Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Грамотейка» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.  Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
Учить составлять слова из слогов. Упражнять в составлении  предложения, членении  простого предложения на слова с указанием их последовательности. Совершенствовать умения детей в постановке ударения в слове.
Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия по грамоте18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №121" Октябрьского района г.Саратова

______________________________________________________________

Конспект

 

занятия по обучению грамоте

Тема: «Грамотейка»

 подготовительная к школе группа

Воспитатель: Новикова Н.И.

1 квалификационная

категория

март 2011год

г.Саратов

Программное содержание: Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.  Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).

Учить составлять слова из слогов. Упражнять в составлении  предложения, членении  простого предложения на слова с указанием их последовательности. Совершенствовать умения детей в постановке ударения в слове.

Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.

Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.

Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.

Материал и оборудование:

для детей:

для воспитателя: запись звуков природы, иллюстрация с изображением короля, макет полянки, изображение схемы движения, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами  животных;колокольчик; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.

Методические приёмы:

игровой- использование сюрпризных моментов.

наглядный — использование карточек, игрушек.

словесный — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.


Ход занятия:

Дети заходят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель, заходит здоровается и представляется.

  1. Дети, посмотрите сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети  отвечают.

  1.  Сегодня по электронной почте я получила письмо . Всех желающих приглашают  в необыкновенное путешествие по стране Грамотейка, где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
  2. Дети, хотите отправиться вместе со мной  в эту страну?(ответы детей). 
  3. Посмотрите на маршрут нашего путешествия (слайд №1)
  4. Мы пойдём по дороге знаний, погостим  у короля страны «Грамотейка», потом отправимся на «полянку звуков», пройдёмся  по  «Улице слогов», увидим «Город Волшебных кубиков». В конце путешествия вас ждёт  сюрприз.
  5. А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
  6. Умными, сообразительными, смелыми.  На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
  7. Итак, мы на дороге знаний.
  1. Звучит музыка( приложение2) 
  2. Ребята, что вы слышите? ( звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,

в стране Грамотейка есть свои звуки.

Воспитатель читает стихотворение:

« Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку качать,

Но не умеют свистеть и  ворчать».

- О каких звуках это стихотворение?( о гласных звуках)

  1. Правильно, это о гласных звуках, они  умеют петь.
  2. Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
  3. Подходите по одному ко мне и называйте звук который обозначает ваша буква.( Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
  4. Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
  5.  А теперь споём вместе ( поёт с детьми без музыкального сопровождения)
  6. Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
  7. А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
  8. -Правильно, согласные.

Воспитатель читает стихотворение:

« А согласные -согласны

Шелестеть, шептать, свистеть

Но не могут они петь».

  1. Ну, что ж отправляемся дальше.
  2. Нас встречает Король.(приложение №3)

Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)

  1. С какого звука начинается слово «король»?(ответы детей)
  2.  Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король  идёт в туфлях.

Воспитатель произносит твёрдо[К], топая пятками  ног.

  1. Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
  2. А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К'].

Воспитатель произносит мягко звук[К],наступая  носками ног.

  1. Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].

Воспитатель  вместе с детьми произносит  то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания воспитатель  следит за правильностью исполнения движений детей.  

  1. Любимоезанятие короля играть в игрушки на полянке ( приложение№4)

Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.

Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками в названии которых есть звук [К].

Поставите на  полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните , где находится этот звук : в начале, в середине или в конце слова.

 В процессе выполнения задания воспитатель спрашивает детей.

  1. Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
  2. Где находится звук [К]?

Выбирая  игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.

  1. Саша, а почему ты не поставил свою  игрушку? (потому что в слове  «самолёт» нет звука [К].)
  2. Верно!
  3. Молодцы,  королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
  4.  Посмотрите,   мы  с вами пришли на «Улицу слогов».

Присаживайтесь на скамейку.

  1. Воспитатель читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных

 «Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают: Как? Куда?

Помогите, детвора!»

На этой улице  много домов, но вот в этом доме никто  пока не живёт. 

- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название  которых состоят из одного слога, на втором-  из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.

  1. Артём, кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
  2. Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
  3. Почему?(в слове «лев» 1 слог).

Затем  каждый ребёнок подходит к дому со своей  карточкой, располагает  её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.

  1. Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные,  название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
  2. Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
  3. Нам пора поторопится., нужно ещё познакомиться с волшебными кубиками.

          Под музыку воспитатель предлагает детям:

     -    Присаживайтесь за столы.

          На столах стоят кубики.

  1. Посмотрите, перед вами по два кубика, чем они отличаются ?(ответы детей: цветом, размером)
  2. Возьмите бежевый кубик и погремите им, а теперь возьмите голубой.
  3. Какой из них звучит звонко? (ответы детей)
  4. А какой глухо? (ответы детей)
  5. Правильно, голубые  кубики звучат звонко потому что слоги написанные на кубиках начинаются со звонкого согласного звука, бежевые - глухо, потому что слоги  начинаются с глухого согласного звука.
  6. Вот и пришли мы с вами к заветному сундучку.
  7. Давайте произнесём заветные слова:

«Сундук, сундук, откройся вдруг».

Дети произносят слова

  1. Ребята,сундук не открывается.
  2. Как вы думаете, что нам поможет открыть замок?(ключ)
  3. Замок у нашего сундучка кодовый и чтобы открыть его нам нужно набрать код , составить из кубиков предложение "Король любит грамоту".
  4. Назовите первое слово в этом предложении. (Король)
  5. Назовите второе слово в этом предложении. (любит)
  6. Назовите третье слово в этом предложении. (грамоту)

Дети находят необходимые слоги на кубиках, отдают воспитателю, а он выставляет слова на полке.  

Дети совместно с воспитателем из кубиков составляют  предложение.

После того, как дети составят его, звучит  музыка и сундук открывается, воспитатель достаёт  медали «Юным грамотеям».

В конце воспитатель благодарит всех детей, за участие путешествии и хорошие знания, раздаёт медали и читывает стихотворение:

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота- это ступенька к свету,

Которуя не нужно пропускать».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)

Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. "В гости к гномам"

Занятие с использованием ИКТ.Цель: Познакомить детей со звуком и буквой ГЗадача: Ø     Закрепить умение различать  звук в словах.Ø     Находить его место в...