Программа дополнительного образования"Развивалочка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа дополнительного объеденения "Развивалочка"
Я составила программу по дополнительному образованию дошкольников, которая построенна по прграмме «Ломоносовской школы».Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий курс
для детей дошкольного возраста
«Развивалочка»
программа составлена на основе серии «Ломоносовская школа»,
изд-во «Эксмо», 2019 г.
срок реализации – один учебный год
Составиль программы:
Шатунова Лариса Михайловна
г. Москва
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ломоносовской школы» для подготовки детей 5-7 лет к школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и научным руководителем Ломоносовской школы, автором образовательной технологии «Интеллект», доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права, научным руководителем авторского коллектива педагогов, создавших более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями М.А Зигановым.
Программа «Ломоносовская школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. психометрические параметры
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы:
- подготовка к школе носит развивающий характер;
- не допускает дублирования программ первого класса;
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- программа готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- вариантность и вариативность;
- доступность и достаточность;
- наглядность; достоверность;
- комплексность;
- взаимосвязь с окружающим миром;
- использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
- многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
- игра;
- продуктивная, творческая деятельность;
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Задачи курса:
Обучающие:
- Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
- Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
- Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
- Прививать ответственное отношение к учебе;
- Активизировать творческий потенциал;
- развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
- Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- Формировать культуру общения друг с другом;
- Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Особенности программы
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В данный период предусматривается:
• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
• учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 - 3 односложных или двусложных слов;
• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
• знакомить с написанием большой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
• учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- писать основные элементы букв;
- рисовать узоры и различные элементы.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
Средства, необходимые для реализации программы:
- учебно-тематическое планирование;
- азбука;
- рабочие тетради;
- прописи;
- наглядные пособия;
Структура программы:
Срок реализации 1 год.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Начало занятий – сентябрь 2019 года. Окончание занятий – май 2020 года.
Планирование по курсу «Обучение грамоте»
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Занятие |
Учимся правильно сидеть за столом, держать карандаш. Пишем гласные буквы Знакомимся с понятиями лево-право, после, между, впереди, за, верхний, нижний. Слова состоящие из гласных | 0,5 | Занятие1 | |
Учимся ориентироваться в пространстве Пишем звонкие согласные буквы | 0,5 | Занятие 2 | |
Обводим и рисуем горизонтальные линии Пишем глухие согласные Обводим и рисуем вертикальные линии Пишем слоги | 0,5 | Занятие 3 | |
Обводим и рисуем вертикальные линии | Занятие 4 | ||
Обводим и рисуем наклонные линии Пишем недостающие части букв | 0,5 | Занятие 5 | |
Обводим рисунки по контуру Пишем слоги с буквой а Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями Пишем слоги с буквой о | 0,5 | Занятие 6 | |
Штриховка картинок, придумываем свои направления штриховки. Пишем слоги с буквой у Пишем слоги с буквой ы Пишем слоги с буквой и | 0,5 | Занятие 7 | |
Штриховка картинок разными линиями | 0,5 | Занятие 8 | |
Рисуем спирали | 0,5 | Занятие 9 | |
Рисуем круги и овалы | 0,5 | Занятие 10 | |
Рисуем дорожки. Пишем слоги с буквой ю Обводим и рисуем петлеобразные линии. Пишем слоги с буквой я | 0,5 | Занятие 11 | |
Обводим и рисуем петлеобразные линии. Пишем слоги с буквой е Обводим и рисуем петлеобразные линии. Пишем слоги с буквой ё | 0,5 | Занятие 12 | |
Обводим и рисуем петлеобразные линии | Занятие 13 | ||
Обводим и рисуем зигзаги. Пишем слоги с твердыми согласными | 0,5 | Занятие 14 | |
Обводим и рисуем различные линии в картинках | Занятие 15 | ||
Пишем буквы А,а и Д,д. Переставь буквы, напиши слова | 0,5 | Занятие 16 | |
Пишем буквы М,м и Л,л. Впиши буквы | 0,5 | Занятие 17 | |
Пишем буквы С,с и Э,э. Написание мягкого знака в словах | 0,5 | Занятие 18 | |
Пишем буквы О,о и Ю,ю. Напиши названия к картинкам | 0,5 | Занятие 19 | |
Пишем буквы З,з и Я,я. Пишем мягкий разделительный знак в словах | 0,5 | Занятие 20 | |
Повторяем написание пройденных букв. Пишем разделительный твердый знак в словах | 0,5 | Занятие 21 | |
Пишем буквы Р,р и Ф,ф. Пишем предложения | 0,5 | Занятие 22 | |
Пишем буквы Б,б и В,в. Пишем предложения | 0,5 | Занятие 23 | |
Пишем буквы К,к и У,у. | 0,5 | Занятие 24 | |
Пишем буквы Н,н и И,и,й. Пишем названия животных | 0,5 | Занятие 25 | |
Пишем буквы Г,г и Т,т. Пишем названия рыб | 0,5 | Занятие 26 | |
Пишем буквы П,п и Ч,ч. Непарные твердые и мягкие согласные. Пишем названия животных | 0,5 | Занятие 27 | |
Пишем буквы Ц,ц и Щ,щ Чистоговорки. Пишем названия насекомых. | 0,5 | Занятие 28 | |
Пишем буквы Ш,ш, Е, е, Ё,ё Чистоговорки. Пишем названия птиц. | 0,5 | Занятие 29 | |
Пишем буквы Ж,ж и Х,х Спрятавшиеся слова. Пишем названия овощей. | 0,5 | Занятие 30 | |
Пишем буквы ь, ы.ъ Игры со словами. Пишем названия фруктов. | 0,5 | Занятие 31 | |
Пишем пройденные буквы | 0,5 | Занятие 32 | |
Алфавит. Письмо слов и букв | 0,5 | Занятие 33 | |
Итого | 16,5 |
Планирование по курсу «Обучение чтению и развитие речи» (Хочу читать)
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Занятие |
1. | Гласные звуки и буквы | 0,5 | Занятие1 |
2. | Слова, состоящие из гласных. | 0,5 | Занятие 2 |
3. | Звонкие согласные звуки и буквы. | 0,5 | Занятие3 |
4. | Глухие согласные. | 0,5 | Занятие 4 |
5. | Слова, состоящие из гласной и согласной | 0,5 | Занятие 5 |
6. | Упражнения на закрепление. | 0,5 | Занятие 6 |
7. | Слоги-слияния с гласной а. | 0,5 | Занятие 7 |
8. | Слоги-слияния с гласной о. | 0,5 | Занятие 8 |
9. | Слоги-слияния с гласной у. | 0,5 | Занятие 9 |
10. | Слоги-слияния с гласной ы. | 0,5 | Занятие 10 |
11. | Слоги-слияния с гласной и. | 0,5 | Занятие 11 |
12. | Слоги-слияния с гласной ю. | 0,5 | Занятие 12 |
13. | Слоги-слияния с гласной я. | 0,5 | Занятие 13 |
14. | Слоги-слияния с гласной е. | 0,5 | Занятие 14 |
15. | Слоги-слияния с гласной ё. | 0,5 | Занятие 15 |
16. | Твердые и мягкие согласные. | 0,5 | Занятие 16 |
17. | Односложные и двусложные слова. | 0,5 | Занятие 17 |
18. | Односложные слова. | 0,5 | Занятие 18 |
19. | Слова со стечением согласных. | 0,5 | Занятие 19 |
20. | Мягкий знак. | 0,5 | Занятие 20 |
21. | Мягкий знак в середине слова | 0,5 | Занятие 21 |
22. | Мягкий разделительный знак | 0,5 | Занятие 22 |
23. | Твердый разделительный знак. | 0,5 | Занятие 23 |
24. | Предложение. Виды предложений. | 0,5 | Занятие 24 |
25. | Текст. Вопросы к тексту. | 0,5 | Занятие 25 |
26. | Слог. | 0,5 | Занятие 26 |
27. | Гласная и слог. | 0.5 | Занятие 27 |
28. | Непарные твердые и мягкие согласные. | 0,5 | Занятие 28 |
29. | Чистоговорки. | 0,5 | Занятие 29 |
30. | Чистоговорки. | 0,5 | Занятие 30 |
31. | Спрятавшиеся слова. | 0,5 | Занятие 31 |
32. | Игры со словами. | 0,5 | Занятие 32 |
33. | Сказки. | 0,5 | Занятие 33 |
Итого: | 16,5 |
Литература
- Безруких М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М. М. Безруких \\ Дошкольное воспитание. – 2003 - №2
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Евдокимова А. Дифференцированный подход в обучении грамоте шестилетних первоклассников. / А. Евдокимова //Обруч. – 1996. - № 5, № 6.
- Овчинникова Л. Графические диктанты. / Л. Овчинникова // Обруч. – 2001. - №2.
- Салмина Н. Г., Глебова А. О. Учимся рисовать. Клетки, точки, штрихи. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2018
- Локалова Н. П., Локалова Д. П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2018.
- Косинова Е. М. Логопедический букварь. – М.:Махаон, Азбука – Аттикус, 2018.
- Егупова В. А. Хочу читать: для детей 5-6 лет – Москва: Эксмо 2018.
- Володина Н. В. Пишу буквы: для детей 5-6 лет в двух частях – Москва: Эксмо 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»
Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники. Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...