Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротренингов
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье представлен опыт использования игровых тренингов для развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья знакомит с возможностями игровых тренингов | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротренингов
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и учится общению.
Дети с ОНР имеют трудности в развитии коммуникативных умений, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими. Работая с детьми с общим недоразвитием речи, у педагога-психолога и учителя-логопеда возникла необходимость поиска основ взаимодействия специалистов для согласованности проведения мероприятий по формированию коммуникативных умений Такими мероприятиями стали игровые тренинги с детьми на основе лексических тем (согласно календарно-тематическому планированию) .
Игротренинг – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, которая призвана помочь воспитаннику накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Цель игровых тренингов:
- Совершенствование коммуникативных навыков и получение опыта позитивного взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
- Развитие способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: визуальные, эмоционально-мимические, жестовые, пантомимические, словесные.
На игровых тренингах проводится работа:
- по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе,
- по развитию делового сотрудничества детей на основе общих игровых интересов.
Навыки совместной деятельности, используемые в ходе тренинга, воспитывают социальную активность и доброжелательное отношение к окружающим. Правильно подобранный речевой материал способствует усвоению дошкольниками норм и правил взаимодействия средствами вербальной коммуникации, формирует умения договариваться и согласовывать свои действия с окружающими, содействует развитию социальных норм поведения и правил во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Все игровые сеансы, проведенные нами имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Каждый игровой тренинг состоит из 3 частей:
- Вводная часть - приветствие, которое обеспечивает эмоциональную включенность детей в процесс социального взаимодействия. На этом этапе используются игры и упражнения, способствующие введению в игровую ситуацию.
- Рабочая (основная) часть включает в себя различные игры и упражнения, объединенные одной темой.
- Заключительная часть – итог игрового взаимодействия, прощание.
Приветствия и прощания носят ритуальный характер. Ритуал приветствия позволяет сплотить детей и погрузить в атмосферу событий; способствует установлению контакта между участниками, созданию атмосферы группового доверия и принятия друг друга. Мы часто используем краткие приветствия в стихотворной форме.
Во время приветствия все участники игрового сеанса стоят по кругу, педагог начинает приветствие, которое потом передается детьми по очереди или выполняется всеми одновременно.
Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативных умений дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых дети вступают в речевое взаимодействие и раскрываются.
В основной части игрового сеанса используются игры и упражнения, которые дают дошкольникам возможность интенсивно двигаться, осваивать лексический материал, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Основная часть игротренинга это:
- Артикуляционная гимнастика
- Психогимнастика, пальчиковые игры.
- Коммуникативные игры.
- Словесные игры. Беседы.
- Упражнения на координацию речи и движений.
- Релаксационные и дыхательные упражнения.
- Театрализованные мини-этюды.
- Игры на развитие тактильно-кинетических ощущений.
- Игры на снятие эмоционально-мышечного напряжения.
Ритуал прощания - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что игра закончена, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. На этом этапе также могут использоваться различные речевки:
Мы играли, веселились,
Танцевали и резвились.
А теперь пришла пора
Попрощаться нам друзья!
Со старшими дошкольниками может осуществляться рефлексия, которая направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Следует отметить, что выбранные нами игры и упражнения, доставляют детям радость познания, они испытывают положительные эмоции, проявляя искренний интерес ко всему, что происходит в ходе игрового взаимодействия. В ходе игрового взаимодействия дошкольники сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивали поток поступающих сведений, систему человеческих отношений, окружающей действительности.
Содержание используемого в игровых тренингах материала, на наш взгляд, соответствует возрасту детей, выбранные формы проведения обеспечивают выполнение возрастных задач развития дошкольников. Кроме того, каждый игровой сеанс сочетает элемент занимательности, эмоциональной привлекательности с развивающим эффектом, что безусловно способствуют обогащению опыта сотрудничества, расширяет возможности дошкольников понимать и осваивать различные способы выражения эмоциональных состояний и взаимоотношений.
В ходе реализации игровых тренингов дети постигают многообразие взаимоотношений окружающих, приобретают социальный опыт, развивают коммуникативные знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей средствами инновационных технологий
Консультация для родителей на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей средствами инновационных технологий"...
Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"
Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактическая игра...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактическая игра...
Театральная деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников
В статье рассматривается роль театрализованных игр в жизни ребенка, их влияние на развитие речи ребенка, приводится ряд игровых упражнений, направленных на выработку мимики и жестов, что является нача...
Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"
Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"...