Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Грамотейка» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки. Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
Учить составлять слова из слогов. Упражнять в составлении предложения, членении простого предложения на слова с указанием их последовательности. Совершенствовать умения детей в постановке ударения в слове.
Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по грамоте | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №121" Октябрьского района г.Саратова
______________________________________________________________
Конспект
занятия по обучению грамоте
Тема: «Грамотейка»
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Новикова Н.И.
1 квалификационная
категория
март 2011год
г.Саратов
Программное содержание: Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки. Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
Учить составлять слова из слогов. Упражнять в составлении предложения, членении простого предложения на слова с указанием их последовательности. Совершенствовать умения детей в постановке ударения в слове.
Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование:
для детей:
для воспитателя: запись звуков природы, иллюстрация с изображением короля, макет полянки, изображение схемы движения, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных;колокольчик; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный — использование карточек, игрушек.
словесный — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель, заходит здоровается и представляется.
- Дети, посмотрите сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
- Сегодня по электронной почте я получила письмо . Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране Грамотейка, где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
- Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
- Посмотрите на маршрут нашего путешествия (слайд №1)
- Мы пойдём по дороге знаний, погостим у короля страны «Грамотейка», потом отправимся на «полянку звуков», пройдёмся по «Улице слогов», увидим «Город Волшебных кубиков». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
- А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
- Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
- Итак, мы на дороге знаний.
- Звучит музыка( приложение2)
- Ребята, что вы слышите? ( звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.
Воспитатель читает стихотворение:
« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?( о гласных звуках)
- Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
- Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
- Подходите по одному ко мне и называйте звук который обозначает ваша буква.( Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
- Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
- А теперь споём вместе ( поёт с детьми без музыкального сопровождения)
- Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
- А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
- -Правильно, согласные.
Воспитатель читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
- Ну, что ж отправляемся дальше.
- Нас встречает Король.(приложение №3)
Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
- С какого звука начинается слово «король»?(ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Воспитатель произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К'].
Воспитатель произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Воспитатель вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания воспитатель следит за правильностью исполнения движений детей.
- Любимоезанятие короля играть в игрушки на полянке ( приложение№4)
Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками в названии которых есть звук [К].
Поставите на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните , где находится этот звук : в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания воспитатель спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- Саша, а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли на «Улицу слогов».
Присаживайтесь на скамейку.
- Воспитатель читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой улице много домов, но вот в этом доме никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- Артём, кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему?(в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
- Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
- Нам пора поторопится., нужно ещё познакомиться с волшебными кубиками.
Под музыку воспитатель предлагает детям:
- Присаживайтесь за столы.
На столах стоят кубики.
- Посмотрите, перед вами по два кубика, чем они отличаются ?(ответы детей: цветом, размером)
- Возьмите бежевый кубик и погремите им, а теперь возьмите голубой.
- Какой из них звучит звонко? (ответы детей)
- А какой глухо? (ответы детей)
- Правильно, голубые кубики звучат звонко потому что слоги написанные на кубиках начинаются со звонкого согласного звука, бежевые - глухо, потому что слоги начинаются с глухого согласного звука.
- Вот и пришли мы с вами к заветному сундучку.
- Давайте произнесём заветные слова:
«Сундук, сундук, откройся вдруг».
Дети произносят слова
- Ребята,сундук не открывается.
- Как вы думаете, что нам поможет открыть замок?(ключ)
- Замок у нашего сундучка кодовый и чтобы открыть его нам нужно набрать код , составить из кубиков предложение "Король любит грамоту".
- Назовите первое слово в этом предложении. (Король)
- Назовите второе слово в этом предложении. (любит)
- Назовите третье слово в этом предложении. (грамоту)
Дети находят необходимые слоги на кубиках, отдают воспитателю, а он выставляет слова на полке.
Дети совместно с воспитателем из кубиков составляют предложение.
После того, как дети составят его, звучит музыка и сундук открывается, воспитатель достаёт медали «Юным грамотеям».
В конце воспитатель благодарит всех детей, за участие путешествии и хорошие знания, раздаёт медали и читывает стихотворение:
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота- это ступенька к свету,
Которуя не нужно пропускать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)
Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:· познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»
Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. "В гости к гномам"
Занятие с использованием ИКТ.Цель: Познакомить детей со звуком и буквой ГЗадача: Ø Закрепить умение различать звук в словах.Ø Находить его место в...