перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
планирование к программе Радуга подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_pg.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные цели и задачи годового курса занятий и планируемые результаты
Развивающие:
— развивать воображение, творческое мышление, внимание, память;
— формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов;
— развивать внутреннюю свободу, активность, общительность.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим;
— самостоятельность;
— культуру общения, вежливость, выдержку;
— обеспечить атмосферу психологического комфорта.
Образовательные:
— расширять кругозор;
— формировать лингвистические понятия.
Практические:
— развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения, знакомить с механизмом артикуляции;
— развивать монологическую, диалогическую речь;
— познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение», «текст»;
— активизировать и расширять словарный запас, дать представление о культуре родной речи.
На конец учебного года выпускник подготовительной группы должен:
1) в области фонетики:
— владеть понятиями: «звук», «слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твердый — мягкий, звонкий — глухой);
— дифференцировать звуки: гласные — согласные (твердые — мягкие; звонкие — глухие);
— производить звуковой анализ слов, состоящих из 3-4-5 звуков;
— уметь выделять звуки во всех позициях слова;
2) в области лексики:
— владеть активным словарем по темам: «Природа», «Космос», «Друзья», «Дом» и др.;
— уметь подбирать синонимы, антонимы к словам;
— знать наречия;
— подбирать и использовать обобщающие слова;
— различать значения многозначных слов;
3) в области грамматики:
— правильно употреблять существительные во множественном числе;
— согласовывать слова в предложении;
— различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
— составлять схему простого предложения;
— использовать в речи распространенные предложения;
4) в области связной речи:
— составлять рассказ-описание;
— составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;
— составлять творческий рассказ;
— различать монологическую и диалогическую речь;
— строить развернутое высказывание-рассуждение.
Тематическое планирование на год
(30 занятий; 1 занятие в неделю)
№ | Тема занятия | Формирование фонематического слуха | Структура родной речи | Грамматический строй речи | Развитие графических навыков | Форма проведения игрового занятия |
1 | Мир слов окружающий нас. | Дифференцированиие гласных и согласных звуков: мягких – твердых – глухих – звонких. Уточнение их артикуляционных и акустических признаков. | Понятие звук, слово, предложение. | Согласование существительных с прилагательными | Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Рисовать точки. Развивать зрительную память, конструктивные навыки. | Игры: имитационные, познавательные, подвижные, дидактические, эмоциональная разгрузка. |
2 3 | Путешествие в звуковой лес, дифференцирование звуков. | Дифференцирование звуков по всем признакам, звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки. | Составление предложений с опорой на фишки с использованием слов, называющих предметы, действия предметов их признаки. | Согласование слов в предложении. | Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Учить рисовать точки и крестики. Работать над темпом и ритмом | Сюжетно ролевая игра. |
4 5 | Представление о слоге, способы деления слов на слоги. | Дать представление о слоге, способах деления слов на слоги. Слоговой схеме слов. | Понятие звук, слово, слог, предложение. | Согласование слов в предложении. Понятие рифма. | Учить рисовать короткие горизонтальные и вертикальные линии. Развитие тонкой моторики рук детей. | Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная. |
6 | Чудесные превращения. | Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки. Практическое знакомство со звукоразличительной функцией звука. Работа по делению слов на слоги. | Понятие звук, слово, слог. | Развитие монологической и диалогической форм речи творческое высказывание | Рисование длинных горизонтальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей. Копировать предложенный рисунок. | Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая. |
7 | Мастер ударных слогов. | Дать представление об ударном слоге, способах его определения; работа со слогоударными схемами. | Понятие: ударение, ударный слог. | Закрепление алгоритма высказывания. | Рисование длинных вертикальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей. | Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая. |
8 | Деление слов на слоги. | Перемещение ударения в слове как основной прием контроля за правильностью определения ударного слога. Звуковой анализ слова. | Понятие звук, слово, слог, ударный слог. | Работа по логическому построению высказывания. | Рисование длинных горизонтальных линий в сочетании с длинными вертикальными линиями. Работа в тетрадях по образцу. Упражнение «Стрелы». | Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная. |
9 10 | Звуки. Слоги. Ударение. | Звуковой анализ слов, состоящий из 4 звуков, практическое знакомство с формообразующей функцией звука. | Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. | Изменение слов при образовании множественного числа сущ. работа над правильной постановкой ударения. | Рисование наклонных линий и уголков. Развитие умения рисовать по точкам и самостоятельно. Рисование бордюров из наклонных линий. Копировать предложенный рисунок. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
11 12 | Звуки. Слоги. Сравнение звуковой и слогоударной схемы слова. | Звуковой и слоговой анализ слов. | Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. | Использование в речи распространенных предложений. | Рисование бордюра по образцу из квадратов, коротких вертикальных и горизонтальных линий. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
13 14 | Звуковой анализ слов. Отработка алгоритма выделения всех звуков в слове. | Анализ слов, состоящих из 5 звуков. Подбор слов к схемам. | Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки. | Составление связного текста по образцу с опорой на схему. | Закрепить умение рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем. Копировать предложенный рисунок. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
15 | Слогообразующая функция гласных звуков. | Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука; умение изменить количество гласных звуков в слове. | Понятие звук, слово, слог, ударный слог. | Установление причинно-следственных связей в связном тексте. | Продолжить учить рисовать бордюр из прямоугольников и квадратов по образцу. Учить ориентироваться на листе бумаги. | Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая. |
16 17 | Знакомство со звуком Й. | Звуковой анализ слов со звуком Й. | Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ. | Составление рассказа с использованием метода сравнения двух связных текстов. | Продолжить учить рисовать круги по точкам и самостоятельно. Развивать умение анализировать изображение, разбивая его на составляющие части. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
18 | Звук Ч. | Звуковой анализ слов со звуком Ч. Выделение звука в начале слова. | Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ. | Составление рассказа – описания. | Закрепить умение рисовать круги без опоры на ориентир. Составлять предметы из кругов. | Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая |
19 | Звук Ч - Й | Звуковой анализ слов со звуками Ч Й. | Понятие звук, слово, рассказ. Моделирование предложений и рассказа. | Отбор картинок иллюстрирующий рассказ. | Рисование бордюра из кругов и квадратов. Ориентироваться на листе бумаги в линию, соблюдать ритм. Копировать предложенный рисунок. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
20 | Звуки Ж - Ш | Звуковой анализ слов со звуками Ж Ш. смыслоразличительная функция звуков. | Понятие рассказ. Моделирование предложений и рассказа | Отбор картинок иллюстрирующий рассказ. | Рисовать вертикальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию. | Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная. |
21 | Звук Щ | Звуковой анализ слов со звуками Щ. | Понятие звук, слово, предложение, скороговорка. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Рисовать горизонтальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию. | Игры: сюжетно-ролевая, речевая, имитационная. |
22 23 24 | Гласные звуки. | Дифференцирование гласных с опорой на фишки | Анализ и обобщение знаний о родном языке. | Составление рассказа по ряду сюжетных картинок, развитие умения делать умозаключения. | Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без. Рисование бордюров из кругов и овалов по образцу на листе в линию. Копировать предложенный рисунок. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
25 | Звуки М-Мь, Н-Нь. | Мягкость и твердость согласных звуков. | Анализ и обобщение знаний о родном языке. | Составление рассказа по ряду сюжетных картинок. | Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв). | Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, результативная. |
26 | Звуки К-Кь, Г-Гь | Мягкость и твердость согласных звуков. | Понятие звук, слово, слог, ударение. | Развитие монологической речи. Формирование умения делать умозаключения. Сравнительный звуковой анализ слов. Развитие умения пересказывать прочитанное. | Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв). | Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, результативная. |
27 | Звуки С-Сь | Мягкость и твердость согласных звуков. | Понятие звук, слово, слог, ударение. | Составление творческого рассказа на заданную тему. | Рисование треугольников на листе в клетку. Закрепить умение ориентироваться на листе. Копировать предложенный рисунок. | Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, ситуационная. |
28 | Звуки З-Зь | Мягкость и твердость согласных звуков. | Понятие звук, слово, слог, ударение. | Работа по составлению рассказа. Согласование слов в предложении. | Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий. Рисование вертушек по клеточкам. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная. |
29 | Звуки Т-Ть, Д-Дь | Мягкость и твердость согласных звуков. | Понятие звук, слово, слог, ударение. | Составление рассказа с использованием заданных слов. Сравнительный анализ двух предложений. | Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий в сочетании с кругами и овалами на листе в линейку. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная. |
30 | Закрепление изученного. | Закреплять умение обозначать твердость – мягкость согласных звуков. | Понятие звук, слово, слог, ударение. | Развитие умения пересказывать, развитие диалогической речи. | Учить рисовать дуги самостоятельно и по точкам на листе бумаги в линию. | Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по обучению грамоте
Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе
Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...
Перспективное планирование по обучению грамоте
старшая группа...
Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах
Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"
Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год...