Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ирина Васильевна Кузьмина

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народные игры); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создать благоприятную среду для детского творчества.

Задачи:

обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси.

Продолжать знакомство с элементами русской народной росписи, обогащение представление о народных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а.Тел. 88655362686,

 тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/

                   Конспект ООД в средней группе

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25»

 Кузьмина Ирина Васильевна.

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народные игры); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создать благоприятную среду для детского творчества.

Задачи:

обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси.

Продолжать знакомство с элементами русской народной росписи, обогащение представление о народных играх.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
  2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.
  3. Чтение русских народных сказок.
  4. Русские народные игры.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д); русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древнее время называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд?(сарафан). Это старинная русская одежда. В древнее времена люди одевались совсем не так как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация старинной русской одежды.

Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины картузы. Наши ребята тоже нарядились в старинную одежду, сейчас они нам её продемонстрируют.

Звучит русская народная мелодия.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные.

Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной?(ответ детей)Давным-давно на Руси люди строили свои жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу непохожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе были деревянными. И всё что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог-хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.

Воспитатель: Ребята хотите узнать, что в избе было самое главное? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают глотает (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Печь это сердцу дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освяти,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Кто из вас, ребята знает?(чугунок)

Демонстрация чугунка.

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из особого метала, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватил отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяйке?(дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры играть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, чтобы приготовить воды для горячего, ароматного чая?

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта.

Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда?(лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук  издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальные инструменты. Давайте и мы поиграем с вами на ложках.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили (Запасливый гость без ложки не ходит.)

Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, и как в давние времена скажем печки добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой ты печка – сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари испеки

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатства неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать пирогами, которые испекла нам печка – матушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа

Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный ...

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....

НОД в средней группе "Знакомство с традициями и бытом народа"

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»

Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...

Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

«Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом, творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычая...