Перспективное планирование по обучению грамоте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»
Обучение грамоте
Задачи:
1.Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся
2.Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки
3.Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам
4.Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу
5.Воспитывать познавательный интерес к русскому языку
Дата | Тема недели | Тема НОД, цели, литература | Интеграция ОО |
Сентябрь 2018 год | |||
1 неделя 3 – 7 сентября | До свиданья, лето. Диагностика (РР) | Тема: «Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?» Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятием «звук» и «буква»; научить различать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, мелкие мышцы рук. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с. 6 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
2 неделя 10 –14 сентября | Мой город (СКР) | Тема: Цели: Литература: | |
3 неделя 17 – 21 сентября | Детский сад. Игрушки (РР) | Тема: «Гласные и согласные» Цели: развитие памяти, внимания, логического мышления; развитие слухового и зрительного внимания; знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки; дифференциация понятий гласный, согласный звуки; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие фонематического слуха. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с. 8, Марцинкевич с. 7 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
4 неделя 24 – 28 сентября | Овощи (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
Октябрь 2018 год | |||
1 неделя 1 – 5 октября | Фрукты (ПР) | Тема: «Знакомство с алфавитом» Цели: учить проводить звуковой анализ слов, познакомить детей с алфавитом, закрепить умение делить слова на слоги, определять место ударения в слове, продолжать знакомство с многозначностью слов. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать умение отвечать на вопросы. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.10, Марцинкевич с. 9 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
2 неделя 08 – 12 октября | Осенний вернисаж (ХЭР) | Тема: Цели: Литература: | |
3 неделя 15 – 19 октября | Если хочешь быть здоров (ФР) | Тема: «Гласный звук «а», буквы А, а» Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.12 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
4 неделя 22 – 26 октября | Хлеб всему голова (РР) | Тема: Цели: Литература: | |
Ноябрь 2018 год | |||
1 неделя 29 октября – 2 ноября | Моя Россия – моя страна (СКР) | Тема: «Гласный звук «у», буквы У, у» Цели: дать детям понятие о гласном звуке «У»; уточнить его артикуляцию; закрепить навыки четкого произношения звука «У»; учить выделять звук «У» из ряда гласных; познакомить с графическим обозначением звука «У»; познакомить с буквой У; научить соотносить звук и букву; развивать устойчивое внимание на занятии. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.15 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
2 неделя 6 – 9 ноября | Птицы (домашние) (РР) | Тема: Цели: Литература: | |
3 неделя 12 – 16 ноября | Домашние животные и их детёныши (ПР) | Тема: «Гласный звук «о», буквы О, о» Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о; совершенствование умения выделять звуки в словах; проведение звукового и звукобуквенного анализа Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.19 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
4 неделя 19 – 23 ноября | Дикие животные и их детёныши (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
5 неделя 26 - 30 ноября | Мама, папа, я – спортивная семья (ФР) | Тема: «Согласный звук М (М’), буква М » Цели: развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [М], [М']; закрепление умения вычленять заданный звук в слове (начало слова, середина слова и конец слова); чтение слогов с договариванием до целого слова; развитие мелкой моторики; развитие внимания. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.22 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Декабрь 2018 года | |||
1 неделя 3 – 7 декабря | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 10 – 14 декабря | Зимующие птицы (РР) | Тема: «Согласный звук С (С’), буква С» Цели: определение звука в трёх позициях; сравнение на слух слов сама и сам; звуковой анализ слова; практическое знакомство с ударным гласным звуком. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.26 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3 неделя 17 – 21 декабря | Творческая мастерская. Декоративно-прикладное искусство (ХЭР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 24 – 29 декабря | Новый год (СКР) | Тема: «Звук Х (Х’), буква Х» Цели: определение звука в трёх позициях; анализ буквы; определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со словами сухо, сыро. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.30 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Январь 2019 год | |||
1 неделя 9 – 11 января | Зимние забавы (ФР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 14 – 18 января | Одежда, обувь, головные уборы (РР) | Тема: Звук Ш, буква Ш» Цели: развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуком [Ш]; закрепление умения вычленять заданный звук в слове (начало слова, середина слова и конец слова); чтение слогов с договариванием до целого слова; развитие мелкой моторики; развитие внимания. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.34 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3неделя 21 – 25 января | Человек. Части тела (ФР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 28 января – 01 февраля | Будь осторожен! Электроприборы (ПР) | Тема: «Согласный звук Л (Л’), буква Л» Цели: учить выделять на слух и дифференцировать звуки [л], [л’]; узнавать графический образ буквы Л; закреплять умение делить слова на слоги, находить ударный слог, составлять схемы слов и предложений; развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любознательность, самостоятельность Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.39 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Февраль 2019 год | |||
1 неделя 4 – 8 февраля | Животные севера и животные жарких стран (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 11 – 15 февраля | Все работы хороши (СКР) | Тема: Гласный звук Ы, буква Ы. Цели: Знакомство с гласным звуком [ы ], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить читать слоги и слова с буквой ы, формировать навыки плавного чтения. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.45 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3 неделя 18 – 22 февраля | Защитники Отечества (СКР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 26 февраля – 1 марта | Народная культура и традиции (ХЭР) | Тема: Согласный звук Н (Н’), буква Н. Цели: закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках; закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»; познакомить с буквой «Н»; закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.48 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Март 2019 год | |||
1 неделя 4 – 7 марта | Самые красивые, самые любимые (ХЭР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 11 – 15 марта | В окно повеяло весною (РР) | Тема: «Звук Р (Р’), буква Р, р» Цели: закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках; закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»; познакомить с буквой «Р»; закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.53 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3 неделя 18 – 22 марта | Транспорт (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 25 – 29 марта | Перелётные птицы (РР) | Тема: Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки М (М’), С (С’), Х (Х’), Ш, Л (Л’), Н (Н’), Р (Р’) Цели: анализ гласных и согласных звуков, развивать умение различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, знакомство с интонационным знаком в конце предложения, упражнять в чтении слогов по таблице и составлении слов. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.60 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Апрель 2019 год | |||
1 неделя 1 – 5 апреля | В гостях у сказки (РР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 08 – 12 апреля | Космические просторы (ФР) | Тема: «Звук К (К’), буква К» Цели: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков К, К’; учить определять место звука в слове; познакомить с буквой К; закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.62 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3 неделя 15 – 19 апреля | Обитатели рек, морей и океанов (ПР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 22 – 26 апреля | Улица полна неожиданностей (ПР) | Тема: Закрепление звука К (К’), буквы К. Работа над предложением. Цели: продолжать учить определять место звука в слове, продолжать учить дифференцировать твёрдый и мягкий звуки, проводить звуковой анализ слова, отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.69 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Май 2019 год | |||
1 неделя 29 апреля – 3 мая | Цветочный хоровод (ХЭР) | Тема: Цели: Литература: | |
2 неделя 6 – 10 мая | День победы! (СКР) | Тема: «Согласный звук П (П’), буква П» Цели: создать условия для знакомства с парными (по твердости и мягкости) согласными звуками [п], [п'], и буквой П, обозначающей эти звуки на письме; развитие слухового и зрительного внимания, развитие фонематического восприятия Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.73 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
3 неделя 13 – 17 мая | Семья. Диагностика (РР) | Тема: Цели: Литература: | |
4 неделя 20 – 24 мая | В мире спортивных соревнований (ФР) | Тема: Закрепление звука П (П’), буквы П. Работа над предложением. Цели: продолжать учить определять место звука в слове, продолжать учить дифференцировать твёрдый и мягкий звуки, проводить звуковой анализ слова, отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств. Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.76 | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
5 неделя 27 – 31 мая | Здравствуй, лето! (ХЭР) | Тема: Цели: Литература: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по обучению грамоте
Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе
Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе
Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...
перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ
планирование к программе Радуга подготовительная группа...
Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах
Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"
Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год...