Конструкт совместной образовательной деятельности Интегрированная НОД «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конструкт совместной образовательной деятельности
Интегрированное НОД «Путешествие в осенний лес»
Конструкт совместной образовательной деятельности
Интегрированное НОД «Путешествие в осенний лес»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Разработали: учитель-логопед, Шеремет Ю.И., воспитатель, Ермакова Наталья Николаевна
Проводят занятие: учитель-логопед, Шеремет Юлия Ивановна
воспитатель, Ермакова Наталья Николаевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о разных периодах осени; совершенствование активного словаря по теме «Осень», формирование умения правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения, проявлять активность в игровой, коммуникативной деятельности; использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания;
- расширять и углублять представления о подготовке диких животных к зиме;
- продолжать учить различать и называть перелетных птиц, развивать представления о причинах перелетов птиц;
- учить детей передавать колорит осени в разных ее периодах;
- продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками рисования (по сырому, способом «тычка»);
- продолжать учить детей создавать коллективную композицию, планировать работу и распределять ее между участниками.
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, подбор слов с противоположным значением);
- развивать связную речь и координацию речи с движением;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, стремление к овладению знаниями и способами действия;
- развивать умение подбирать цветовые гаммы для изображения разных периодов осени;
- развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, аккуратность.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое дыхание и силу голоса, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности, инициативности. Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.
Оборудование: листочки из фоамирана, сосновые шишки, акварель, листы ватмана, поролоновые губки, кисть № 10 (по количеству детей), мяч, проектор, мультимедийный экран.
Способ организации: активно-деятельностный.
Планируемый результат:
Имеют представления о разных периодах осени. Строят речевые высказывания в различных ситуациях общения. Правильно употребляют основные грамматические формы слова. Проявляют инициативность, любознательность в игровой, коммуникативной деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Используют в рисовании нетрадиционные материалы и техники.
Содержание деятельности:
Этапы деятельности | Организация совместной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный
Игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» | В. Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! А теперь присядем на свои места и начнем занятие. К нам в детский сад сегодня пришло электронное письмо от Малыша из мультфильма «Барбоскины». Давайте посмотрим его. М: Здравствуйте, ребята. Я хочу обратиться к вам за помощью. В нашем городе объявили конкурс рисунков на тему «Краски осени». А он ух-ты пух-ты какой сложный. Даже Роза, Генка и Лиза не могут мне помочь. Каждый участник должен нарисовать картины трех периодов осени, используя для этого разные краски. А я пока совершенно ничего не знаю ни про какие периоды осени, а уж тем более, какими красками их можно нарисовать. Помогите мне, ребята! Я очень хочу победить в этом конкурсе. В: Да, сложную задачу нам задал Малыш. Поможем ему, ребята? Тогда для начала давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью, начало октября – золотой, а со второй половины октября до конца ноября - поздней осенью. Как же нам узнать, чем эти периоды отличаются друг от друга и какими красками их можно изобразить? Что я слышу? Кажется, сама тетушка Осень идет к нам в гости! О: Здравствуйте, ребята. Я проходила мимо ваших окон и услышала разговор о том, что кому-то нужно помочь разобраться в периодах осени и подобрать краски для их изображения. В: Да. Нужно срочно помочь Малышу Барбоскину и нам. О: Хорошо. Для этого я приглашаю вас на прогулку в осенний лес, где вы сразу сможете побывать в разных периодах осени, познакомиться с их приметами, а также поиграть в веселые осенние игры. Вставайте друг за другом и следуйте за мной. В лес отправимся гулять, будем весело шагать, По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, На носочки встали и к лесу побежали, Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, И снова по дорожке мы весело шагаем. |
Создает проблемную ситуацию
Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени). Предлагает отправиться на прогулку в осенний лес. Проводит игру на координацию речи с движением. | Здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Проявляют активность, желание помочь Малышу.
Выражают желание отправиться на прогулку. Выполняют движения по тексту. | Положительная мотивация
|
II. Деятельностный
Игра «Закончи предложения»
Артикуляционная гимнастика – сказка «По грибы»
Игра «Вершки и корешки»
Игра «Какой листок?»
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Упражнение «Назови перелетных птиц»
Игра «Кто здесь лишний»
Массаж рук сосновыми шишками
| О: Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, в котором господствует ранняя осень. Полюбуйтесь его красотой и назовите цвета, которые преобладают в его осеннем убранстве (зеленый и желтый). Действительно, лес ранней осенью мало отличается от летнего леса. Листья на деревьях только начинают менять окраску, да местами от ночных холодов пожухла и пожелтела трава. Послушайте стихотворение Светланы Цокур «В сентябре» и скажите, о каких еще признаках ранней осени в нем говорится: В сентябре еще не грустно: Теплый полдень, все в цветах. Помидоры и капуста Поспевают на полях. По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. И еще зеленой шапкой Лес усталый приодет. Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра (все в цветах, собирают овощи, часто бывает дождик). О: Правильно. А еще в лесу ранней осенью много грибов. Давайте и мы с вами прогуляемся по лесочку, соберем грибочки и выполним артикуляционную гимнастику. Садитесь на стулья. Вот и осень пришла, Нам подарки принесла. Мы в лес пойдем, Там грибочки найдем. Возьмем корзинки большие. Вот такие… Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму чашечки. Шли, шли, до ручейка дошли. А вот и мостик. Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу. Перешли ручеек по мостику и попали в лес. А в лесу, под кустом, на каждой кочке Манят нас к себе грибочки. Вот береза, а под нею гриб подберезовик. Он стоит среди дорожки. Голова на тонкой ножке. Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка). При этом сам язык изображает шляпку, а уздечка – тонкую ножку гриба. А на пенек забрались опята, Грибные ребята. Показать упражнение «Грибок». А вот и сестрички – Рыжие лисички. Показать упражнение «Грибок». По лесочку мы гуляли И друг друга потеряли. Покричу в лесу: «Ау у у!» И друзей своих найду. Сначала громко и длительно произнести: «Ау у у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау у у!» -Сколько мы грибов собрали в лесу. В: А еще мы любим собирать урожай овощей и фруктов. Давайте покажем как, и поиграем игру «Вершки и корешки» Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например: Воспитатель. Помидоры. Ребенок. Вершки. Воспитатель. Редька. Ребенок. Корешки и т.д. О: Нам пора отправляться дальше, в следующий период осени. Кто помнит, как он называется? Проводится игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» (см. выше) О: Вот мы и добрались с вами до золотой осени. Как вы думаете, почему осень в этот период называют золотой? (Листья на деревьях желтеют и становятся похожи на золото) А какие еще цвета преобладают в палитре золотой осени? Назовите еще признаки «золотой осени» (листопад, листья лежат ковром, под ногами шелестят, чаще идет дождь, небо заволакивают серые облака, цветы вянут.) Листопад мое самое любимое явление природы. Я даже знаю о нем стихотворение. Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру кружат, летят. Посмотрите, сколько красивых листочков я собрала. Давайте с ними поиграем. Я буду показывать вам с разных деревьев листочки, а вы должны сказать, какой это листочек. О: - Лист дуба – дубовый, лист березы – березовый, лист клена – кленовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый. О. Давайте и мы с вами устроим листопад. Встаньте в круг. Положите листочек на ровную ладошку, сделайте вдох носом и подуйте на листок через вытянутые вперед губы (повторить 2-3 раза). В: В нашем лесу перепутались перелетные и зимующие птицы. Давайте назовем всех перелетных птиц изображенных на экране, чтобы они смогли улететь в теплые края (Дети называют, картинка с изображением птиц исчезает. Остаются только изображения зимующих птиц). Почему перелетные птицы улетают в теплые края? О: Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну а нам пора отправляться дальше. В каком периоде осени мы еще не были? (Поздняя осень) Проводится игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» (см. выше) Наконец мы с вами добрались до поздней осени. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. С деревьев облетели почти все листья, а по утрам на ветках можно увидеть голубоватый иней или даже первый снежок. Последние птицы улетели в теплые края. Животные готовятся к зиме. В: Мы с ребятами знаем, как звери нашего леса готовятся к зиме. Давайте покажем осени, поиграем в игру «Кто здесь лишний?» Картинки: «Медведь, мышь, еж» (мыши лишние, потому что зимой не спят, а остальные звери впадают в спячку); «Белка, ежик, заяц» (заяц лишний, потому что не готовит запасы на зиму); «Белка, мышь, заяц» (мышка лишняя, потому что не меняет шерсть на зиму) О: Молодцы, ребята. А вы обратили внимание, какие цвета преобладают в палитре поздней осени? (Да) Какие? (серые, черные, коричневые, кое-где грязно-желтые) Какое настроение у вас вызывают эти цвета? (грустное, печальное) Не грустите, ребята, ведь осень – это вечер года. Поздней осенью природа засыпает, чтобы отдохнуть, а весной пробудиться ото сна и порадовать нас красотой своих красок. Наше путешествие подходит к концу. Настало время подвести итоги и подумать, как помочь Малышу победить в конкурсе. Давайте вспомним, какие бывают периоды осени. Какой период осени идет сейчас. Как же нам помочь Малышу? В: Давайте нарисуем и по электронной почте пошлем Малышу картины разных периодов осени, чтобы глядя на них, Малыш легко мог понять, какой период осени изображен, и какие краски мы использовали для их рисования Для этого я предлагаю разделиться на три равные группы. Кто желает нарисовать раннюю, золотую, позднюю осень. Мы с вами заранее нарисовали восковыми мелками деревья. Осталось добавить нашим картинам цвета, чтобы глядя на них, каждый мог понять, какой период осени вы изобразили. Фон наших картин мы будем изображать акварелью, используя способ рисования по сырому листу бумаги. Как вы думаете, каким способом лучше нарисовать листву на деревьях и земле, траву, облака и тучи? (способом «тычка»). О: Прежде чем начать рисовать, давайте сделаем массаж рук с шишками. Возьмите шишки в корзинках на столе. Шишку я в руке держу То сожму, то разожму, Поиграю с нею – Ладони разогрею. Вот сжимаю правою, Вот сжимаю левою. Буду шишку я сжимать, Буду руки укреплять. В: Приступайте к работе. Не забывайте договориться, кто, что будет делать. С чего вы начнете, работу? (Сначала смочим лист бумаги водой.) Как вы будете это делать? (Широкими мазками, слева направо, чтобы воды не было слишком много или мало.) Что, Катя, ты будешь делать потом? (По мокрому листу нанесу краску нужного нам цвета, выделяя одним цветом землю, а другим – небо.) Какую гамму красок вы используете при рисовании ранней осени? Какие цвета вы используете для изображения золотой осени? Какие краски нужны для изображения поздней осени? Не забывайте, что при выполнении тычка кисточку нужно держать вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок. Только в этом случае кисточка после удара тычка о лист бумаги будет оставлять четкий пушистый отпечаток. Старайтесь рисовать аккуратно, не задевая руками и рукавами, краску. Если все таки замарались, воспользуйтесь влажными салфетками. | Воспитатель создает диалоговую ситуацию, выявляет знания детей о приметах ранней осени.
Проводит игру.
Погружает детей в артикуляционную сказку
Объясняет правила игры. Проводит игру
Проводит игру на координацию речи с движением.
Играет в речевые игры. Называет дерево.
Проводит дыхательную гимнастику.
Проводит игру.
Предлагает нарисовать картины, сделать выбор, какой период будут рисовать.
Проводит пальчиковую игру с шишками.
Во время рисования обращает внимание на передачу цвета и аккуратность в работе | Настраиваются на совместную деятельность.
Проявляют речевую активность в диалоге.
Садятся на стульчики. Выполняют зарядку для язычка по сказке.
Определяют и называют место произрастания плода.
Образуют притяжательные прилагательные. Устраивают «листопад понарошку».
Называют перелетных птиц. Отвечают на вопросы воспитателя.
Выделяют и называют лишнее животное по определенному признаку.
Передают настроение.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Делают выбор Обсуждают способы рисования картины
Выполняют круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Выполняют коллективную работу под музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года. Осень». | Умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением.
Удерживают артикуляционные позы при выполнении упражнений.
Знание о разных частях растений: «вершки» и «корешки». Выделяют существенные признаки предмета и выдвигают предположения. Проявляют инициативность, любознательность.
Подбирают прилагательные
Правильно употребляют основные грамматические формы слова.
Различают листья с разных деревьев. Умение образовывать притяжательные прилагательные.
Различают и называют перелетных птиц, причины их перелета в теплые края.
Умение классифицировать, сравнивать, обобщать Имеют представления о подготовке диких животных к зиме. Осмысленно применяют слова в речевом высказывании.
Владеют техникой рисования по сырому, способом «тычка».
Могут с помощью красок передать цветовую гамму разных периодов осени.
Умеют работать в коллективе, выполнять коллективные работы |
IV.Рефлексивный Итоги.
| В: Посмотрите на наши картины. Как вы думаете, сможет Малыш по ним понять, какие бывают периоды осени и какими красками их нужно рисовать (Да). А это значит, что вы сегодня научились говорить на языке красок. Нам осталось сфотографировать картины и отправить их фото Малышу. О: Спасибо вам, ребята! Порадовали вы меня. С вами я прощаюсь, в лес осенний возвращаюсь. До свидания! До следующего года! Не забудьте про подарки! В: До свидания, Осень. Давайте вспомним, какие техники мы использовали для изображения осени? (техника рисования по сырому, способ «тычка») Какими материалами пользовались? (губка, толстые кисти, акварель, восковые мелки) Какой техникой больше понравилось рисовать? Пойдемте расскажем всем друзьям о нашей прогулке по осеннему лесу. Давайте попрощаемся с гостями. | Привлекает детей к подведению итогов | Делятся впечатлениями, Выражают собственные чувства к проделанной работе | Имеют представления о разных периодах осени, их приметах.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_7_progulka_v_osenniy_les.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт совместной образовательной деятельности
Интегрированное НОД «Путешествие в осенний лес»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Разработали: учитель-логопед, Шеремет Ю.И., воспитатель, Ермакова Наталья Николаевна
Проводят занятие: учитель-логопед, Шеремет Юлия Ивановна
воспитатель, Ермакова Наталья Николаевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о разных периодах осени; совершенствование активного словаря по теме «Осень», формирование умения правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения, проявлять активность в игровой, коммуникативной деятельности; использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания;
- расширять и углублять представления о подготовке диких животных к зиме;
- продолжать учить различать и называть перелетных птиц, развивать представления о причинах перелетов птиц;
- учить детей передавать колорит осени в разных ее периодах;
- продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками рисования (по сырому, способом «тычка»);
- продолжать учить детей создавать коллективную композицию, планировать работу и распределять ее между участниками.
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, подбор слов с противоположным значением);
- развивать связную речь и координацию речи с движением;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, стремление к овладению знаниями и способами действия;
- развивать умение подбирать цветовые гаммы для изображения разных периодов осени;
- развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, аккуратность.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое дыхание и силу голоса, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности, инициативности. Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.
Оборудование: листочки из фоамирана, сосновые шишки, акварель, листы ватмана, поролоновые губки, кисть № 10 (по количеству детей), мяч, проектор, мультимедийный экран.
Способ организации: активно-деятельностный.
Планируемый результат:
Имеют представления о разных периодах осени. Строят речевые высказывания в различных ситуациях общения. Правильно употребляют основные грамматические формы слова. Проявляют инициативность, любознательность в игровой, коммуникативной деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Используют в рисовании нетрадиционные материалы и техники.
Содержание деятельности:
Этапы деятельности | Организация совместной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный
Игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» | В. Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! А теперь присядем на свои места и начнем занятие. К нам в детский сад сегодня пришло электронное письмо от Малыша из мультфильма «Барбоскины». Давайте посмотрим его. М: Здравствуйте, ребята. Я хочу обратиться к вам за помощью. В нашем городе объявили конкурс рисунков на тему «Краски осени». А он ух-ты пух-ты какой сложный. Даже Роза, Генка и Лиза не могут мне помочь. Каждый участник должен нарисовать картины трех периодов осени, используя для этого разные краски. А я пока совершенно ничего не знаю ни про какие периоды осени, а уж тем более, какими красками их можно нарисовать. Помогите мне, ребята! Я очень хочу победить в этом конкурсе. В: Да, сложную задачу нам задал Малыш. Поможем ему, ребята? Тогда для начала давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью, начало октября – золотой, а со второй половины октября до конца ноября - поздней осенью. Как же нам узнать, чем эти периоды отличаются друг от друга и какими красками их можно изобразить? Что я слышу? Кажется, сама тетушка Осень идет к нам в гости! О: Здравствуйте, ребята. Я проходила мимо ваших окон и услышала разговор о том, что кому-то нужно помочь разобраться в периодах осени и подобрать краски для их изображения. В: Да. Нужно срочно помочь Малышу Барбоскину и нам. О: Хорошо. Для этого я приглашаю вас на прогулку в осенний лес, где вы сразу сможете побывать в разных периодах осени, познакомиться с их приметами, а также поиграть в веселые осенние игры. Вставайте друг за другом и следуйте за мной. В лес отправимся гулять, будем весело шагать, По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, На носочки встали и к лесу побежали, Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, И снова по дорожке мы весело шагаем. | Создает проблемную ситуацию Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени). Предлагает отправиться на прогулку в осенний лес. Проводит игру на координацию речи с движением. | Здороваются с гостями, садятся на стульчики. Проявляют активность, желание помочь Малышу. Выражают желание отправиться на прогулку. Выполняют движения по тексту. | Положительная мотивация
|
II. Деятельностный
Игра «Закончи предложения» Артикуляционная гимнастика – сказка «По грибы»
Игра «Вершки и корешки» Игра «Какой листок?»
Дыхательная гимнастика «Листопад» Упражнение «Назови перелетных птиц» Игра «Кто здесь лишний»
Массаж рук сосновыми шишками | О: Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, в котором господствует ранняя осень. Полюбуйтесь его красотой и назовите цвета, которые преобладают в его осеннем убранстве (зеленый и желтый). Действительно, лес ранней осенью мало отличается от летнего леса. Листья на деревьях только начинают менять окраску, да местами от ночных холодов пожухла и пожелтела трава. Послушайте стихотворение Светланы Цокур «В сентябре» и скажите, о каких еще признаках ранней осени в нем говорится: В сентябре еще не грустно: Теплый полдень, все в цветах. Помидоры и капуста Поспевают на полях. По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. И еще зеленой шапкой Лес усталый приодет. Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра (все в цветах, собирают овощи, часто бывает дождик). О: Правильно. А еще в лесу ранней осенью много грибов. Давайте и мы с вами прогуляемся по лесочку, соберем грибочки и выполним артикуляционную гимнастику. Садитесь на стулья. Вот и осень пришла, Нам подарки принесла. Мы в лес пойдем, Там грибочки найдем. Возьмем корзинки большие. Вот такие… Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму чашечки. Шли, шли, до ручейка дошли. А вот и мостик. Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу. Перешли ручеек по мостику и попали в лес. А в лесу, под кустом, на каждой кочке Манят нас к себе грибочки. Вот береза, а под нею гриб подберезовик. Он стоит среди дорожки. Голова на тонкой ножке. Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка). При этом сам язык изображает шляпку, а уздечка – тонкую ножку гриба. А на пенек забрались опята, Грибные ребята. Показать упражнение «Грибок». А вот и сестрички – Рыжие лисички. Показать упражнение «Грибок». По лесочку мы гуляли И друг друга потеряли. Покричу в лесу: «Ау у у!» И друзей своих найду. Сначала громко и длительно произнести: «Ау у у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау у у!» -Сколько мы грибов собрали в лесу. В: А еще мы любим собирать урожай овощей и фруктов. Давайте покажем как, и поиграем игру «Вершки и корешки» Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например: Воспитатель. Помидоры. Ребенок. Вершки. Воспитатель. Редька. Ребенок. Корешки и т.д. О: Нам пора отправляться дальше, в следующий период осени. Кто помнит, как он называется? Проводится игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» (см. выше) О: Вот мы и добрались с вами до золотой осени. Как вы думаете, почему осень в этот период называют золотой? (Листья на деревьях желтеют и становятся похожи на золото) А какие еще цвета преобладают в палитре золотой осени? Назовите еще признаки «золотой осени» (листопад, листья лежат ковром, под ногами шелестят, чаще идет дождь, небо заволакивают серые облака, цветы вянут.) Листопад мое самое любимое явление природы. Я даже знаю о нем стихотворение. Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру кружат, летят. Посмотрите, сколько красивых листочков я собрала. Давайте с ними поиграем. Я буду показывать вам с разных деревьев листочки, а вы должны сказать, какой это листочек. О: - Лист дуба – дубовый, лист березы – березовый, лист клена – кленовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый. О. Давайте и мы с вами устроим листопад. Встаньте в круг. Положите листочек на ровную ладошку, сделайте вдох носом и подуйте на листок через вытянутые вперед губы (повторить 2-3 раза). В: В нашем лесу перепутались перелетные и зимующие птицы. Давайте назовем всех перелетных птиц изображенных на экране, чтобы они смогли улететь в теплые края (Дети называют, картинка с изображением птиц исчезает. Остаются только изображения зимующих птиц). Почему перелетные птицы улетают в теплые края? О: Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну а нам пора отправляться дальше. В каком периоде осени мы еще не были? (Поздняя осень) Проводится игра на координацию речи с движением «В лес отправимся гулять…» (см. выше) Наконец мы с вами добрались до поздней осени. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. С деревьев облетели почти все листья, а по утрам на ветках можно увидеть голубоватый иней или даже первый снежок. Последние птицы улетели в теплые края. Животные готовятся к зиме. В: Мы с ребятами знаем, как звери нашего леса готовятся к зиме. Давайте покажем осени, поиграем в игру «Кто здесь лишний?» Картинки: «Медведь, мышь, еж» (мыши лишние, потому что зимой не спят, а остальные звери впадают в спячку); «Белка, ежик, заяц» (заяц лишний, потому что не готовит запасы на зиму); «Белка, мышь, заяц» (мышка лишняя, потому что не меняет шерсть на зиму) О: Молодцы, ребята. А вы обратили внимание, какие цвета преобладают в палитре поздней осени? (Да) Какие? (серые, черные, коричневые, кое-где грязно-желтые) Какое настроение у вас вызывают эти цвета? (грустное, печальное) Не грустите, ребята, ведь осень – это вечер года. Поздней осенью природа засыпает, чтобы отдохнуть, а весной пробудиться ото сна и порадовать нас красотой своих красок. Наше путешествие подходит к концу. Настало время подвести итоги и подумать, как помочь Малышу победить в конкурсе. Давайте вспомним, какие бывают периоды осени. Какой период осени идет сейчас. Как же нам помочь Малышу? В: Давайте нарисуем и по электронной почте пошлем Малышу картины разных периодов осени, чтобы глядя на них, Малыш легко мог понять, какой период осени изображен, и какие краски мы использовали для их рисования Для этого я предлагаю разделиться на три равные группы. Кто желает нарисовать раннюю, золотую, позднюю осень. Мы с вами заранее нарисовали восковыми мелками деревья. Осталось добавить нашим картинам цвета, чтобы глядя на них, каждый мог понять, какой период осени вы изобразили. Фон наших картин мы будем изображать акварелью, используя способ рисования по сырому листу бумаги. Как вы думаете, каким способом лучше нарисовать листву на деревьях и земле, траву, облака и тучи? (способом «тычка»). О: Прежде чем начать рисовать, давайте сделаем массаж рук с шишками. Возьмите шишки в корзинках на столе. Шишку я в руке держу То сожму, то разожму, Поиграю с нею – Ладони разогрею. Вот сжимаю правою, Вот сжимаю левою. Буду шишку я сжимать, Буду руки укреплять. В: Приступайте к работе. Не забывайте договориться, кто, что будет делать. С чего вы начнете, работу? (Сначала смочим лист бумаги водой.) Как вы будете это делать? (Широкими мазками, слева направо, чтобы воды не было слишком много или мало.) Что, Катя, ты будешь делать потом? (По мокрому листу нанесу краску нужного нам цвета, выделяя одним цветом землю, а другим – небо.) Какую гамму красок вы используете при рисовании ранней осени? Какие цвета вы используете для изображения золотой осени? Какие краски нужны для изображения поздней осени? Не забывайте, что при выполнении тычка кисточку нужно держать вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок. Только в этом случае кисточка после удара тычка о лист бумаги будет оставлять четкий пушистый отпечаток. Старайтесь рисовать аккуратно, не задевая руками и рукавами, краску. Если все таки замарались, воспользуйтесь влажными салфетками. | Воспитатель создает диалоговую ситуацию, выявляет знания детей о приметах ранней осени. Проводит игру. Погружает детей в артикуляционную сказку
Объясняет правила игры. Проводит игру Проводит игру на координацию речи с движением. Играет в речевые игры. Называет дерево. Проводит дыхательную гимнастику. Проводит игру. Предлагает нарисовать картины, сделать выбор, какой период будут рисовать. Проводит пальчиковую игру с шишками. Во время рисования обращает внимание на передачу цвета и аккуратность в работе | Настраиваются на совместную деятельность. Проявляют речевую активность в диалоге. Садятся на стульчики. Выполняют зарядку для язычка по сказке.
Определяют и называют место произрастания плода. Образуют притяжательные прилагательные. Устраивают «листопад понарошку». Называют перелетных птиц. Отвечают на вопросы воспитателя.
Выделяют и называют лишнее животное по определенному признаку. Передают настроение. Отвечают на вопросы воспитателя. Делают выбор Обсуждают способы рисования картины Выполняют круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью. Выполняют коллективную работу под музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года. Осень». | Умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением. Удерживают артикуляционные позы при выполнении упражнений. Знание о разных частях растений: «вершки» и «корешки». Выделяют существенные признаки предмета и выдвигают предположения. Проявляют инициативность, любознательность. Подбирают прилагательные Правильно употребляют основные грамматические формы слова. Различают листья с разных деревьев. Умение образовывать притяжательные прилагательные. Различают и называют перелетных птиц, причины их перелета в теплые края. Умение классифицировать, сравнивать, обобщать Имеют представления о подготовке диких животных к зиме. Осмысленно применяют слова в речевом высказывании. Владеют техникой рисования по сырому, способом «тычка». Могут с помощью красок передать цветовую гамму разных периодов осени. Умеют работать в коллективе, выполнять коллективные работы |
IV.Рефлексивный Итоги. | В: Посмотрите на наши картины. Как вы думаете, сможет Малыш по ним понять, какие бывают периоды осени и какими красками их нужно рисовать (Да). А это значит, что вы сегодня научились говорить на языке красок. Нам осталось сфотографировать картины и отправить их фото Малышу. О: Спасибо вам, ребята! Порадовали вы меня. С вами я прощаюсь, в лес осенний возвращаюсь. До свидания! До следующего года! Не забудьте про подарки! В: До свидания, Осень. Давайте вспомним, какие техники мы использовали для изображения осени? (техника рисования по сырому, способ «тычка») Какими материалами пользовались? (губка, толстые кисти, акварель, восковые мелки) Какой техникой больше понравилось рисовать? Пойдемте расскажем всем друзьям о нашей прогулке по осеннему лесу. Давайте попрощаемся с гостями. | Привлекает детей к подведению итогов | Делятся впечатлениями, Выражают собственные чувства к проделанной работе | Имеют представления о разных периодах осени, их приметах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт совместной образовательной деятельности по теме «Матрёшка - русская народная игрушка» для детей младшего возраста
работа в центрах для детей младшего дошкольного возраста...
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Как поросёнок говорить учился»
По требованиям ФГОС вместо коспектов урока создаются конструктыКонструкт совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми средней группы.Тема: "Как поросёнок говорить учился"...
Конструкт совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы. Тема: "Гроздь рябинки"
Конструкт совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы. Тема:"Гроздь рябинки"...
Конструкт совместной образовательной деятельности (творческий отчет) в 2 младшей группе Детского сада
Конструкт совместной образовательной деятельности (творческий отчет)в 2 младшей группе Детского сада...
Конструкт совместной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Деньги. Монета. Пластиковая карта".
В данном конструкте показано формирование у детей старшей группы основ экономических знаний о деньгах....
Конструкт совместной образовательной деятельности в режимных моментах с использованием сказкотерапии
Совместная образовательая деятельность в режимных моментах с использованием сказкотерапии. Тема: "Лиса и кувшин"...
Конструкт СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ТЕХНОЛОГИЯ: развивающего обучения «в гостях у сказки»
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252620000, Свердловская об...