«Русские посиделки»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора; изучение основных русских обрядов, праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkie_posidelki.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №115
комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга
(ГБДОУ детский сад №115 Выборгского района)
194017, Санкт – Петербург, ул. Гаврская д.9
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности с детьми
подготовительной группы №7
по теме «Русские посиделки»
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие.
Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология,
музыкально – ритмическая технология, технология диалогового общения.
Составила: Сорокина И.Н.
г. Санкт – Петербург
2019
Цель: Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора
Задачи
Образовательные: изучение основных русских обрядов, праздников.
Развивающие: выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры; практическое освоение традиционного русского музыкального, пластического (танцевального) и поэтического творчества;
развитие самостоятельности и инициативы.
Воспитательные: привитие детям любви к народной культуре через народное пение, танцы, потешки, небылицы; формирование интереса, бережного отношения,
уважения и любви к традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
Оборудование: сопровождение CD музыки: музыкальный центр и флеш накопитель с русской народной музыкой; одежда для детей в русском стиле.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Сейчас перед вами выступит детский фольклорный коллектив детского сада №115. Фольклорный репертуар включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества – это песни, танцы, игры, декламация, элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.).
Итак, начинаем!
(Вход детей под музыку)
Хоровод «Земелюшка – чернозём»
Воспитатель:
Ребята, вам предстоит сегодня показать свои знания и умения в области русского фольклора.
- Скажите, что такое фольклор? (предполагаемые ответы детей: (фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание»)
- Какие жанры русского фольклора вы помните? (предполагаемые ответы детей)
Песни (колыбельные, исторические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки), детский фольклор (заклички, дразнилки, потешки, прибаутки, считалочки), пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, предания, легенды, былины, игры.
- Хорошо. Хороводную песню вы нам уже показали. Теперь давайте поговорим о закличках. Что это такое? (предполагаемые ответы детей)
Раньше, давным-давно, на Руси, люди обращались к солнцу, небу, дождю, т.е. к явлениям природы, с просьбой о помощи в чём-либо.
Вот и мы сейчас с вами обратимся с просьбой, непосредственно, к самой «Весне», чтобы не отступала, не допускала больше морозов. Но, не просто будем просить, а будем закликивать «Весну», т.е. произносить закличку.
Закличка
Воспитатель и дети:
- Весна-красна, - руки поднимаем вверх
- Нам добра принесла. - руки опускаем вниз
- Солнце лучистое, - кисти рук соединены, пальцы рук растопырены «солнышко»
- Небо чистое, - движение руками «чистим небо»
- Звонкие капели, - приседаем и встряхиваем кистями рук
- Птичьи трели, - повороты, руки прижаты к туловищу,
кисти рук растопырены
- Талую водицу, - руки сцеплены в «замок»,
выполнение руками «змейки»
- Веселые лица, - повороты и наклоны туловища
- Набухшие почки, - руки соединены перед собой,
пальцы рук прижаты, показ «коробочки»
- Первые цветочки. - повороты, руки прижаты к туловищу,
кисти рук растопырены
Воспитатель:
- Молодцы. Теперь можно и поиграть. А поиграем мы в русскую народную игру «Коршун», а выбрать того, кто будет коршуном и наседкой нам поможет считалка.
Считалка
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил под лавку.
Кто её возьмёт -
Тот вон пойдёт.
Народная игра «Коршун» (см. приложение)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы что такое небылицы? (ответы детей)
Небылицы
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Воспитатель:
- Ой, не верю! Дети, вы кто ж такие будете?
Дети:
- Мы, детишки – врунишки!
Воспитатель:
- А что вы ещё знаете?
Дети:
- Мы можем вам такое рассказать – ни за что не поверите!
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Воспитатель:
- А покажите нам сказку-прибаутку?
Инсценировка « Уля и Филя»
УЛЯ: Здорово, Филя!
ФИЛЯ: Здорово, Уля!
УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?
ФИЛЯ: Мать прислала лепешек-оладушек.
УЛЯ: А где ж они?
ФИЛЯ: Я их под лавку положил.
УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!
ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?
УЛЯ: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
УЛЯ: Здорово, Филя!
ФИЛЯ: Здорово, Уля!
УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?
ФИЛЯ: Мать прислала сарафан.
УЛЯ: А где же он?
ФИЛЯ: Я его в печку положил.
УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!
ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?
УЛЯ: Я бы его повесила.
(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
УЛЯ: Здорово, Филя!
ФИЛЯ: Здорово, Уля!
УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?
ФИЛЯ: Мать прислала барана.
УЛЯ: А где же он?
ФИЛЯ: Я его повесил.
УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!
ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?
УЛЯ: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
УЛЯ: Здорово, Филя!
ФИЛЯ: Здорово, Уля!
УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?
ФИЛЯ: Мать прислала сестренку Настьюшку.
УЛЯ: А где ж она?
ФИЛЯ: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
УЛЯ: Экий ты, Филя, чудак!
ФИЛЯ: А ты бы, Уля, как?
УЛЯ: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
УЛЯ: Здорово, Филя!
ФИЛЯ: Здорово, Уля!
УЛЯ: Что, мать гостинцев прислала?
ФИЛЯ: Мать прислала свинью.
УЛЯ: А где ж она?
ФИЛЯ: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
УЛЯ: Ах ты, Филя, простофиля!
Воспитатель:
Ну, что ж, раз вы у нас такие молодцы, давайте покажем нашим дорогим гостям ещё одну народную игру «Скачет, скачет воробей »
Игра «Скачет, скачет воробей» (см. приложение)
Воспитатель: Не обойтись нам и без потешек! Звучат они красиво, запоминаются легко. Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) Молодцы!
Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Потешка «Тит - лодырь» и «Федул»
(Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него)
Тит: Где баранки, калачи?
Дети: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.
Не жнет, не косит, А обедать просит.
Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
Дети: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
Дети: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь, есть калачи, Не сиди на печи.
*****
– Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно защить?
– Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
*****
Воспитатель:
- А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении?
(дети встают с места говорят пословицы и поговорки)
- без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- долог день до вечера, коли делать нечего
- терпение и труд все перетрут.
- была бы охота - будет и работа.
- умелые руки не знают скуки.
- землю красит солнце, а человека - труд.
- кончил дело - гуляй смело.
- любишь кататься, люби и саночки возить.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!
Как говорится «делу время, а потехе час», а раз пришло веселье - запевай частушки.
Частушки
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Кабы, кабы да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила — накухарничала.
Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали —
Не пойдем больше туда.
Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И — давай плясака!
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.
Ох, кошка, брысь!
На порог не садись:
А то миленький пойдет
Спотыкнется — упадет.
У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа —
Косолапы женихи.
На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята!
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Я не тятькина
Я не мамкина —
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
Пойду плясать —
Дома нечего кусать:
Сухари да корки —
На ногах опорки.
Воспитатель: Ай да умницы, ай да молодцы!!! Берёмся за руки на хоровод «Светит месяц».
Хоровод «Светит месяц, светит ясный»
(дети кланяются и выходят из группы)
Приложение
«Коршун»
Перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:
Вокруг коршуна хожу
Ожерелье нижу,
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Перед началом игры, по считалке, дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?
(Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди)
— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.
(Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят)
Правила
1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.
2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.
3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.
Указания к проведению
Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.
«Скачет, скачет воробей»
Это наборная игра.
Выбирают «Воробья». Все дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет на одной ножке, машет «крылышками», созывает детей, а все поют:
Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех детей-тей-тей.
Мало, мало, мало нас, нас, нас,
Иди, Машенька, за нас, нас, нас.
Тот, чье имя произнесли, идет к воробью. Они берутся за руки и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:
Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Разгоняет всех детей-тей-тей.
Много, много, много нас, нас, нас,
Убегайте все от нас!
Дети разбегаются, а «Воробей» их ловит. Кого он поймает, тот становится «Воробьем», и игра продолжается.
«Бабка-Ёжка»
Выбирается «Бабка-Ёжка», девочка или мальчик. Она садится в конец зала или, если играют на улице, подальше от других детей, у какого-нибудь дерева.
Все становятся в шеренгу, лицом к «Бабке-Ёжке», берутся за руки и идут к ней с песенкой, притопывая в такт:
Бабка-Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Раз, два, три,
Беги!
Дети разбегаются, а «Бабка-Ёжка» их ловит. Кого она поймает, тот становится «Бабкой-Ёжкой», и игра продолжается.
Заклички
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, солнышко,
Загляни в оконышко!
Твои детки играют,
Воробышков путают,
А малину рвут
И нам не дают —
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе горошечка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Русские посиделки"
Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору...
Проект занятия: «Русские посиделки»
продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...
Проект занятия: «Русские посиделки»
продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...
Конспект занимательного дела "Русские посиделки"
Интегрированное занятие по художественному труду...
Развлечение "Русские посиделки"
В рамках читательского клуба "Буквоешка", организованного на базе группы, родители вместе с детьми читали произведения устного народного творчества дома, а воспитатели в детском саду, на про...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки».
НОд по патриотическому воспитанию...
Русские "ПОСИДЕЛКИ"
Приобщаем детей к народным истокам...