ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
план-конспект занятия по развитию речи

Абдулхаева Алла Геннадьевна

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_russkaya_izba.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Русская изба» 

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цели: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.  

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)

Задачи:

-закреплять представления о русской избе;

-обогащать словарный запас (сарафан, косоворотка, самовар, чугунок, лапти, именины.

-развивать диалогическую и монологическую речь через исполнение колыбельных песен, отгадывание загадок

-воспитывать интерес к народному творчеству, быту и традициям русского народа.

Предварительная работа:

-Беседа «Я и мое имя»,» «Предметы русской старины».

-Посещение мини-музея «Русская изба».

-Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, отгадывание загадок.

-Проведение народных игр и хороводов.

Материалы и оборудование.

-Сундук с косынками и кушаками, кукла в люльке.

Области: 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Ход ООД:

1.Вводная часть.

Дети входят в Мини-музей «Русская изба», их встречает тетушка Арина.

Тетушка Арина: «Здравствуйте, гости дорогие, проходите: красному гостю-красное место. С хлебом с солью вас встречаю, в гости всех вас приглашаю. Проходите, располагайтесь, не стесняйтесь. Всем место хватило? Эх, в тесноте, да не в обиде, где потеснее там веселее. Я вас ждала, и наряды припасла. А лежат они в моем сундучке. Чик-чук-чак-чок-открывайся сундучок. А теперь, ребята, давайте вместе повторим: чик-чук-чак-чок-открывайся сундучок (девочки достают из сундучка косынки и повязывают, а мальчики кушаки). Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами. Покажитесь, назовитесь.

Дети: (поочередно). Я – красна девица- Даша. Я- добрый молодец Паша.

Тетушка Арина: а я Тетушка Арина, рядом с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу.

Загадки мои будут о предметах русского быта. Итак, слушайте внимательно.

Ребята, какую посуду используют ваши мамы для кипячения воды? (ответ детей чайник).

А теперь загадка: Выпускает жаркий пар, Древний чайник(самовар).

А в чем ваши мамы варят щи и кашу? (ответы детей кастрюля).

Еще одна загадка: Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там, в печке уголек, Кашу варит(чугунок).

Правильно, в чугунке варили и кашу, и щи, и молоко топили.

Ребята, какую обувь мы сейчас носим (ответ детей-сапоги, ботинки)

Загадка: Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти)

Правильно, раньше на Руси лапти считались основной обувью.

Посмотрите на экран ребята: Скажите, что это за предметы, и для чего их используют? (ответы детей-мыло, полотенце, зубная щетка, паста -для умывания).

А теперь ребята, посмотрите, и скажите, что это за предметы, и для чего они предназначены? (ответы детей-тарелка, ложка, чашка, вилка, нож).

А сейчас ребята, давайте поиграем. Вы должны определить звук «Л» в словах, а вы хлопните в ладоши, если этот звук в словах есть. Если нет, то топните. Слушайте внимательно: тарелка, ложка, чашка, мыло, полотенце, нож, щетка, паста, вилка.

Молодцы ребята. (плач ребенка).

Кто тут плачет, слезы льет? (Тетушка Арина выносит люльку с куклой).

Да это малец, удалец. Сегодня родился, да вдруг рассердился.

А как вы думаете, почему он плачет? (ответы детей).

С давних времен так повелось, когда ребенок рождается, его именем нарекали. Ребята, давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское.

Какие вы знаете старинные имена? (дети называют старинные имена. Выбирают для ребенка имя Егорушка).

Человек растет, и имя его растет.

Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушка.

Подрастет, будут Егором звать.

А повзрослеет, Егором Ивановичем будут величать.

А как вас будут звать, когда станете взрослыми? (спросить 3-4 человека).

Вот мы и познакомились с Егорушкой и с вами.

Маленький Егорушка устал, и хочет спать.

Положим его в люлюку, как укладывали раньше детей спать и споем ему колыбельную.

Баю-баюшки- баю Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит, В небе звездочка горит.

Баю-баю-баю-бай Спи Егорка засыпай.

Давайте ребята повторим ее, чтобы вы запомнили. (первые две строчки повторить с двумя, тремя детьми. Третью и четвертую: ветер за окном что делает? (ответ ребенка-свистит), в небе звездочка что делает? (ответ ребенка-горит). Последние две строчки повторить, (спросить 2-3 ребенка).

Закрепить повторением полностью всю колыбельную.

Тетушка Арина: Уснул Егорушка, а мы с вами, ребята, пойдем погуляем на зеленую лужайку. (дети встают вкруг).

Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся,

Глазки смотрят на меня, Ушки слушают меня.

Я предлагаю ребята поиграть –игра «Карусель».

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз –два, раз-два, вот и кончилась игра (2 раза).

Дети возвращаются на скамейки.

Тетушка Арина: Ребята, у Егорушки, сегодня именины.

Родные и близкие в этот день готовят подарки.

Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, а кто игрушку смастерит.

Давайте мы тоже приготовим для него свои подарки.

Ребята, а что бы вы хотели пожелать на прощание хорошего и доброго Егорушке?

Дети: (поочередно) Никогда не болей, будь здоров!

Расти сильным, крепким, да здоровым.

Слушай отца-батюшку, да родную матушку.

Будь добр, и пусть тебя встречают добрые люди.

Дети садятся за столы и приступают к изготовлению подарка для Егорушки (лепка из пластилина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью

Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Методическая разработка по теме: «Русская изба. Знакомство с предметами быта»

.В нашем детском саду есть музейная комната "Русская изба". Здесь мы знакомим детей с убранством избы, предметами, особенностями, при этом как-то упускаются важнейшие и основополагающие...

Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом, творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычая...