Конспект ННОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенками».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nnod_obuchenie_sotavlenie_rasskaza_po_kartine_po_triz.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ННОД по развитию речи
с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе
«Составление рассказа по картине «Собака со щенками».
Цель: усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
Учить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Учить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки.
Развивающие:
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.
Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
Развивать умение отвечать полным предложением.
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине.
Воспитывающие:
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитывать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Методы и приемы:
- игровой (игры «Подзорная труба», «Сыщики»)
- словесный (беседы, объяснения, вопросы к детям),
- наглядный: модели этапов рассматривания картины
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемый результат:
Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме.
Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов на картине, проявляют субъектную позицию в речевом общении.
Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.
Дети активизируют словарь, отвечают полными предложениями.
У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.
Материалы и оборудование: Картина, модели этапов на магнитиках, «подзорные трубы», сундучок, проектор, экран (или ноутбук), конверты с посланиями от Волшебников, уменьшенная фотокопия картины по количеству детей.
Руководство деятельностью
Орг. момент: Дети стоят полукругом лицом к воспитателю.
Утреннее приветствие. Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята! Меня зовут Евгения Тимофеевна, а как вас зовут я смогу прочитать на ваших бейджиках.
Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Ребята, сегодня утром я обратила внимание на звук, похожий на то, как приходит смс-сообщение по телефону. Я посмотрела, но телефона рядом не нашла. Мне показалось, что этот звук шел от компьютера (ноутбука). Может, включим и посмотрим, что за сообщение к нам пришло?
(включить монитор, появляется видеосообщение)
- Здравствуйте, юные любители картин! Пишут Вам Волшебники. Мы вам прислали свою любимую картину. Но нужно выполнить задания, которые находятся в волшебном сундучке. Если Вы выполните все наши задания, вас ждет сюрприз. А картину вы найдете, если пройдете по заданному маршруту:
Встаньте спиной к окну,
Сделайте пять шагов вперед,
Три шага влево, два шага вперед,
Четыре шага вправо. Стоп!
Удачи Вам!!!
(Дать детям время рассмотреть картину.)
Обратить внимание детей на стоящий рядом с картиной сундучок:
- Ребята, а не про этот ли сундучок говорили Волшебники?
I Задание (Достать из сундучка конверт и открыть его, в нем задание и изображение волшебника).
Я волшебник хоть куда,
В руках волшебная труба!
На меня ты посмотри
И скорее все дели.
Игра «Подзорные трубы»
- Ребята, в игре есть правило: глядя в подзорные трубы, называть объекты, изображенные на картине, начиная свое предложение словами: «Когда я смотрю на картину, я вижу….». Садитесь поудобнее (детям по очереди дается «подзорная труба»)
(по ходу игры прикреплять на магнитную доску кружки со схематическим изображением этих объектов)
Дети: Собака, щенок, еще щенок…
- Ребята, чтобы было понятно, о каком щенке мы говорим, давайте их назовем, и нам будет удобнее про них рассказывать.
Дети: Щенок – рыжее ухо, а другой щенок Малыш, потому что он маленький.
- Кто еще, что видит?
Дети: Бабочка, будка, тарелка (миска), птички, трава, цветочки, забор, деревья, облака, ошейник, еда в тарелке, песок…
- Молодцы, первое задание выполнили!
II Задание (Следующий конверт). Волшебник «Объединяй-Давай»
А теперь моя работа!
Вот забота, так забота!
Не люблю я разделять,
Я люблю объединять!
- Ребята, мне кажется, что в картине есть свои тайны, раскроем тайны картины? На картине все объекты связаны между собой. Сейчас мы с вами станем «Сыщиками» и найдем эти связи.
Дети: Большая собака и щенки, потому что она их мама. Птички и тарелка с едой, потому что они прилетели полакомиться. Бабочка и небо, потому что бабочка летает высоко в небе и т. д.
- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Молодцы!
Физминутка «Бегал по двору щеночек»
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
III Задание (Следующий конверт).
Я волшебник «Любознайка»,
От меня для Вас заданье,
Вы в картине походите,
Все потрогайте, послушайте, нюхните,
И обо всем все расскажите!
«Вхождение в картину»
- Ребята, а давайте с вами отправимся в путешествие по картине?
И нам помогут вот эти волшебники - Ухо, Рука, Нос.
Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахнуть волшебной палочкой)
- Закройте глазки и представьте, что мы оказались в том дворе. Походите по этому дворику, мысленно потрогайте и проведите рукой по всему, что встретилось в пути.
- какие запахи вы почувствовали?
- что вы услышали?
- какие предметы на ощупь?
IV Задание (Следующий конверт).
Привет друзья! А вот и я.
Волшебник времени, конечно, я!
И от меня Вам два заданья:
«Давай-Отставай» и «Давай-Забегай»
И в пути не зевай.
Давай-Отставай!
Подумайте,
- Как жила раньше мама-собака?
- Где раньше жили собаки?
- Что было с ошейником?
- Что делали собаки, до того как им принесли еду?
-Кто хозяйка собак? Как она выглядит, Какой у нее характер?
- Где была бабочка?
Давай-Забегай!
- А кто еще может придти на обед?
- Что они будут делать потом, когда пообедают?
- Куда улетит бабочка?
- Какая Погода будет вечером?
- Что скажет им хозяйка вечером? Чем может с ними заняться?
VI Задание (Следующий конверт).
Сочинить рассказ спеши,
Ждет сюрприз вас впереди!
Нам на помощь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку.
(Дети придумывают рассказы)
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
VII Задание (Следующий конверт).
И вот - последнее задание,
У картины нет названья?!
Вспомни все, что говорили,
И названье подбери.
(дети придумывают название картине : «Я бы назвала эту картину…»)
Рефлексия
- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).
- Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- Какие задания мы выполняли? (Сыщики, подзорная труба, …).
- Какое задание вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Вам понравилось составлять рассказы?
- Чей рассказ понравился больше всего?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие интересные рассказы у вас получились.
(Дети высказывают свое мнение).
-А сейчас СЮРПРИЗ!
(каждому ребенку подарить уменьшенную копию картины (размер с открытку)
- Это вам на память подарок от Волшебников! Обязательно покажите своим мамам и папам, расскажите свой рассказ и попробуйте попросить у них составить свой рассказ. А завтра поделитесь здесь со своими друзьями рассказами родителей.
- Всего доброго, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "коммуникация" в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок "Неожиданный финал"
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Нечестный поступок»
Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить логичес...
Планирование НОД (конспект) для 2 младшей группы "Составление рассказа по картине "Собака со щенками".
Цель: учить детей внимательно рассматривать картину и составлять по ней рассказ....
План - конспекта НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине "Собака со щенками"»
Цель: продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине, развивать связную речь детей. Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»
Материал полезен для воспитаелей ДОУ...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».
Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....