Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарипова Аниса Камилевна

Цель: научится составлять описательные рассказы по схемам

Задачи:

закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой.

продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ), память, внимание, творческое воображение.

воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:

«Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»

Цель: научится составлять описательные рассказы по схемам

Задачи:

закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой.

продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ), память, внимание, творческое воображение.

воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

Оборудование: портреты сказочных персонажей - Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро; схема описания портрета; карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний; большой цветной карандаш; пластмассовые ножницы; вылепленные из теста носы разной формы; уши, вырезанные из бумаги – 3 пары, среднего размера, большие, маленькие; кисточка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Сядет тот, кто вспомнит и назовёт, какого-нибудь сказочного героя, в человеческом обличии из сказки «Буратино». (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро -  портреты вывешиваются на доску)

Сегодня мы снова будем учиться составлять рассказ-описание по схеме. А описывать будем портреты тех сказочных персонажей, которые вывешены на доске.

2. Рассматривание схемы.

Подскажите, чем нам может помочь схема? (Схема подскажет, о чём надо рассказать сначала, о чём потом, схема – это план рассказа)

Скажите, что нам подсказывает первый символ схемы - знак вопроса? (Надо назвать героя из сказки, о котором мы будем рассказывать)

Послушайте загадку и узнаете, о ком мы сейчас будем составлять рассказ.

Начинает он ругаться -

Куклы все его бояться.

Грозный взгляд и борода

Нагоняют страх всегда. (Карабас)

Как мы начнём свой описательный рассказ? (Описательный рассказ начнём так: - «Это Карабас.»)

3.Игра «Зеркало»

Среди детей выбирается водящий. Он с помощью карточек с пиктограммами различных эмоциональных состояний, а затем просто жестов и мимики передает различные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх и т.д. дети отгадывают и изображают то же эмоциональное состояние.

Мы вспомнили, какие бывают эмоции, давайте продолжим составлять рассказ. Что мы можем сказать о Карабасе по второму символу схемы? (По второму символу схемы мы можем сказать, что Карабас – злой.)

Почему вы решили, что он злой? ( Мы решили, что он злой, потому что он нахмурил лохматые, густые брови, его губы сжаты, не улыбаются, у него длинные усы и страшная длинная борода.)

4. Игра «Волшебный карандаш»

До чего карандаш дотрагивается, то становится такого же цвета, как и он сам.

Логопеддотрагивается до разных предметов в группе, а дети составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены глаза человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса – чёрные, злые глаза.)

5. Физминутка. Игра на внимание: «Уши-нос».

Дети слушают команду: «Ухо» и дотрагиваются до уха. «Нос»- дотрагиваются до носа. Логопед сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть внимательными и не ошибиться. Кто ошибается, садится на своё место.

6. Игра «Примерь».

Дети примеряют уши, вырезанные из бумаги, сказочным персонажам и сравнивают размеры их ушей.

Сколько у нас всего бумажных ушей? (У нас всего 6 бумажных ушей.)

Все шесть ушей разного размера? (Не все уши разного размера.)

Почему не все уши разного размера? (Не все уши разного размера, потому что у одного человека два одинаковых уха.

Каких размеров уши из бумаги? (Два уха -  большие, два – маленькие, два – среднего размера.)

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены уши человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса большие уши.)

7.Игра « Определи на ощупь».

Дети рассматривают разной формы носы, вылепленные из теста.

С чем можно сравнить нос такой формы? ( Нос такой формы можно сравнить с картошкой.)

С чем можно сравнить нос такой формы? ( Нос такой формы можно сравнить с крючком)

Как можно сказать об этом носе? ( Это курносый нос, задранный)

Чем похожи эти два носа? (Эти носы длинные.)

В чём же их отличие? (Они отличаются тем, что один нос – прямой, а другой – с горбинкой.)

А может нос сочетать два признака – быть  длинным и походить на картошку, или быть курносым и с горбинкой? (Нос может сочетать два признака.

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображён нос человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса большой нос, похожий на картошку, и загнут крючком.)

8.Игра «Парикмахер».

Выбирается один ребёнок, для роли парикмахера. Ему выдаётся атрибут – пластмассовые ножницы и расчёска.

Постригите, пожалуйста, клиенту волосы, чтобы они стали средней длинны/короткими/ остались длинными, были аккуратно расчёсаны, остались  лохматыми, неопрятными. (Ребёнок подходит к детям и взрослым с заданной длинной волос и сообщает всем, как он подстриг клиента.)

Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены волосы человека.)

Что нам подсказывает этот символ схемы, что мы можем сказать о волосах Карабаса? (Здесь мы можем сказать, что у Карабаса длинные не опрятные волосы каштанового цвета.)

9. Игра «Художник».

Выбирается один ребёнок, который сможет повторить всё сказанное ранее детьми, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Карабаса, описывает его, соответственно схеме–плану.

10. Итог занятия.

Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет вам составлять описания портретов?

Дома, попробуйте описать какого-нибудь сказочного героя самостоятельно, с опорой на схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ

В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект ООД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...