрь | 1 | 13 | Деление слов на слоги с выкладыванием слоговой схемы, звуковой анализ слов | Дать представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. | Дидактические игры: «Дошагай до головы удава», «Магазин игрушек», «Слоговой аукцион», «Купи игрушку», «Вагончики», «Преврати короткое слово в длинное», «Волшебная цепочка», «Почтальон принес письмо». Чтение: «Приключения буквы У» по рассказу Е. Могилевского, А. Шибаев «Слова, слова, слова…». |
2 | 14 | Деление слов на слоги, ударение. Показать слогоразделительную роль гласного звука на основе звукового анализа слов | Закреплять умение делить слова на слоги, произносить слова по слогам; дать понятие об ударении, выделять ударный слог; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, показать детям, что в словах, сколько гласных звуков, столько и слогов; учить называть слова с заданным звуком. | ||
3 | 15 | Показать роль гласного звука в образовании слога, продолжать учить делать звуковой анализ слов | Учить делить слова на части; показать роль гласного звука в образовании слога; продолжать учить делать звуковой анализ слов. | ||
4 | 16 | Закрепить знания о роли гласного звука в определении слога | Продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, закрепить знания о роли гласного в определении слога. | ||
Январь | 1 | 17 | Закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог | Закрепить знания о слоге, как части слова, о роли гласного в образовании слога; закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог; учить делить на слоги слова, состоящие из двух – трех слогов. | Дидактические игры: «Шторм», «Стук, да стук, найди слово, милый друг», «Придумай предложение», «Подумай, не торопись», «Какое слово потерялось», «Где вы слышали эти слова?», «Кто предложит сам?». Чтение: Э. Успенский «Путаница», В. Волина «Шторм». |
2 | 18 | Закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука, учить называть слова с заданным звуком | Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки; закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука; учить называть слова с заданным звуком. | ||
3 | 19 | Продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моделью слова | Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки; продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моделью слова. | ||
4 | 20 | Предложение. Определение количества слов в предложении, определение места слова в предложении | Учить составлять предложения из двух слов, из трех слов, называть первое, второе слово и первое, второе, третье слово; определять место слова в предложении; учить проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. | ||
1 | 21 | Звуковой анализ слов. Слова схожие по звучанию. Показать, как изменяются слова с изменением одного звука | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; учить сравнивать слова по звуковому составу, показать, как изменяются слова с изменением одного звука. | Дидактические игры: «Звуковые часы», «Игры деда – Буквоеда», «Веселые звуки», «Найди пару», «Доскажите словечко», «Волшебная цепочка». Чтение: Г. Юдин «Поэты», Н. Гернет «Что получилось?», Н. Матвеева «Путаница». | |
Февраль | 2 | 22 | Звуковой анализ слов. Нахождение слов схожих по звучанию, придумывание рифмы | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; учить придумывать рифмы. | |
3 | 23 | Звуковой анализ слов, деление слов на слоги, подбор слов к звуковой схеме слова | Продолжать обучению звуковому анализу слов; закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; делить слова на слоги, учить подбирать слова к звуковой схеме слова. | ||
4 | 24 | Нахождение слов схожих по звучанию, придумывание рифмы. Деление слов на слоги. | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; продолжать учить придумывать рифмы; придумывать слова, начинающие с заданного слога. | ||
Март | 1 | 25 | Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ слов со звуком [а], замена обозначения гласного звука [а] буквой Аа | Дать детям понятие о том, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Продолжать учить детей звуковому анализу слов, закрепить гласные и согласные звуки, учить заменять в схеме обозначение гласного (красный квадрат) буквой А. | Дидактические игры: «Собери букет», «Включи телевизор», «Цветной магазин», «Найди пару», «Доскажи словечко», «Дошагай до головы удава». Чтение: Г. Юдин «Почему А первая», М. Аршртром «Говорящая курица», Я. Пришумов «Остановка», «Кое – что про букву О» (стихи Г. Сапгир, В. Лунин, С. Соловьев). |
2 | 26 | Знакомство с буквой Уу. Звуковой анализ слов со звуком [у], замена обозначения гласного звука [у], буквой У | Познакомить детей с буквой У. Учить читать звукосочетание АУ. Закреплять умение выделять нужный звук в слове, проводить звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Закреплять умение делить слова на части, правильно определяя ударный слог. | ||
3 | 27 | Знакомство с буквой Оо. Звуковой анализ слов с заменой обозначения гласного звука на букву О | Познакомить детей с новой буквой О. Продолжать учить звуковой анализ слов, заменяя фишки в моделях слов выученными буквами, делить слова на слоги, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные. | ||
4 | 28 | Знакомство с буквой Ии. Звуковой анализ слов с заменой обозначений гласных звуков буквами А, О, У, И; деление слов на слоги | Познакомить детей с новой буквой И; закрепить умение детей выделять звуки в словах, обозначать звуки соответствующими буквами, проводить звукобуквенный анализ слов, учить подбирать рифмы к словам – находить слова похожие по звучанию. | ||
Апрель | 1 | 29 | Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слов со звуками [ы], [и], деление слов на слоги | Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать понятие, что гласная буква Ы обозначает гласный звук [ы], перед звуком [ы] все согласные звуки произносятся твердо, что звук [ы] встречается только в середине и в конце слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. | |
2 | 30 | Буква Ээ. Звуковой анализ слов, замена обозначений звуков на буквы, «чтение» схем слов | Познакомить с буквой Э; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками; «чтение» схем слов. | Дидактические игры: «Догадайся сам», «Звуковые часы», «Поезд», «Веселые звуки», «Любопытный». Чтение: М. Аромштам «Дорожный указатель с веселым язычком», А. Шибаев «Веселые стихи», Г. Виеру «Учусь письму». | |
3 | 31 | Знакомство с буквой Мм, замена звукового символа (квадрата) буквой М. Обучение слиянию звуков в слоги на основе звукового анализа (ма, ап, му, ум, мо, ом) | Познакомить с правильным написанием и названием буквы М (ЭМ), обозначает звук [м]. Продолжать учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов, закреплять умение выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове. Учить детей читать, плавно произносить два звука последовательно, чтобы получился слог. | ||
4 | 32 | Знакомство с буквой Сс. Обучение слиянию звуков в слоги (са, ас, со, сы, си, сэ, су) | Познакомить детей с буквой С, с ее алфавитным названием (эс). Продолжать учить слитно произносить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой С и всеми изученными гласными. Учить читать слова из двух слогов. Закреплять умение делать слоговой анализ слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие). | ||
Май | 1 | 33 | Буква Кк, обучение слиянию звуков в слоги, звуковой анализ слов, деление слов на слоги | Познакомить детей с буквой К, с ее алфавитным названием (КА); продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий). | Дидактические игры: «Построй пирамиду», «Собери букет», «Слоговой аукцион», «Смотри не ошибись», «Строители», «Восстанови букву». Чтение: А. Шибаев «Мы убираем двор», А. Барто « Буква Р», Г. Юдин «Рыжий город», М. Пляцковский «Стихи на одну букву». |
2 | 34 | Закрепление пройденного: «Незнайка приходит в гости» | Учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные звуки, различать их. Продолжать учить находить слова схожие по звучанию. Закреплять умение делить слова на слоги разными способами. Развивать фонематический слух. Воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятиям. | ||
3 | 35 | Итоговое занятие «Путешествие по стране Мультитроллии» | Учить детей делить на слоги двух-трех-сложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по обучению грамоте
Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе
Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...
перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ
планирование к программе Радуга подготовительная группа...
Перспективное планирование по обучению грамоте
старшая группа...
Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах
Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"
Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
- Мне нравится (1)