Конспект занятия по обучению рассказыванию на тему: «Поздняя осень» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Михайлова Наталья Александровна

Закрепить у детей представления об осенних изменениях в природе; развивать связную речь детей посредством обучению рассказыванию, используя мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sostavlenie_rasskaza_pozdnyaya_osen.docx73.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению рассказыванию

на тему: «Поздняя осень»

(средняя группа)

Цель: Закрепить у детей представления об осенних изменениях в природе; развивать связную речь детей посредством обучению рассказыванию.

Обучающие задачи:

1.      Учить детей рассказывать о временах года (поздняя осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

2.       Совершенствовать умение называть отличительные черты поздней осени от «золотой».

3.      Формировать умение отвечать на поставленный вопрос.

Развивающие задачи:

1.      Продолжать активизировать словарь детей: по данной теме: сентябрь, октябрь,  ноябрь, листопад, непогода, слякоть; ранняя, солнечная, золотая, поздняя, разноцветные, багряные; дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая.

2.      Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – действенное мышление.

3.      Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

4.      Развивать монологическую и диалогическую речь.

 Воспитательные задачи:

1.       Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное, заботливое отношение к  живой природе.

2.       Формировать  дружеские доброжелательные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

3.       Воспитывать любознательность, желание познать новое,  умение слушать ответы сверстников, дополнять и анализировать их.

Предварительная работа с детьми:  Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Осень», наблюдение за изменением в природе на территории участка. Беседа с детьми  об осени и осенних признаках. Игры с детьми на осенью тематику, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

Образовательные технологии:  Мнемотехника,  здоровьесбережение (Физминутка).

Материал и оборудование мнемосхемы, карточки-символы, картинки с изображением месяцев «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Ход занятия

1.Организационный момент.  

«Придумано кем-то просто и мудро, 

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!»

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

    Ручки, ручки просыпайтесь    

    Здравствуйте!

    И ладошки наши крошки.

    Здравствуйте!

    Разбудите ножки,

    Ножки, здравствуйте!

    И улыбки, и улыбки,

    Здравствуйте!

    Все друг другу улыбнитесь,

     Здравствуйте!

    Поцелуй воздушный всем гостям пошлите,

    Здравствуйте!

2. Мотивационный момент.

- Ребята, к нам в гости спешит лесной житель, а кто отгадайте загадку (загадывает загадку про зайчика).

- А зачем он к нам пришел в гости, я не пойму.

Зайчик просит детей помочь ему, рассказать, когда ему нужно шубку менять, а в лесу спросить не у кого, все заняты делом, готовят запасы, кто ко сну готовиться, не до него зверям.

- Ребята, мы сможем помочь? А как? (дети предлагают варианты)

- Ты зайчик садись и послушай, что дети расскажут о волшебнице осени.

Активизация внимания. (педагог обращает внимание детей на картины )

 - И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. А помогали ей в её капризах три помощника, три осенних месяца…(сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Осень в сентябре какая? ( Ранняя осень, теплая, солнечная)

- А в октябре как называют осень и почему? (Золотая осень: деревья разноцветные, листья красные, желтые, золотые, листопад)

- А какая осень в ноябре? (Поздняя осень, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая)

- Вот сейчас наступил месяц ноябрь, на дворе поздняя осень.

3. Сравнение.

Игра  «Закончите предложения»:

В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас – …(опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).

F:\НАТАЛЬЕ\2018-11-22\1544540526908.jpg

    F:\НАТАЛЬЕ\2018-11-22\1544540527033.jpg

4. Физминутка:

Ветер северный подул: «С-с-с», (Руки вверх, покачивание влево-вправо) 

Все листочки с липы сдул…       (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились               (Побежали, закружились)

И на землю приземлились.               (На пол опустились)

Дождик стал по ним стучать:               (Изображают дождик пальцами рук)

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,                         (Изображают град, постукивая кулачками

Листья все насквозь пробил.                по коленям)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения руками вперёд-

 одеялом их накрыл.                        назад, присесть ладони на пол)

5. Рассказ педагога об осени (с использование мнемотаблицы).

- Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки на таблице? ( Об осени)

- А теперь послушайте, какая она – ОСЕНЬ! (педагог рассказывает об осени)

«Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Дуют сильные, холодные ветры. Небо закрыто тучами. Идут холодные моросящие дожди. Листья пожелтели и опали. Деревья и кустарники стоят голые. Перелетные птицы улетели на юг. Люди надели теплую одежду».

6. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

 - Какое время года наступило?

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

- Что происходит с листьями?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

- Как одеваются люди?

F:\НАТАЛЬЕ\2018-11-22\1544540526717.jpg

7. Самостоятельная работа.

- А тетерь вы расскажите об осени нашему зайчику.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

- Так что же мы скажем зайчику, менять ему сейчас свою шубку или нет? А когда нужно шубку менять? (когда выпадет снег, чтобы на снегу он был не заметен)

8. Подведение итогов занятия.

- Вам понравилось занятие?

- Что особенно понравилось?

- Чему мы научились сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Грамотейка» подготовительная к школе группа

Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Поздняя осень". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Поздняя осень" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Волшебница осень» (средняя возрастная группа)

Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально – положительное отношение  к природе осенью сре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Волшебница осень» (средняя возрастная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: средняяТема НОД: «Волшебница осень».Ведущая образовательная область: «Художественно – эстетическое разви...

Конспект занятия по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе.

Занятие по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе  на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе, где дети изучают счет от 6-10 на эрзянском языке и сами разыгрывают спектакль &qu...

Конспект занятия по аппликации на тему "Поздняя осень"

предназначен для детей старшего дошкольного возраста...