Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галимова Светлана Валентиновна

Возрастная категория детей: дети старшей группы

Цель: обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие: закрепить с детьми характерные признаки весны; обогащать словарный запас детей по теме «Весна», упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными, развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивавшие: развивать связную монологическую речь; зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesna.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Весна»

Возрастная категория детей: дети старшей группы

Цель: обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие: закрепить с детьми характерные признаки весны; обогащать словарный запас детей по теме «Весна», упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными, развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивавшие: развивать связную монологическую речь; зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: презентация в программе Смарт;

- раздаточный: иллюстрации с изображением весны.

Ход совместной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, когда вы шли в детский сад вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно?

Дети: Морозное, радостное, солнечное и т.д.

Воспитатель: да воздух прозрачный, светлый, чистый. Небо высокое, лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро?

Дети: хорошее, веселое, радостное.

Воспитатель:
загадка.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

Что это? (Улыбка)

-Подарим, друг другу улыбку, улыбнитесь, пусть у нас будет хорошее настроение весь день.

Дети садятся на стульчики.

Сообщение темы.

Воспитатель: ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: вот и к нам уже пришла весна. Возьмите каждый по картинке и докажите, что это весна. (дети работают с картинками: я думаю…, я знаю..., я видел.)

-Сегодня мы будем говорить о весне, составлять рассказ о весне и помогать одному очень известному сказочному герою.

Чтение сказки.

Жили-были дед и баба на полянке у реки (4 слайд – дед и баба)

И любили очень-очень на сметане колобки

Бабка тесто замесила, колобка она слепила

В печь его поставила, там его оставила

Вышел он румян пригож и на солнышко похож.

Он остыть хотел немножко и улегся на окошко

Колобок на удивление, получился необычный.

Мало того, что непоседа, еще и любознательный. Скучно стало колобку лежать на окошке, спрыгнул он на дорожку и покатился… весну искать. (5 слайд – колобок)

А навстречу ему заяц: (6 слайд- заяц и колобок)

-Колобок, колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, заяц, я весну ищу, уж очень ждут ее бабушка и дедушка.

— А весна вкусная? – спрашивает заяц

— Не знаю, - ответил колобок

— А что такое весна? - спрашивает заяц.

-Весна это… -задумался колобок, поможем колобку ответить на вопрос зайчика.

-Что такое весна? (время года)

-Какое время года было перед весной? (зима)

— Какое время года наступит после весны? (Лето)

— Как называются весенние месяцы? (Март, Апрель, Май)

— Назовите первые признаки весны. (Стало ярче пригревать солнце, снег тает, день становится длиннее, появляются проталины, бегут и журчат ручьи, возвращаются перелетные птицы)

-Помогли мы колобку, ответить на вопрос зайчика, и он отпустил колобка.

-Катится колобок по дорожке, а навстречу ему волк. (7 слайд — Встреча с волком)

-Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, волк, я весну ищу, уж очень ждут ее бабушка и дедушка.

— Я отпущу тебя, если ответишь на мои вопросы.

Подбор прилагательных к слову

-Как можно сказать о зиме, какая она была?

ЗИМА (какая?)— ХОЛОДНАЯ, МОРОЗНАЯ, СНЕЖНАЯ, ВЬЮЖНАЯ…

СОЛНЫШКО ВЕСНОЙ (какое?)— ВЕСЕННЕЕ, ЯРКОЕ, ТЁПЛОЕ, ЛАСКОВОЕ, ВЕСЁЛОЕ, ЛУЧИСТОЕ…

ТРАВА ВЕСНОЙ (какая?)— МОЛОДАЯ, ЗЕЛЁНАЯ, ПЕРВАЯ, ДУШИСТАЯ, НЕЖНАЯ, ТОНКАЯ, ЯРКАЯ…

ВЕТЕР ВЕСНОЙ (какой?)-… МАРТОВСКИЙ, ПРОХЛАДНЫЙ, ВЕСЕННИЙ, ТЕПЛЫЙ, ЛАСКОВЫЙ …

— И колобок смог ответить и волк его отпустил.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь. (8 слайд -Встреча с медведем.)

-Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, я весну ищу. А ты не встречал весны?

— Встречал, - отвечает медведь.

— Я долго спал зимой, а она меня разбудила, только я не знаю, куда она ушла. А сейчас мне скучно. Поиграй со мной, колобок.

Игра с мячом.

-Давайте и мы поиграем. Встаньте, ребята. Будет мячик к вам скакать и вопросы задавать:

Игра

— Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мячик и называть слово, а вы ловите его и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д

Игра: назови ласково.

-Поиграл колобок с медведем и покатился дальше.

Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса (9 слайд — Встреча с лисой.)

— Колобок, колобок, куда спешишь?

— Я весну ищу, - отвечает колобок

— А что такое весна?

И стал колобок рассказывать лисе про весну. Давайте поможем колобку составить рассказ.

Рассматривание мнемотаблицы. (мнемотаблица на доске, дети вместе с воспитателем рассматривают таблицу)

Воспитатель: –Что нарисовано в первом прямоугольнике? (буква В)

— С какого звука начинается слова весна?

— Составьте предложение со словом весна.

Дети: (Наступила долгожданная весна)

Воспитатель: о чем дальше будем рассказывать? (о солнце)

-Как солнце светит весной?

Дети: (Весной ярко светит солнце)

Воспитатель: –Что нарисовано в третьем прямоугольнике? (снежинки, лужи, ручьи)

-Что происходит со снегом весной?

 Дети: (Снег темнеет, тает)

-Что появляется на дорогах?

Дети: (На дорогах появляются лужи, ручьи)

Воспитатель: –Посмотрите на следующую схему. Что делают дети весной?

 Дети: (Дети пускают кораблики)

Воспитатель: – О чем дальше надо рассказать? (О деревьях)

-Что происходит с деревьями весной?

Дети: (Сначала на деревьях набухают почки, а потом появляются листочки)

Воспитатель: – Посмотрите на следующий прямоугольник, о ком теперь будем говорить? (о птицах)

-Как назвать одним словом птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

-Каких прилётных птиц вы знаете?

Давайте посмотрим (14,15,16 слайды птицы)

-Чем занимаются птицы, когда возвращаются?

Дети: (Весной прилетают птицы и вьют гнёзда)

-Для чего они вьют гнёзда?

-Как люди могут помочь прилетающим птицам?

 Дети: (Они строят для птиц скворечники)

(Прослушивание пения птиц) Дрозд, Соловей, Жаворонок, Скворец.

Воспитатель: В последнем прямоугольнике нарисован смайлик.

— Это означает, что нужно закончить рассказ и сказать о своём отношение в весне

-Вам нравится весна?

-А ещё можно сказать: «Как хорошо весной!»

Физминутка «Весна»

Весенний день! (хлопают в ладоши)

На дворе звенит капель, (встряхивают кистями рук)

По полям бегут ручьи (волнообразные движения руками)

На дорогах лужи (соединяют руки перед собой)

Выползают муравьи («пробегают» пальчиками по бедрам и коленям)

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник (имитация движений медведя)

Стали птицы громче петь (делают взмахи кистями рук)

И расцвёл подснежник (складывают из ладошек бутон)

Составление рассказа детьми по мнемотаблице

-А теперь расскажем про весну целиком, а чтобы не забыть, о чём рассказывать, вы смотрите на таблицу и вспоминаете о чём нужно рассказать.

1) Наступила долгожданная весна.

2) На небе ярко светит солнце.

3) Снег темнеет и быстро тает.

На дороге появились лужи. Журчат ручьи.

4) Весной дети пускают кораблики.

5) Весной часто идёт дождь.

6) На деревьях сначала набухают почки, а потом появляются листочки.

7)Весной распускаются подснежники…

8) Птицы прилетают из теплых краев. Они вьют гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Люди вешают скворечники для птиц.

9) Мне нравится весна!

Как хорошо весной! (2 человека)

— А как мы назовем рассказ?

Дети: (Весна)

-Послушала лиса рассказ, похвалила колобка. (17 слайд – колобок и лиса)

— Лиса, подскажи, где мне найти весну? - спрашивает колобок.

-А зачем ее искать, ты посмотри вокруг, - говорит лиса. (18 слайд – цветущая весна)

Посмотрел колобок и увидел, как солнце ярко светит, цветы, деревья цветут, птицы поют.

-Этот и есть весна, - говорит лиса.

-Ух, какая красивая весна, - говорит колобок. И покатился он обратно к бабушке и дедушке, рассказать им, что весна уже пришла.

6. Чтение стихов о весне.

Да, ребята, весна красивое время года. Про весну пишут художники красивые картины, композиторы пишут красивую музыку, поэты пишут стихи о весне. Весна будет рада услышать стихи о себе, кто расскажет стихотворение?

Чтение стихов о весне детьми

«Апрель», «Солнце, елочки пригрело»

«Зима недаром злится»

«Травка зеленеет»

« К нам весна шагает»

— Вот какие замечательные стихи о весне вы рассказали. Молодцы!

7. Итог. Оценивание.

— О каком времени года мы сегодня говорили?

-Что вам сегодня показалось самым трудным, интересным на занятии?

— Вы правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ, ничего не пропускали, старались подобрать красивые слова. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Весна! Весна! Проснись со сна!»

Участники: дошкольники, ранний возраст.Количество детей: 12 человекДлительность: 10 минутПедагогический замысел: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через сюжетно-ролевую игру: «Закли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна, весна на улице, весенние деньки…»

Педагогический замысел: задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:выявить круг представлений детей об окружающем мире;опр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Весна пришла и насекомых привела»

Программное содержание:Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.Развивать умение видеть признаки сходства и различия.Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных призн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Весна пришла"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности На тему «Весна. Цифра «5». Большой, поменьше, самый маленький». (Вторая младшая группа).

Цель: закрепить с воспитанниками счет до 5; сравнение предметов по величине.Оборудование: карточки с материалом для счета; модели мячиков; фломастеры; картинки с изображением весны, мольберт.Задачи :О...